Информатизация образования как фактор развития общества

Когда-то (лет 7-10 назад) я опрашивал своих студентов о наличии у них компьютеров и интернета. Сейчас подобные вопросы просто неуместны - у всех всё есть. За последние несколько лет мне попался лишь один студент-хореограф, который ни разу в жизни не сидел за компьютером по каким-то принципиальным соображениям. Но такое исключение лишь подтверждает правило: доступ к информации в сети стал всеобщим, по крайней мере, среди образованной части населения.

По данным сайта http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/  аудитория интернета в России в октябре 2016 — марте 2017 года достигла 87 млн человек, что составило 71% от всего населения страны. За год российская интернет-аудитория по данным Mediascope увеличилась на 2%. При этом 66 млн человек, или 54% от населения РФ, пользуются интернетом хотя бы 1 раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн человек — 16% от населения страны — только с мобильных устройств.

3,886 миллиарда - количество пользователей интернета в мире по данным на 30.06.2017 (всё население Земли составляет 7,6 миллиарда человек). Почти половина из них (49,7%) проживает в странах Азиатского региона.
Число пользователей по регионам (млн. чел., в % от населения) (http://www.bizhit.ru):

Азия - 1 938 (49,7%)
Европа - 660 (80,2%)
Латинская Америка - 404 (62,4%)
Африка - 388 (31,2%)
Северная Америка - 320 (88,1%)
Средний Восток - 147 (58,7%)
Океания / Австралия - 28 (69,6%)

Процент лиц, которые не используют Интернет (2016 год)

Видно, что Россия одна из лидеров по доступности интернета.

Доступность информационных ресурсов, в том числе образовательных, привела к новому качеству общения преподавателя и обучающихся. В интернете можно встретить много попыток формализовать эту тему и пофилософствовать. Мне понравился доклад  на тему: "Информатизация образовательной среды", написанный человеческим языком (https://infourok.ru/doklad-i-prezentaciya-na-temu-informatizaciya-obrazovatelnoy-sredi-961817.html). Приведу основные тезисы доклада (а вам рекомендую почитать его целиком, он небольшой):

Основные цели информатизации образования:

  • повышение эффективности образования;

  • повышение гибкости и доступности образования;

  • развитие информационной культуры.
     

Основные направления информатизации образования:

  • информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

  • информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

  • информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

  • информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим модернизацию нашего образования, можно отнести:

  • неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

  • большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

  • отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

  • слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

  • отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;

  • отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием.