Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля знаний

Формализованное описание рассматриваемой темы, согласно http://docplayer.ru/30939383-Lekciya-3-informacionnye-i-kommunikacionnye-tehnologii-v-realizacii-sistemy-kontrolya-ocenki-i-monitoringa-uchebnyh-dostizheniy-uchashchihsya.html, кратко выглядит так:

Основные задачи контроля и диагностики образовательных достижений учащихся:

  • Объективное определение степени усвоения материала;

  • Формирование у обучаемых приемов мышления, способствующих успешному усвоению последующих порций учебного материала (обучающая функция контроля);

  • Подкрепление успешности мыслительных действий обучаемого, а также определения объема и качества его мыслительных действий.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  • Предварительный;

  • Текущий (промежуточный);

  • Итоговый.

Тестовые задания подразделяются по типам, формам и видам, среди которых можно выделить:

Типы:

1) закрытый тест, когда используются только предопределенные ответы, в свою очередь делится на следующие подвиды:

  • задание-выбор, когда выбирается правильный ответ или несколько правильных ответов из списка имеющихся;

  • задание-сопоставление, когда необходимо установить связи или соответствия между двумя списками (например: определить соответствия между списком формул, описывающих закономерности протекания определенных явлений или процессов, и картинками, где изображено протекание соответствующих явлений или процессов);

  • задание-ранжирование, когда необходимо установить правильную последовательность действий, например последовательность проведения лабораторного эксперимента;

2) открытый тест, когда обучаемый сам вписывает нужный ответ.

Формы:

  • дополнения,

  • свободного изложения,

  • альтернативных ответов,

  • множественного выбора,

  • восстановления соответствия,

  • восстановления последовательности.

Если же отвлечься от формалистики и посмотреть на практику применения различных видов тестирования, картина получится не очень-то радужная. Мода на тесты и их административное внедрение приводит к откровенной халтуре. Так, ещё 2-3 года назад практиковались централизованные тесты по проверке остаточных знаний студентов. Студентов садили за компьютеры, за ограниченное время они должны были пройти тесты на централизованном портале. Как проходило такое тестирование, описывать не буду, кто проходил - знает, во всяком случае, к реальному контролю знаний эта процедура отношения не имеет. Основная проблема здесь - качество тестов, которое было ниже плинтуса как следствие административного их внедрения любой ценой.

Процедура сдачи ЕГЭ, в основе которой лежат тесты, подвергается постоянной критике, не смотря на то, что тесты там достаточно качественные. Основная претензия - натаскивание на тесты не всегда равнозначно получению качественного образования.

Сейчас в университетах принято проходить массовое промежуточное тестирование по всем предметам. Однако там, где целью предмета является не набор знаний, а умение что-то делать, тестирование малопродуктивно. Здесь уместнее оценивать сделанную законченную работу.

Интересный пример в изучении иностранных языков. Чтобы получить сертификат определённого уровня, нужно сдать экзамен в виде тестирования. Тесты здесь качественные, составлены в стране языка. Однако чисто академические знания, позволяющие пройти тесты, не гарантируют достаточный уровень владения языком. Думаю, что большинство носителей языка вряд ли смогут удачно пройти такой тест.

Сказанное выше вовсе не означает, что нужно отказываться от тестов, просто их нужно применять там, где это уместно. В процессе обучения, например, как один из методов преподавания предмета, а не какой-то итоговой оценки. Преподаватель сам должен решать, где и какие тесты уместны. Массовое же тестирование должно внедряться избирательно, с учётом мнения профилирующих кафедр.