6. Педагогические приемы обучения русскому танцу

В последние годы изучение и освоение народного танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на качественно новый уровень, активизировался процесс теоретического осмысления проблем традиционной хореографии. Основными задачами специалистов, занимающихся народной хореографией, является не только её популяризация, но и реконструкция утраченных образцов, разработка и усовершенствование методик преподавания, осмысление роли и сути народного танца как важной неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Точность, правильность исполнения движений при обучении русскому народному танцу - это не только эстетическое требование школы, но и техническая необходимость, т.к. от правильности работы всех звеньев человеческого тела зависит и владение искусством танца, секретами его красоты.

Анализируя традиционное хореографическое обучение непосредственно в естественной деревенской среде можно выделить три его этапа:

Первый этап – «игровой», дети 5-9-ти лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. При этом внимание играющих было направлено на партнеров по танцу, по игре, а не на механическое заучивание хореографических элементов.

Второй этап – «технический», подростки 10-14-ти лет осваивали технически сложные, замысловатые хореографические элементы, разучивали танцы, но пока не участвовали в танцах взрослых.

Третий этап – «мастерский», с 14-15 лет деревенские парни и девушки посещали вечерки, и могли участвовать в танцах, во время которых оттачивали свою индивидуальную пластическую манеру [10].

Современные методики обучения посредством русского фольклора, как правило, строятся на принципах народной педагогики, учитывая реалии сегодняшних дней, и включают в себя: учет традиционной последовательности действий в обучении основам фольклора; обучение посредством аудио и видеозаписей; гибкое применение способов разучивания произведений: от простого к сложному и наоборот.

Выявляется и традиционная последовательность действий в обучении народно- танцевальным началам:

1) развитие чувства ритма (посредством пестушек, потешек, прибауток);

2) обучение основам народной хореографии (танец, пляска, хоровод) через освоение ритма и характерной пластики;

3) танцевально-игровое творчество.

Методы и приемы обучения традиционной народной хореографии учитывают эмоциональные и физиологические особенности, уровень восприимчивости и интересов, основываясь, прежде всего, на законах педагогики и психологии. В процессе освоения русского народного танца рекомендуется опираться на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре:

1) этапность в овладении хореографическими элементами;

2) дифференцированное обучение мальчиков и девочек;

3) формирование навыков синкретичного исполнения – важной особенности русской народной традиционной культуры, так как многие известные народные жанры – хороводы, частушки, плясовые песни, кадрили, игры требуют синтеза пения и танца.

Особую сложность в процессе обучения русскому народному танцу представляет воспитание раскованности и импровизационности исполнения у обучающихся.

Следует помнить, что возврат к прошлому, к традициям русского народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая русский народный танец.

А.С. Каргин, директор Государственного Республиканского центра русского фольклора, доктор педагогических наук сказал: «Народ не может петь былин и песен 18 века, танцевать так, как это умели делать наши деды, так же играть свадьбы и т.д. Он продолжает петь, играть, творить по законам фольклорного искусства, но в их новой исторической редакции. Традиция – не однажды заданное явление. Она меняется вместе с человеком и поэтому сохранение, возрождение и распространение национальной культуры в современных условиях восстанавливает традиционное комплексное восприятие слова, музыки, танца, прикладного искусства, помогает созданию сферы духовного общения и преемственности поколений» [11].

Нельзя не согласиться с мнением А. С. Каргина о том, что жизнь невозможно повернуть в патриархальную Россию, но бережное сохранение и распространение традиционной русской культуры, на фоне развития индустриальной попкультуры, наступления рекламы, всего того, что нельзя отменить или запретить поможет в глубинном постижении русской народной традиционной культуры.

В русской школе народного танца есть некоторые общие требования: локти в позициях не провисают, ладони широкие, открытые, держатся прямо, без изломов в запястье; при переводах из позиции в позицию кисти не отстают, не опережают движение и не совершают случайных, «выкрутасов», а переводятся в строгой манере [1].

Исхода из стиля танца, руки часто изменяют форму позиций, и окраску по- ложений: локти направленные вперед или назад; кисти могут лежать на талии, на бедрах, на затылке, вытягиваться в пальцах или собираться в кулачки, или совер- шать кругообразные движения, прищелкивать пальцами рук. Любимым предметом в руках девушек служит красивый платочек, и тут трудно перечислить возможности задорных взмахов, разнообразных плетений и игр.

В форме и движениях рук, как ни в одном движении, ярко проявляются сущ- ность человеческого характера, его деятельность и профессия. Своеобразные дви- жения рук, корпуса и головы придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает дать наиболее полную характеристику танцующим, раскрыть содержание танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Движения рук вырастают из движений тела, закрепляют позу, рождают жест.

В старинных хороводах руки чаще всего опущены вдоль корпуса или сложены накрест у груди. Оба эти положения подчеркивают строгость и спокойную вели- чавость танца. Положенные с боку на талию, с согнутыми в кулачки кистями, руки могут долго находится в таком положении, раскрываться одновременно или поочередно, одна рука может оставаться на талии, а другая двигаться. Движения рук совершаются в разных положениях: на уровне талии или ниже; на уровне груди и вверху над головой. Кисти рук поворачиваются кверху ладошкой и книзу, или слегка встряхиваются при движении. Очень часто, вроде бы неподвижно сложенные у груди руки покачиваются в локтях.

Обучение движениям рук позволяет осваивать особую, присущую русским танцам координацию и проникать в самую глубинную кладовую танца - манеру исполнения.

В педагогике существует основной закон усвоения материала: восприятие, осмысление, запоминание, применение, проверка результатов. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя (объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы ученик, слушая – слышал и услышал); профессиональный показ движений учителем – зрительное созерцание и осмысление; наблюдение за собой в зеркальном отражении.

Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами – раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит принять определенную позу, услышать знакомый ритм, как начнет срабатывать мышечная память. Это проявляется в правильном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Многие хореографы-практики отмечают, что мышечная память, как и психика человека, поддается тренингу. Все педагоги знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения, поэтому следует сразу добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить. Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: танцевальное движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.

Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания.

Навык – это более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится более точным и экономичным, ряд элементов деятельности автоматизируется. По мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движений перестают осознаваться, т. е. выполняются автоматически. Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению, то он дольше остается неразрушенным. Чем больше ответственных выступлений (ситуаций, когда на тебя смотрят другие), тем дольше выученное будет сохраняться.

Отрабатывая технику исполнения надо обращать внимание на каждый элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и, следовательно, ускоряется формирование двигательных стереотипов. Акцентирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исправления через понимание сущности выполняемых движений, через ощущения. Поэтому чем большее число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый простой танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключиться с одного движения на другое, меняя размер шага, темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сценической площадки.

Между двигательными (пластическими) и волевыми качествами человека существует прямая связь – без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной быстроты, выносливости. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности. Приемы отработки любого специального вида выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением, чередуют оба этих приема; дают предельные нагрузки.

Каждый новый элемент, усложняющий уже выученное движение, развивает ловкость как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это поможет научить детей ощущать свои движения в соответствии с темпоритмом музыки.

Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное - со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. И чем тщательней изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится произведение. Таков извечный закон искусства. Следовательно, необходимо как можно больше записывать, снимать и фотографировать танцы, особенно манеры их исполнения, зарисовывать костюмы и т.д. Другими словами, собрать факты, которые можно было бы систематизировать и положить в основу изучения русского народного танца. Для этого мы сделаем сравнительный анализ существующих форм танцевального русского народного творчества [12;13].