ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие адресовано в первую очередь студентам и преподавателям
филологического факультета, а также учителям-словесникам. Оно будет полезно и
интересно всем, кто стремится разнообразить формы освоения курса методики
обучения русскому языку, работу по предмету в школе. Материалы издания обращены
к возможностям развития аналитического мышления студентов, к перспективам
решения инновационных проблем современного преподавания русского языка в школе.
Учебно-методический комплекс состоит из трех частей: конспекты лекций, планы
практических занятий и задания к ним, контрольные работы и тестовые задания.
Конспекты лекций предполагают знакомство с тенденциями и особенностями развития
системы среднего образования, а также с основными нормативными документами,
обеспечивающими постепенное введение профильного обучения на территории
Российской Федерации и, соответственно, знакомство с особенностями системы
профильного обучения. Кроме этого, подробно рассматриваются такие классификации
принципов и методов обучения, которые позволяют учителю видеть конструирование
учебного процесса в перспективе, анализируются применяемые в современных школах
учебники и учебные пособия. Достаточно подробно освещается проблема урока
(структура и типы уроков).
В целом комплекс составлялся с учетом необходимости дальнейшего
совершенствования у обучающихся языковой, лингвистической, коммуникативной,
культурологической и проектной компетенций.
Так, во второй части издания, где представлены планы практических занятий и
задания к ним, делается акцент на формирование и совершенствование способности
студентов проектировать свою деятельность при решении образовательных,
управленческих задач, обусловленных динамичностью, вариативностью
образовательных систем. Это умение увидеть проблему, выбрать цель деятельности и
определяющие задачи, выбрать предмет деятельности, определить пути решения
поставленных задач, подобрать необходимые для их решения средства, применять при
решении проблемной задачи усвоенные знания, умения и навыки. Все представленные
задания имеют многофункциональный характер, что позволяет работать с ними как в
индивидуальном, так и в коллективном порядке, при этом в пределах одного задания
всегда есть возможность перейти от индивидуальной формы работы к коллективной и
наоборот.
Основу предлагаемых заданий составили труды ученых, методистов, психологов и
педагогов по принципиально важным вопросам и проблемам предмета. Кроме того, в
издании использован богатый опыт учителей-словесников современной России в виде
извлечений из разработанных ими конспектов уроков.
В третьей части пособия представлены контрольные работы, которые предлагаются
обучающимся по завершении изучения темы (текущий контроль), а также приводятся
тестовые задания, которые будут уместны при подведении итогов изучения курса
«Теория и методика обучения русскому языку» (итоговый контроль).
Таким образом, в издании представлен дидактический материал по всем основным
разделам курса, читающегося в соответствии с действующими стандартами. Особое
внимание уделено содержанию языкового образования, методам и приемам изучения
основных разделов науки о языке, этапам и специфике анализа текста.
Главная функция учебно-методического комплекса – научить студента, осваивающего
основы теории обучения русскому языку, понимать специфику предмета «русский
язык» в школе, сложность и многообразие стоящих перед ним задач в современных
условиях, дать возможность увидеть разные пути и приемы их решения.