Лекция 5. Методы сбора научной информации, их характеристика.

План:
1. Классификация методов исследования.
2. Характеристика методов педагогического исследования.
1. Классификация методов исследования.
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
« Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С. Л. Рубинштейн).
Исследовательские методы группируют по различным признакам:
- По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
- По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте и теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и др. (В.И. Загвязинский).
Общие методы научного познания Ф. А. Кузин делит на три большие группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)
Б. Г. Ананьев выделяет IV группы методов:
I – организационные, включающие следующие методы: сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный ( в исследовании участвуют представители разных наук; при этом один объект изучают разными средствами).
II – эмпирические методы, включающие наблюдение, самонаблюдение; экспериментальные, психодиагностические (тесты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
С. Л. Рубинштейн делит методы на основные: наблюдение (внешнее, внутреннее); эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий) и вспомогательные (беседа, анкета, анализ продуктов деятельности).
В. И. Загвязинский делит методы на две большие группы:
I – Методы эмпирического психолого-педагогического исследования (основанные на опыте, практике, эксперименте т.е. практический поиск): наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, оценивание, эксперимент.
II – Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования.
2. Характеристика методов педагогического исследования.
Наблюдение – метод систематического и целенаправленного восприятия изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и поведения объекта.
Виды наблюдения выделяют по различным признакам:
1. по направленности (внешнее, внутреннее),
2. по полноте фиксирования фактов (сплошное (широкое), выборочное),
3. по типу связи наблюдателя и наблюдаемого (включенное, невключенное),
4. по форме записи (фотографичное, обобщенное, интерпретационное),
5. по ограничениям, введенным наблюдателем (свободное, стандартизованное, нестандартизованрное) и т.д.
Требования к проведению:
- целенаправленность,
- комплексность,
- систематичность,
- аналитический характер,
- выбор способа наблюдения,
- выбор объекта,
- выбор способов регистрации, в виде записи или использования технических средств,
- обработка и интерпретация полученной информации.
Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью его изучения в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях.
Виды эксперимента:
1. по условиям проведения (естественный и лабораторный),
2. по глубине исследования изучаемого явления (интенсивный, экстенсивный),
3. по степени вмешательства (констатирующий, формирующий).
Организация эксперимента имеет несколько последовательных стадий:
1) выдвижение научной гипотезы;
2) постановка конкретной задачи и выбор объекта исследований;
3) подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;
4) выбор оптимального пути эксперимента;
5) наблюдение явлений при эксперименте и описание их;
6) анализ и обобщение полученных результатов.
Тестирование – исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате чего оцениваются особенности личности.
Виды тестов:
- тест-опросник,
- тест-задание,
- проективные тесты.
Требования к тестам:
1. Надежность,
2. краткость заданий,
3. вариативность содержания,
4. качество,
5. валидность
Опрос – исследовательский метод, позволяющий выявлять особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
Виды опроса:
устный (беседа, интервью), письменный (анкета).
Психолого-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей.
Виды обследования:
Разведывательное (поисковое, пилотажное, зондирующее) – связано с апробированием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
1. Частичное – проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, проблемных вопросов и т.д.
2. Комплексное – изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного изучения компонентов объекта.
3. Системное – то же комплексное, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования.
Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три этапа:
- сбор информации;
- обработка и систематизация;
- подведение итогов.
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.
Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Анализ - предполагает расчленение целого на составные элементы, то есть выделение признаков предмета.
Синтез – соединение полученных при анализе частей в единое целое.
Моделирование – весьма универсальный метод научного познания. Модель – система связанных между собой элементов, упорядоченных определенным образом и связанных определенными отношениями, которые направлены на достижение одного результата.
Требования, предъявляемые к используемым частнонаучным методам:
Надежность – характеристика методики, отражающая точность измерений, независимость полученных результатов от действия случайных факторов (повторное тестирование, параллельное тестирование и т.д.)
Валидность – соответствие методики изучаемому процессу, свойству (валидноссть по содержанию, критерию и т.д.). Понятие указывает на то, «что измеряет тест и насколько хорошо он это делает».
Достоверность – устойчивость измерительной процедуры к фальсификации (контрольные вопросы и т.д.).

Литература:
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005.
2. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования: учеб. метод. пособие / Гадельшина Т. Г. – Томск, 2002.
3. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Корнилова Т. В. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты / Кузин Ф. А. – М., 2000.