Лекция 9. Средства обучения в учебном процессе среднего
профессионального учебного заведения
План.
1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
2. Условия эффективного применения средств обучения.
Литература:
1. Ажгибкова, Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в
вузах // Инновации в образовании. - 2004. - № 2. – С. 111 – 123.
2. Ажгибкова, Т.Н. Научные основы применения структурно-логических схем при
преподавании гуманитарных дисциплин в вузах // Инновации в образовании. - 2005.
- № 3. – С.13 – 27.
3. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн. :
«Современное слово». – 2005. – 544 с.
4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н.А.
Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
5. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.].– М. : Вентана –
Граф, 2005. – 368 с.
6. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах / Л.Г. Семушина, Н.Г.
Ярошенко. - М. : Владос, 2002. – 298 с.
1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
Средства обучения – совокупность предметов, которые заключают в себе учебную
информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у
студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической
деятельностью, всестороннего развития.
Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет
уровень развития учебно-материальной базы. Она дает возможность организовать
учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить
интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств
обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов,
расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы,
развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.
С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании
студентов запечатлеваются образы этих явлений и объектов. Применение средств
обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и
тем самым способствует повышению качества обучения. С их помощью обучение
становится более наглядным, что делает доступным самый сложный материал.
Средства обучения воздействуют на эмоции студентов, активизируют их, поэтому они
нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к
учебной работе, развития познавательной активности.
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей
повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их
самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения:
-Учебно-наглядные пособия;
-Вербальные средства обучения;
-Специальное оборудование;
-Технические средства обучения.
-Учебно-наглядные пособия – это совокупность средств обучения, предназначенных
для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных
образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут
предъявляться без помощи технических средств.
Учебно-наглядные пособия делятся на:
Натуральные – образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии,
коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали,
машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о
предметах.
Изобразительные – дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть
плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии), объемными (статическими: модели,
макеты, муляжи и т.д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты,
стенды). Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или
принцип действия можно было бы наглядно представить.
Макеты – меньше натуральных объектов, их удобнее использовать в учебном
процессе.
На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В
обучении более продуктивными являются рисунки. На рисунках объект изображают
схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познания. Фотографии и
рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют общие размеры
или очень сложны, а так же если объемный объект очень трудно изучить.
Знаковые – подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические
(формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные
принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.
Технический чертеж – точно передает существенные пространственные признаки
объекта. Является условным изображением. Чертежи можно читать, только имея
специальные знания и умения.
Графики и диаграммы – применяют для наглядного показа количественных и временных
зависимостей.
Схемы – всегда представляют собой единое целое, в ней не должно быть ничего
лишнего. Помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить
методы и приемы передачи сжатой учебной информации.
Эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения,
детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных
положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации условной
информации.
Вербальные (словесные) средства обучения – учебная и учебно-методическая
литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.
Учебная литература – только регулярно используя учебник в процессе
самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения, логические
умения, предметные знания.
Дидактические материалы – дают возможность более рационально использовать время,
дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и
умений, корректировать учебную деятельность обучающихся.
Применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений обучающихся, для
самостоятельного изучения учебного материала, выполнения практических заданий.
Специальное оборудование – охватывает совокупность предметов, ориентирующих
обучающихся на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства
труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в
учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения
лабораторных и практических работ.
Используют при объяснении в качестве демонстрационного оборудования, для
иллюстрации, доказательства теоретических положений.
Технические средства обучения (ТСО) – технические устройства, с помощью которых
дается учебная информация и контролируется ее усвоение. Используют для
формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают
управлять вниманием обучающихся, экономят время.
ТСО делятся на три группы:
1.Технические средства информации (аудиовизуальные) – эффективны при
рассмотрении отдельных фаз и этапов прохождения явлений и процессов, при
изучении конструктивных особенностей объектов. Использование аудиовизуальных
средств содействует повышению научности обучения, позволяет воспринимать самую
разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебных заведениях
иным путем усвоить невозможно. Делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.
2. Экранно-звуковые – учебное кино, учебное телевидение, видеозапись, озвученные
диафильмы. Передают учебную информацию различных форм и видов, позволяют
наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства, увидеть
невидимое невооруженным глазом. Изложение нового материала с помощью видеозаписи
дает преподавателю большие возможности научить обучающихся наблюдать за
явлениями и событиями, выделять главное, побуждать к сопоставлению увиденного
или услышанного с уже известными факторами.
3. Экранные средства – учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов),
транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов.
Звуковые средства – учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи. Их можно
разделить на мотивационно познавательные; проблемные; обучающие;
обобщающее-повторительные; иллюстративные. Делают процесс обучения максимально
насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала.
Тренажеры – применяются для практического обучения. С помощью тренажеров
решаются вполне определенные задачи, поэтому их использование в учебном процессе
наименее гибкое в методическом отношении.
Технические средства программированного обучения и контроля знаний
(информационно-контролирующие) – технология имеет предметом и результатом труда
информацию, а орудием – компьютер. Применение компьютера эффективно на всех
стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации; на
этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с
компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на
этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов
обучения; на этапе корректировки самого процесса обучения и его результатов
путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации. Вместе
с тем не допустима замена реальных физических явлений только модельными
(виртуальными) представлениями их экране компьютера.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных
технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача,
обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и
автоматизация знаний.
Можно выделить такие средства:
-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники,
тренажеры, тьюжеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
-обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием
персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
-интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных
предметных областях;
-распределенные базы данных по отраслям знаний;
-средства телекоммуникации, локальные и региональные сети связи, сети обмена
данными и.т.д.
-электронные библиотеки
Выделяют следующие организационные модели учебного взаимодействия обучаемых со
средствами компьютерной техники:
-классно-урочную – компьютерами оборудованы все рабочие места обучающихся, а
также преподавателя. Все студенты выполняют однотипные или просто одинаковые
действия.
-проектно-групповая – группа обучаемых решает общую учебную задачу посредством
овладения определенными знаниями. Компьютер используется по мере необходимости в
соответствии с расширением ролей между обучаемыми. Эта модель усложняет работу
преподавателя, особенно оценку учебных достижений каждого обучаемого.
-индивидуальная деятельность – наилучшим образом реализуется при наличии
домашнего компьютера. Создает условия для управления собственной информацией.
Проектно-групповая и индивидуальная модели являются наиболее перспективными, так
как позволяют информатизировать учебный процесс и достигают этой цели с
незначительными затратами сил и времени.
Таким образом, средства обучения служат опорой в познании, обеспечивают передачу
учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические
положения и выводы.
2.Условия эффективного применения средств обучения.
Прежде чем применять то или иное средство обучения, нужно выделить учебный
материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого
средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли
использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной
теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной
деятельности.
Необходимо определить момент подачи средства обучения на учебном занятии,
наиболее соответствующей логике учебно-познавательного процесса. Любая
наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается
познавательной деятельностью обучаемых. Необходимо тщательно продумать, как
активизировать и направить познавательную деятельность учащихся в процессе их
подготовки к восприятию наглядных средств, а также после просмотра учебного
кино, телепередачи, видеозаписи, прослушивания магнитофонной или грамзаписи.
Преподносимая при помощи средств обучения информация должна соответствовать
современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и
учебником. Информация должна быть доступной.
При использовании ТСО необходимо учитывать их соответствие инженерно-техническим
требованиям. Успешное использование средств обучения в значительной мере зависит
от профессиональной подготовленности преподавателя.
Каждое средство обучения должно соответствовать информативной и функционально –
дидактической стороне, т.е. тому материалу, изучение которого предусмотрено
программой, и с точки зрения соответствия этой информации тем частным
методическим задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.
Выбор средства обучения на каждое учебное занятие – процесс
индивидуально-творческий. По каждому предмету трудно централизованно разработать
и подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой
темы. Индивидуальный стиль работы преподавателя и уровень развития обучаемых
вносят свои коррективы в использование этих средств.
Итак, средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса в
среднем профессионально – педагогическом заведении. Умелое использование
преподавателем различных средств обучения позволит значительно повысить качество
профессионального образования будущих педагогов.
|