3. Региональные особенности русского народного танца

Под влияние костюма в различных регионах России рождались различные танцевальные движения. Например, в северорусском сарафане из парчи и высоком головном уборе, расшитом жемчугом невозможно было танцевать так, как это делали в южных регионах России, где погодные условия позволяли носить облегченные одежды. Особенности бытового уклада и характер людей проживающих в южных областях России также сильно отличался от спокойной и размеренной жизни северян. Эти особенности и исторические события повлияли на формирование различных форм и особенностей русского народного танца.

В каждом конкретном регионе имелись свои особенности исполнения тех или иных движений. Так, например, как мы выяснили ранее, северяне одевались достаточно тепло, поэтому пляски здесь были степенные, спокойные. Для се- верных областей России было характерно подчёркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих были «стелющиеся» по полу, «прилипающие», без отрыва подошвы. Голова поворачивалась и наклонялась вместе с корпусом. Медленные хороводы назывались «ходечи» или «ходюги» и исполнялись под «долгие» - длинные песни. Отношения северян в танце - как и в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагировали, лишь мимолётные взгляды из-под опущенных ресниц выдавали их интерес к партнёру.

В регионах среднерусской зоны широкое распространение имели уникальные хороводы «с рассуждением», т. е. с применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности. А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцевали манерно, показывая знания «тонкого городского обхождения».

Пластический стиль южнорусского региона сформировался под воздействием характерных условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов и под влиянием других национальных культур. Руки исполнителей в южных областях России двигались во всех направлениях, «играли». Кисти могли выполнять любое круговое движение. Часто танец сопровождался прищелкивание пальцами обеих рук одновременно. Жесты, задающие и регулирующие темп, были обращены друг к другу и обретали большую уверенность после звонких возгласов: «Ну-ка, ну-ка», «е-щё, е-щё» и др.

В движениях ног интересен «пересек - наложение одного ритма ног на другой. Особенность «пересека» заключалась в соединении двух разных ритмов. Основной ритм ног простой. Удары производились всей ступнёй. Количество пересекающих, т. е. накладывающих второй ритм, как правило, было небольшое.

На протяжении веков в каждой местности вырабатывались свои приемы, связанные с исполнением танцев определённых форм и разновидностей, с трактовкой традиционных общерусских танцевальных образов и другими факторами, определившими самобытность местной традиции.

Для каждой местности был присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу.

Композиции северных кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например, московские, тверские имели различные плясовые приёмы. Исполнители в них, сохраняя традиционный рисунок, создавали свои оригинальные композиции.

Старинные уральские и сибирские кадрили славились элегантностью компози- ций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.

Говоря об уральском народном творчестве, прежде всего надо отметить, что его нельзя считать результатом деятельности только русского народа, заселявшего край. Оно интересно и примечательно именно тем, что вобрало в себя различные национальные черты и оттенки.

Уже с XVII века начинается активное разведывание богатств края. Русские землепроходцы, рудознатцы, купцы открывали сокровища уральских недр. Сюда бежали, спасаясь от царского гнёта, крестьяне центральной части России. Позднее сюда переселяли целыми сёлами украинцев. На Урале жили местные национальные меньшинства: коми-пермяки, башкиры, татары, марийцы - трудовое население было многонациональным. Танцевальная культура Урала трансформировалась, приобретала неповторимость и самобытность.

В отдельных плясках, кадрилях, переплясах отчётливо выделяются элементы, навеянные татарскими, марийскими и другими национальными мотивами. Танцевальное искусство Урала можно разделить на несколько групп: уральские русские танцы, казачьи танцы, фабрично-заводские и национальные.

Многие детали в танце рассказывали о жизни народа. Например, девушки держали руки в кулачках, парни поддерживали девушку ладонью наружу, кисти девушки закрывали краями юбки. Это связано с тем, что на Урале женщины выполняли физическую работу почти наравне с мужчинами и, несомненно, повлияло на характер и манеру исполнения девушек в танце.

В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и ин- тересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезённых в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. Богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных, бытовых условиях претерпела значительные изменения. К примеру, тяжёлая валенная обувь, тёплая одежда вызвали появление своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.

Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру ис- полнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на от- крытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Ещё одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды пля- сок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с небольшим количеством участников. В более позднее время появи- лись кадриль и полька.

Бытующие повсеместно эти танцы имели в каждом селе свои фигуры, манеру исполнения. Существовали песни - проходки, «проходячие», которые представляли ритмическую ходьбу от одного до четырёх участников по избе. Особенностью этих проходок являлись включение в ритмическую ходьбу импровизационных плясовых дробей и коленец. Тексты песен-проходок служили не только аккомпанементом, но и диктовали игровые действия: «пройдись», «поклонись», «поцелуйся».

Для всего сибирского региона были характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», «припадание», мелкие дроби, движения импровизационного характера. Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеёк», «цепочка», «прочёс», «стенка на стенку», а также вращение парами.

Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вра- щения. Здесь можно было увидеть «свечку», «форточку», «воротца», «крендель» и другие положения. Обычно танец заканчивался притопом правой или левой ногой с обязательным поклоном.

Все движения в плясках исполнялись с чуть присогнутыми коленями. При всех, иногда еле уловимых различиях в плясках отдельных областей есть что-то общее, характерное для русского танца - то, что отличает его от танцев дру- гих народов. Это широта движений, удаль, особенная жизнерадостность, поэтич- ность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного досто- инства [1].

Рассмотрим движения, характерные для различных регионов России [6].

Южнорусский регион: (Белгородская, Орловская, Рязанская, Курская области)

Движение № 1 - шаг с подскоком и дробной дорожкой.

Исходное положение - VI позиция ног. Музыкальный размер -/4.

Движение занимает 3 такта музыкального сопровождения.

1-й такт

«Раз - и» шаг вперед на правую ногу.

«Два» - подскок на правой ноге, левую, согнутую в колене поднять вверх.

«И» - опустить левую ногу на каблук впереди правой ноги.

2-й такт

«Раз» - упасть на левую ногу.

«И» - правую ногу опустить на каблук впереди левой.

«Два»- упасть на правую ногу.

«И» - левую ногу опустить на каблук впереди правой.

3-й такт - также как 2-й такт.

Движение начинается с левой ноги. Руки, во время движения подняты вверх и исполняют свободные покачивания вправо, и влево, кисти открыты к зрителю, свободно играют.

Движение № 2 - простые шаги с соскоком по VI позиции и «упаданием».

Исходное положение - VI позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

Движение занимает 6 тактов музыкального сопровождения.

1 и 2 такты - на каждую четверть исполняются простые шаги с правой ноги.

3-й такт

«Раз - и» - шаг с правой ноги вперед.

«Два» - соскок в VI позицию на две ноги, чуть присесть.

«И» - пауза.

4-й такт

«Раз» - упасть на левую ногу.

«И» - правую ногу перевести на каблук, рядом с левой.

«Два»- правую ногу перевести на подушечку стопы с ударом в пол, левую приподнять.

«И» - пауза.

5 и 6 такты - повторяется выстукивание каблучком и стопой правой ноги 4-го такта. Далее движение - пять шагов начинаются с левой ноги, но выстукивание всегда исполняется с правой. Руки, во время исполнения этого хода, подняты в стороны, согнутые в локтях. Кисти рук, с каждым шагом, играют: «от себя» - «к себе». Пальцы в кисти не соединяются, имитируют «круглое яблочко».

Движение № 3 - женский переменный ход с каблука.

Исходное положение - III позиция ног. Руки, согнутые в локтях сложены перед грудью, правая рука наверху левой. Музыкальный размер - 2/4.

Раз» - шаг вперед с правой ноги с каблука, одновременно кисть правой руки поднимается наверх, локоть остается неподвижен.

И» - левая нога подводится сзади в III позицию к правой ноге, правая рука описывает кругообразное движение, кисть открывается в сторону и затем закрывается снизу в первоначальное положение.

Два» - шаг с правой вперед на всю стопу.

И» - пауза.

Движение исполняется далее с левой ноги. Корпус вместе с открыванием руки чуть поворачивается вправо и влево. Голова наклоняется поочередно к правому и левому плечу.

Движение № 4 - переменный шаг назад.

Исходное положение -1 свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шаг правой ногой назад.

«И» - приставить левую ногу к правой на низкие полупальцы. «Два» - небольшой шаг правой ногой назад.

«И» - пауза.

Движение повторяется с левой ноги. Характер движения беговой. Темп музыкального сопровождения - быстрый. Руки во время исполнения могут быть открыты во II позицию, или соединены в паре в той же позиции. Например, при движении пары по кругу - девушка отступает, юноша наступает, то есть исполняет переменный ход вперед.

Движение № 5 - девичий двойной шаг с приставкой.

Исходное положение - VI позиция ног. Две девушки стоят лицом к партнеру Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - беговой шаг с носка вперед с правой ноги.

«И» - беговой шаг с носка вперед с левой ноги.

«Два-и» Правую ногу приставить к левой в VI позицию, чуть присесть на обеих ногах.

При исполнении движения ногами, руки выполняют движение «муку сеять» то есть поочередные кругообразные вращения от локтя впереди корпуса, чуть пониже уровня груди. Правая рука начинает снизу «от себя», левая рука «к себе». Плечи во время исполнения движения - играют вместе с руками.

Движение № 6- ход назад с подъемом на полупальцы по VI позиции.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Две девушки в тройках стоят лицом к партнеру и спиной по ходу танца. Правая рука в I позиции, левая рука во II позиции, кисти тыльной стороной повернуты наружу. Музыкальный размер - 2/4.

Музыкальная фраза 6 тактов. Движение занимает два такта.

«Раз-и»- шаг назад правой ногой.

«Два-и» - шаг назад левой ногой.

«Раз-и» - правую ногу приставить к левой в VI позицию и подняться на полупальцы обеих ног.

«Два-и» - опуститься с полупальцев, чуть присесть.

Движение исполняется сначала с правой ноги. Характер движения пружинный. Голова чуть повернута к зрителю, взгляд на партнера.

Движение № 7- мужской ход - мелкие переборы, на каждую шестнадцатую долю такта.

Исходное положение - ноги в VI позиции, Музыкальный размер - 2/4.

«Раз-и» - мелкое тройное переступание с правой ноги.

Два-и» - шаг с ударом стопы об пол с левой ноги.

«Раз-и»- также с правой ноги.

«Два-и» - пауза.

«Раз-и»- упасть на левую ногу.

«Два-и» - притопнуть правой ногой.

Движение может исполняться с усложнением ритма. Триоль ногами может выполняться не сначала 6-тактового музыкального сопровождения, а в конце. Кор- пус раскрепощен, руки свободны.

Движение № 8 - основной ход секиринской плясовой.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Танцующие стоят в парах лицом зрителям, соединенные руки опущены. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - легко прыгнуть на правую ногу назад, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть в колене и поднять невысоко вперед.

«И» - ударить подушечкой левой ноги рядом с правой ногой.

«Два - и» повторить движение, начиная с левой ноги.

Движение исполняется во всех направлениях и в продвижении.

Движение № 9 - подскоки и притопы.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Девушки стоят лицом к зрителям.

Руки на талии. Движение исполняется на четыре такта.

Музыкальный размер - 2/4.

1-й такт

«Раз» - и прыгнуть на обеих ногах.

Два» - и подскочить на правой ноге, левую согнуть в колене.

2-й такт

«Раз» - подскочить на правой ноге, колено левой отвести влево (выворотно), подъем вытянуть.

«И» - левую ногу с ударом поставить на полупальцы сзади правой ноги в третью позицию.

«Два» - подскочить на правой ноге, колено левой ноги повернуть вперед (выворотно).

«И» - левую ногу с притопом поставить на всю стопу рядом с правой но гой.

3-й такт

«Раз» - подскочить на левой ноге, правую согнуть в колене и поднять невы соко вперед.

«И» - правую ногу с притопом поставить на всю стопу рядом с левой но гой.

«Два-и» повторить движение, исполнявшиеся на счет «Два -и» 2-го такта.

4-й такт

«Раз» - подскочить на левой ноге, правую согнуть в колене и поднять невысо ко вперед.

«И» - правую ногу с притопом поставить на всю стопу рядом с левой ногой.

«Два» - левую ногу с притопом поставить на всю стопу рядом с правой ногой.

«И» - повторить движение «затакта».

Движение повторяется с другой ноги.

Движение № 10 - основной ход танца «Рязанская змейка».

Исходное положение - VI позиция ног.

Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - соскочить вперед на две ноги.

«И» - подскочить на левой ноге, правую, согнутую в колене, поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Два» - перескочить вперед на всю стопу правой ноги.

«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой. Движение начинается сначала.

Движения, характерные для северорусского региона России (Вологодская, Архангельская, Псковская области).

Движение № 1 - переменный ход с каблука.

Исходное положение - ноги в III позиции, руки согнутые в локтях, скрещены груди, кисти свободно опущены вниз. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - сделать шаг вперед - вправо правой ногой на каблук. Руки открываются вниз, кисти наружной стороной поворачиваются к зрителю,

«и» - левую ногу подвести к правой в III позицию сзади,

«Два» - шаг правой ногой вперед - влево на всю стопу,

«И» - пауза.

Движение исполняется с левой ноги вперед - влево. Руки поднимаются и скрещиваются на груди.

Движение № 2 - комбинированный ход с приставкой ног.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Левая рука лежит на талии, правая рука придерживает юбку. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шаг вперед правой ногой.

«и» - приставить с ударом правую ногу рядом с левой. Правая рука вместе с юбкой открывается в сторону,

«Два» - пауза;

«Раз и два – и» - четыре простых шага с носка вперед, с чуть присогнутыми коленями.

Движение исполняется постоянно с правой ноги.

Движение № 3 - мужской переменный шаг с ударами по голенищу.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Руки раскрыты в стороны.

Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - большой шаг вперед на полупальцы правой ноги, левую ногу приподнять от пола.

«И» - большой шаг вперед на полупальцы левой ноги, правую ногу приподнять от пола.

«Два» - большой шаг вперед на полупальцы правой ноги, согнутую в колене левую ногу резко поднять в сторону. Левую руку поднять вверх, как бы замахиваясь.

«И» - размахнувшись с силой ударить ладонью левой руки о левое колено. Движение повторяется с другой ноги.

Движения, характерные для центральных регионов России (Московская, Ярославская, Владимирская области).

Движение № 1 - тройной притоп с поднятием колен.

Исходное положение - VI позиции ног. Музыкальный размер - 2/4.

Руки на талии.

«Раз» - шаг вперед с правой ноги с ударом в пол, колено левой согнуть и поднять вверх, правое плечо и локоть поворачиваются вперед, корпус откинут назад.

«И» - переступить на. левую и на правую ногу.

«Два» - исполнить также движение с левой ноги, как на «Раз».

«И» - переступить на правую и на левую ногу.

Движение начинается сначала, его исполняют и девушки и юноши. Направление движения - вперед, по кругу и т.д.

Движение № 2 -«упадание» со сгибанием ноги назад.

Исходное положение - VI позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«И» - правую ногу, вытянутую в колене, поднять вперед.

«Раз» - упасть на правую ногу вперед, левую, согнутую в колене, отвести назад. Корпус наклоняется вперед.

«И» - пауза.

«Два» - шагнуть на левую ногу назад. Корпус выпрямляется.

«И» - правую ногу поставить вперед на ребро каблука.

Движение исполняется в качестве заключения в конце комбинации.

Движение № 3 - шаги назад.

Исходное положение -1 свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

Раз» - шаг правой ногой назад.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге на низкие полупальцы.

«Два» - небольшой шаг правой ногой назад.

«И» - пауза.

Движение повторяется с левой ноги. Характер движения беговой. Темп музыкального сопровождения - быстрый. Руки во время исполнения могут быть открыты во II позицию, или соединены в паре в той же позиции. Например, при движении пары по кругу - девушка отступает, юноша наступает, то есть исполняет переменный ход вперед.