Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении

Cуществует множество способов использования ИКТ в области образования. Это и  обучающие продукты (электронные учебники) и коллективная работа в режиме online: форумы, семинары, дискуссии, конференции. Так, несколько лет назад мы провели педагогическую конференцию в интернете с электронной публикацией докладов, их обсуждением в виде форума. Опыт интересный, для многих участников непривычный.

Компьютерные технологии и средства электронного обучения наиболее полно классифицированы в http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Классификация_ОЭИ_по_методическому_и_дидактическому_назначению:

Программно-информационные продукты

  • Электронный словарь

  • Электронный справочник

  • Электронная энциклопедия

  • Информационно-поисковая система

  • Информационно-решающая система

  • Экспертная система

  • Электронные средства обучения


Средства теоретической и технологической подготовки

  • Электронный учебник

  • Электронная обучающая система

  • Электронная система контроля знаний

Средства практической подготовки

  • Электронный задачник

  • Электронный тренажер

Комплексные и вспомогательные средства

  • Электронный учебный курс

  • Электронный восстановительный курс

  • Электронный лабораторный практикум

  • Развивающая компьютерная игра

  • Средства психофизиологического тестирования

Специализированные информационные ресурсы сети Интернет

  • Виртуальная библиотека

  • Поисковая система

  • Интернет-каталог

  • Сервис рассылки информации

  • Интернет-трансляция

Рассмотрим подробнее использование электронных учебников и обучающих систем, в которых предусмотрено интерактивное взаимодействие преподавателей и учащихся. Я использую электронные учебники в работе с очными студентами по схеме:

  • провожу вводное занятие, на котором знакомлю с учебником, даю задание для самостоятельной работы, которое предусматривает создание готового продукта (например, презентации или веб-сайта определённого типа), разбираю типичные ошибки;

  • провожу регулярные консультации;

  • при необходимости - семинары как коллективные консультации;

  • короткие консультации возможны по электронной почте либо через мессенджеры (Вконтакте);

  • принимаю работы.

Таким же образом занимаюсь с "живыми" заочными студентами, которые приезжают на сессии.

С чисто дистанционными студентами используется программный сервис "Открытая образовательная среда" https://opensystem.tspu.ru, с помощью которой студенты отправляют преподавателю свои работы.

Одно наблюдение: учителя-практики, много лет уже работающие в школе, ничем не отличаются от свежих студентов-очников, они также идут по пути наименьшего сопротивления, бывает, хитрят, пытаются сдать работы, сделанные другими (обычно, их детьми). Поэтому работа с чисто дистанционными студентами, когда я их не вижу, зачастую наводит на философские размышления об этом виде обучения.