ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие адресовано в первую очередь студентам и преподавателям филологического факультета, а также учителям-словесникам. Оно будет полезно и интересно всем, кто стремится разнообразить формы освоения курса методики обучения русскому языку, работу по предмету в школе. Материалы издания обращены к возможностям развития аналитического мышления студентов, к перспективам решения инновационных проблем современного преподавания русского языка в школе.
Учебно-методический комплекс состоит из трех частей: конспекты лекций, планы практических занятий и задания к ним, контрольные работы и тестовые задания.
Конспекты лекций предполагают знакомство с тенденциями и особенностями развития системы среднего образования, а также с основными нормативными документами, обеспечивающими постепенное введение профильного обучения на территории Российской Федерации и, соответственно, знакомство с особенностями системы профильного обучения. Кроме этого, подробно рассматриваются такие классификации принципов и методов обучения, которые позволяют учителю видеть конструирование учебного процесса в перспективе, анализируются применяемые в современных школах учебники и учебные пособия. Достаточно подробно освещается проблема урока (структура и типы уроков).
В целом комплекс составлялся с учетом необходимости дальнейшего совершенствования у обучающихся языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической и проектной компетенций.
Так, во второй части издания, где представлены планы практических занятий и задания к ним, делается акцент на формирование и совершенствование способности студентов проектировать свою деятельность при решении образовательных, управленческих задач, обусловленных динамичностью, вариативностью образовательных систем. Это умение увидеть проблему, выбрать цель деятельности и определяющие задачи, выбрать предмет деятельности, определить пути решения поставленных задач, подобрать необходимые для их решения средства, применять при решении проблемной задачи усвоенные знания, умения и навыки. Все представленные задания имеют многофункциональный характер, что позволяет работать с ними как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, при этом в пределах одного задания всегда есть возможность перейти от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот.
Основу предлагаемых заданий составили труды ученых, методистов, психологов и педагогов по принципиально важным вопросам и проблемам предмета. Кроме того, в издании использован богатый опыт учителей-словесников современной России в виде извлечений из разработанных ими конспектов уроков.
В третьей части пособия представлены контрольные работы, которые предлагаются обучающимся по завершении изучения темы (текущий контроль), а также приводятся тестовые задания, которые будут уместны при подведении итогов изучения курса «Теория и методика обучения русскому языку» (итоговый контроль).
Таким образом, в издании представлен дидактический материал по всем основным разделам курса, читающегося в соответствии с действующими стандартами. Особое внимание уделено содержанию языкового образования, методам и приемам изучения основных разделов науки о языке, этапам и специфике анализа текста.
Главная функция учебно-методического комплекса – научить студента, осваивающего основы теории обучения русскому языку, понимать специфику предмета «русский язык» в школе, сложность и многообразие стоящих перед ним задач в современных условиях, дать возможность увидеть разные пути и приемы их решения.