КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Контрольная работа проводится после изучения тем «Методика обучения русскому языку как прикладная наука», «Становление и развитие теории и методики обучения русскому языку».


Вариант I
1. Скажите, почему 1844 год – год выхода в свет труда Федора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка» – следует считать началом возникновения методики русского языка?
2. Как вы понимаете мысль о том, что русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения? Ответ обоснуйте.

Вариант II
1. Раскройте роль русского языка в формировании личности ребенка, значение изучения этого предмета в школе, используя высказывание К. Д. Ушинского:
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта сама жизнь».
2. Какую роль играет общее развитие учащихся для усвоения знаний по русскому языку? Ответ обоснуйте.


Контрольные работы №2 и №3 проводятся после изучения темы «Методика изучения разделов науки о языке».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Вариант I

1. В связи с изучением какого материала по теме «Имя существительное» когда и как могут быть использованы следующие задания?
1. Сделайте выводы, какую роль играют различия в падежных формах: книга Саши – книга Саше. Приведите еще примеры. 2. Часто о человеке, которого ругают, критикуют или незаслуженно упрекают, говорят: «склоняют по падежам». Не можете ли вы сказать, почему так стали говорить? Попытайтесь доказать это на примерах.
2. Выясните, доступно ли учащимся следующее задание.
Исправьте текст, объясните причины недочетов. 1. Экскурсанты отправились в музей, также им хотелось побывать в театре. 2. Как только подросли деревца, но их стали подстригать.
Объясните, какое место занимают эти задания в системе обучения синтаксису.
3. Подумайте, какую ошибку может допустить ученик, разбирая по составу следующие слова: малина, смородина; брусника, клубника, гвоздика, черника; свинина, осетрина, буженина; встать, пристать, перестать.
Объясните причину ошибки.


Вариант II

1. Сформулируйте вопросы к вариантам текста, чтобы предложить учащимся задания в качестве познавательных задач:
I вариант
Слово счетчик образовано от считать. Пока счет могли вести только сами люди, слово счетчик обозначало человека, производящего счет. Теперь у нас есть газовый счетчик, электрический счетчик и многие другие приборы, называемые по их действию счетчиками.
II вариант
Слово счетчик образовано от считать. Пока счет могли вести сами люди, слово счетчик называло человека, производящего счет.
2. Подумайте, чем вызваны ошибки в приведенных ниже предложениях. Выполните это упражнение сами, а затем наметьте ход беседы с учащимися, цель которой – объяснить им причину появления подобных ошибок.
1. Приехав в город, было еще темно. 2. Изучая маршруты Крыма, мы летом поедем путешествовать. 3. Мальчик бросился на помощь старушке и не обращая внимания на товарищей. 4. Рано лишившись родителей, ему приходилось много работать.
3. Ученикам было предложено записать в тетради ряд глаголов, образованных с помощью приставки. Приводим в качестве примера работу ученика: улететь, списать, затеять, нарисовать, ударить, обязать, заехать, забавлять, подделать, восхитить.
Какую ошибку допустил учащийся? Объясните причину ошибки.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Вариант I

1. Проанализируйте приведенные ниже предложения и ответьте на следующие вопросы: 1. В каком классе и в связи с изучением какого материала их можно использовать в работе с учащимися? 2. Какое задание вы предложите ученикам?
Следователь встал, узкий, прямой, высокий, на полголовы выше сутуловато поднявшегося Семена Тетерина… Семен молча глядел на следователя: длинная сухая шея, бледное пористое лицо… большие уши, мягкий, старушечий рот…
Плотно сжав губы, следователь… разглядывал охотника. Вот он сидит перед ним сгорбившись, тяжелые плечи покато опущены, лицо угрюмое, суровое, шрам на скуле, придает особую диковатую силу – бесхитростное, честное лицо.
(В. Тендряков)
2. В письменных работах учащиеся, в их устных ответах обычно встречаются следующие прилагательные – синонимы качественной оценки: большой – огромный – колоссальный – могучий; способный – даровитый – талантливый. Однако очень часто ученики не учитывают того, что в самой природе этих слов ярко обнаруживается разная степень экспрессивности, что, естественно, приводит к ошибкам в речи.
Составьте упражнение, на материале которого вы познакомите учащихся с разной степенью экспрессивности этих слов. Посмотрите, есть ли в школьном учебнике под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта аналогичные упражнения.

Вариант II
1. Известно, что учащиеся не всегда различают оттенки значений у глаголов, обозначающих движение: идти и ходить; плыть и плавать; вести и водить и др.
Составьте упражнение, на материале которого вы покажете учащимся, что глаголы идти, плыть, вести обозначают движение в определенном направлении, а глаголы ходить, плавать, водить обозначают движение как постоянное действие без оттенка определенности направления.
2. Проанализируйте приведенный ниже материал. Оформите его как упражнение для учащихся: сформулируйте задание, выводы, к которым вы подведете учащихся.
 Укрыть, закрыть, накрыть, покрыть, прикрыть (одеялом).
 Передать, отдать, выдать (книгу).
 Сорвать, оторвать, вырвать (крючок).
 Вылечить, залечить, подлечить (болезнь).