1. Истоки русского народного танца

Тема русского танцевального творчества, несмотря на специфические особенности этой проблемы, вероятно, никогда не будет исчерпана. Россия огромна по своим масштабам, многонациональна по своему составу, но большую часть её населения составлял и составляет русский народ. Каждый край, регион, область имел свои особенности исполнения русского танца. Каждое село, деревня окрашивали обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему, в соответствии с местными фольклорными традициями.

Для выявления региональных особенностей русского народного танца обратимся к истории. Анализ научной и этнографической литературы показал, что старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений, виртуозная техника исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов и долго хранил следы быта, труда и религиозных верований. Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца. О древности танцев на Руси говорят и дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

Поэтому смело можно говорить, что история русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несет в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни. Самые первые формы танца, по утверждению историков, этнографов и археологов, зародились в процессе трудовой деятельности. В этих древних первобытных плясках были отражены условия быта людей, их мироощущения. В магические обряды охотничьих племен входили танцевальные сцены, изображающие торжество победы над диким зверем. Труд первых земледельцев, их упорная борьба с природой отразились в плясках, воспроизводивших обработку земли, уход за посевами, сбор урожая.

В памятниках славянского искусства, благодаря археологам, сохранились старинные изображения людей. К VI веку нашей эры относятся литые серебряные фигуры, где четверо мужчин в подпоясанных рубахах, в штанах, стянутых у щиколоток, упираются в бёдра руками. Ноги в коленях развернуты. Всё это - и одежда, и поза - взято из жизни народа и до XIX века были обычны для русского крестьянина. Упертые в бок руки столь же свойственны русской пляске, сколько слово «подбоченясь» характерно для русского языка; выворотные, согнутые и приподнятые на полупальцы ноги - одна из разновидностей присядки. Изображение, относящееся к глубокой древности, кроме художественного интереса, представляет ещё ценность документа, так как свидетельствует о большой жизнеспособности народных форм танца. Движения и позы плясок древних славян до сих пор сохраняются в танцах русского и других современных славянских народов [1].

В некоторых литературных источниках утверждается, что хоровод - самая древняя форма русского народного танцевального творчества. Однако даже поверхностное знакомство с тематикой русских хороводов говорит об их достаточно позднем происхождении. В хороводах человек выступал уже как социальный тип, отображающий взаимоотношение с обществом, в то время как в обрядах человек выступал ещё не отделившись от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод - результат более усложнённой культуры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски. С древнейших времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий сопровождаемых пением, словом, драматической игрой, телодвижениями. До нас дошли земледельческие обряды, определявшиеся сельскохозяйственными работами в течение всего года, целью которых было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, не- урожая, падежа скота и т.п.

Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека - рож- дением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.

В древних русских обрядах и обрядовых плясках проявились формы мышления, свойственные тому времени. Это анимизм и магия. Анимизм есть одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет - живой. В связи с анимизмом возникают и магические представления - вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно влиять на силу природы и вызывать желательные для человека результаты: удачу на охоте, богатый урожай, приплод скота, укрепление здоровья и т.д.

В основе обряда, обрядовой пляски лежал принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его внешним образом. Центром охотничьей пляски была имитация промыслового зверя. В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов, в которых человек принимал воображаемое за действительное. Хороня чучело Масленицы, Костромы (или сжигая их), он представлял, что хоронит зиму. Имитацией полёта птиц хотел вызвать прилёт настоящих птиц. Воспроизводя трудовые процессы, надеялся получить богатый урожай. В обрядах и обрядовых плясках человек закреплял приобретённые знания и навыки. Не имея возможности осмыслить тот или иной результат своих действий, он объяснял его влиянием добрых или злых сил. Для получения желаемого старался повторить действия в том порядке и воспроизвести в той обстановке, которые принесли ему удачу, то есть, так, как, по его представлению, было угодно добрым силам. Так закреплялись обрядовые пляски, передавались следующему поколению.

Древнерусские обряды и обрядовые пляски взяли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. Они собирали и организовывали людей в дни радости и печали для общеколлективного выражения своих пережи- ваний и способствовали совершенствованию входящих в них элементов плясового искусства. История формирования эстетической стороны народных обрядов - это постоянный отбор народом лучших произведений своего творчества. Войдя в обряд, они не оставались неизменными, а шлифовались от поколения к поколению.

С развитием истории русского народа, вера в магическую силу обряда и обря- довой пляски со временем начала угасать. В результате этого из обрядового действие оно постепенно превратилось в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву, развлечение связано и с изменением бытового уклада землепашца. С повышением производительности труда у людей появилось больше свободного времени. Обычаем стало совместное проведение досуга. Увеселения стали проводиться в те промежутки времени, когда все сельскохозяйственные работы были закончены. В результате этого летние увеселения носили название «гуляний» (в разных местностях их называли по-разному «улица», «игрища», «вечерки» и т.п.). Зимой «гуляния» заменялись «посиделками».

В процессе исторических событий многие обряды претерпели изменения, но дошедшие до нашего времени сведения ценны как свидетели «седой древности», составляющие основу всего развития народного художественного творчества. Анализируя их, сопоставляя с данными других наук, изучающих древнее общество, сравнивая с творчеством родственных народов, проводя параллели с зафиксированными произведениями русского фольклора, можно представить себе картину становления отдельных видов народного искусства, передачи традиций от одного поколения к другому.

К, сожалению, многое не удалось сохранить, но те хороводы и пляски, которые благодаря этнографическим экспедициям, смогли записать отображают типичные бытовые взаимоотношения (старик, старуха, барин, молодец, красна девица), созданные уже на игровой основе.

Анализ этих записей позволяет сделать вывод, что в русском народном танце наряду с игровыми хороводами, где отдельные солисты разыгрывали сюжет песни, появились новые виды, которые впоследствии назвали в народе хороводами «наборными», «разборными» или «разводными». В основе одних лежала игра сюжетной стороны песни, в основе других - игра эмоциональной стороны песни. Большое развитие и распространение у русского народа получили «плясовые» хороводы, не связанные конкретным отображением сюжета песни. Плясовое начало в хороводах складывалось из двух компонентов: пространственной композиции и лексического набора движений.

Помимо хороводных форм в русской народной хореографии развивались и плясовые формы (пляски, переплясы). В начале XVIII столетия в русском бытовом танцевальном творчестве появилось новшество: «игры парами». Исполнители хороводов и плясок группировались в пары и отношения партнеров в паре являлись основными [2].

Со временем русский танец стал необходимым компонентом любого русского праздника, средством развлечения и общения. Плясали под инструментальные наигрыши на балалайке или гармошке, редко - под пение. Пляски могли быть массовыми или групповыми, мужскими или женскими, парными или сольными. Они составлялись из плясовых фигур, представлявших собой последовательность нескольких движений, соответствовавших одному музыкальному предложению, и всегда носили импровизационный характер.

В основе пляски лежало несколько характерных приемов: шаг, верчение, присядка. Шаг мог состоять из множества элементов. Пляшущий человек мог идти, наступая на краешек стопы, при этом пятка отделялась от земли, мог делать шаги, выдвинув одну ногу вперед, отталкиваясь от ноги, находящейся сзади, дробить, т.е. делать быстрые движения ногами, стоя на одном месте или продвигаясь вперед. Плясовой прием «верчение» предполагал вращение человека на двух прямых ногах, с руками, вытянутыми для равновесия в сторону, вращение на одной ноге, упираясь в землю пяткой и отталкиваясь другой ногой, а также безостановочное вращение на носке левой ноги, приподняв правую полусогнутую. Во время присядок человек делал довольно сложные комбинации, включавшие в себя различные трюки: выбрасывание вперед одновременно или поочередно ног, закидывание в сидячем положении одной согнутой ноги на колено другой, перекаты с носка на колени и с коленей на носки, приседание на одной ноге со взмахами другой, шпагат и т.д.. Все эти движения часто сопровождались ударами в ладоши, ладонью по колену или подошве, присвистыванием и выкриками.

Пляска включала в себя также движения, производимые головой, руками и плечами. Особенно выразительными были движения руками. Ими взмахивали в наиболее эмоциональные моменты пляски, хлопали, заменяя ударные инструменты, ударяли ладонями по собственному телу, по голенищам сапог и т.п. Выбор во время пляски всех этих коленцев, движений руками, головой зависел только от желания и умения плясавшего, а его передвижение по плясовому полю не было регламентировано. Все эти коленца, движения руками, головой использовались плясавшими по собственному усмотрению, а их передвижение по плясовому полю не было регламентировано. Каждый в своем движении делал, что хотел и занимал то место, которое ему хотелось занять.

Пляски могли быть массовыми, включавшими в себя множество людей, фактически всех, находившихся в этот момент на улице или в избе. Они обычно устраивались к концу праздничного пиршества, когда веселье достигало своего апогея и были чрезвычайно бурными, темпераментными.

Кроме массовых плясок были еще так называемые групповые пляски, в которых принимала участие только часть присутствовавших на празднике людей, остальные играли роль зрителей, подзадоривая плясавших.

Массовые и групповые пляски могли быть только мужскими, только женскими или смешанными. Женские пляски отличались от мужских: они были более лирическими, в них преобладали движения руками, плечами, головой, покачивания бедрами, красивый мелкий шаг, дробление ногами.

Одним из самых красивых женских групповых танцев был танец, называвшийся «Бычок», исполнявшийся молодыми женщинами. Женщины становились друг против друга в две шеренги – «стенки». «Стенки» шли навстречу друг другу, плавным красивым шагом, изредка прерывавшемся постукиванием, а затем отходили на первоначально занятую линию. Двигаясь в пляске, женщины поводили плечами, застенчиво опускали голову, прикрывая лицо вышитыми полотенчиками, слегка покачивали бедрами.В конце пляски все обменивались поцелуями. В пляске женщины старались покрасоваться, продемонстрировать плавность движений, грацию, женственность, застенчивость, смущение перед собравшимися зрителями. Свое название пляска получила от диалектного слова «бычиться», т.е. проявлять смущение, скромничать.

Мужские пляски отличались быстротой и некоторой агрессивностью, для них были характерны быстрые «коленца»: присядки, резкие взмахи руками, притоптывания, верчения. Хороший танцор, с точки зрения крестьян, - это тот, для которого характерна «живность», «лихость», «верткость». Так, например, «Трепак» - пляска, исполнявшаяся в очень быстром темпе, отличавшаяся лихостью, разудалостью и некоторой грубоватостью. Его плясали, когда мужчины были в ударе от выпитого вина, заздравных чаш, сытой еды, разбойничьих и «срамных» песен.

Трепак начинался обычно с «выхода». Желавший сплясать мужчина выходил на середину круга, выпрямлялся, откинув слегка назад голову, упирал руки в бока или скрещивал их на груди и стоял так некоторое время, сосредотачиваясь перед пляской и давая возможность зрителям почувствовать важность момента. Через несколько секунд ему навстречу выходил другой танцор и занимал такую же позу. Гармонисты резко растягивали меха гармоней, первый плясун ударял подметкой о землю, широко взмахивал руками, при этом правая рука подбрасывалась выше левой и начиналась пляска. Один стоял на месте, выделывая разные коленца ногами, двигая плечами и всей верхней частью торса. Другой же плясун вертелся волчком на месте, бросался на колени, носился вприсядку, ползунком, вывертами, дрыгал ногами в разные стороны. Все это исполнялось с азартом, увлечением, с полной отдачей.

Наряду с массовыми и групповыми плясками в деревнях были распространены пляски парные и сольные. Парные пляски могли исполняться женщиной и мужчиной или двумя женщинами, двумя мужчинами. При этом они всегда имели состязательный характер.

Дуэтная пляска мужчины и женщины носила зачастую ярко выраженный эротический характер: мужчина домогался женщины, которая ему сначала отказывала в его притязаниях, а затем шла навстречу его желаниям.

Характерной пляской такого рода была старинная пляска «Голубец». Она начиналась в очень медленном темпе. Женщина стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от мужчины, который ходил вокруг нее, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки и танца убыстрялся, мужчина начинал более энергично наступать на женщину, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать себя. Женщина уже не старалась уйти от мужчины, шла ему навстречу, покачивая бедрами, плечами, плавно взмахивая руками. Кончалась пляска имитацией соития женщины и мужчины. Пляска позволяла человеку прочувствовать всю полноту и радость праздника, почувствовать себя свободным от забот и тревог будней [3].

В русском народном танце лексика (набор движений) являлась главным средством выражения национального колорита. По лексике можно было определить, какому региону, области, району, селу принадлежал танец. Жесты,движения ног, рук, головы и корпуса составляли основу танцевальной лексики, которая являлась наиболее выразительным средством в хореографическом произведении.

Существует определенная классификация движений, наиболее характерных для народного танца. Их принято делить на:

- образные;

- подражательные;

- естественно – пластические;

- традиционные.

Образные движения создают - ассоциацию с определенным образом (животных - гусь, петух; растений – береза, ива и т.д.).

Естественно - пластические движения - рождаются в процессе танца. Традиционные движения - выработанные веками и находящиеся в постоянном развитии. Их можно условно разделить на несколько групп:

-«ходовые движения, построенные на шагах»;

-«дробные выстукивания»;

-«веревочки»;

-«ковырялочки»;

-«подбивочные движения»;

-«моталочные движения»;

-«присядки»;

-«хлопушки»;

-«прыжковые движения»;

-«вращения» [4].