ЛЕКЦИЯ № 10
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ


В школьном курсе русского языка изучаются все уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический. Исторически в методике преподавания русского языка сложились особые ее области, в которых излагается методика изучения понятий, единиц соответствующего уровня, норм употребления, включенных в школьную программу: фонетических – в методике изучения фонетики, морфемных – в методике изучения морфемики, словообразовательных – в методике изучения словообразования, лексических и фразеологических – в методике изучения лексики и фразеологии, морфологических – в методике изучения морфологии, синтаксических – в методике изучения синтаксиса. Самостоятельность перечисленных областей методики определяется тем, что каждая из них, соотносясь с соответствующим разделом науки о языке, имеет свои цели, содержание, методы обучения и контроля.
Цели изучения разделов науки о языке. Изучение разделов науки о языке – фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса – предполагает познание основных свойств изучаемых единиц языка и функционирование их в речи. В соответствии с этим перед ознакомлением с разделами науки о языке ставятся следующие цели:
• изучение основных особенностей единиц языка;
• ознакомление с их функционированием в речи;
• формирование учебно-языковых умений.
Изучение основных особенностей единиц языка как цель обучения учащихся состоит в выяснении функций этих единиц, их семантики и структуры. Единицы языка в речи используются в зависимости от этих особенностей, поэтому ознакомление с функционированием их в речи должно постоянно разъясняться в учебном процессе. Формирование учебно-языковых умений как цель обучения способствует закреплению полученных лингвистических знаний.
Изучение лингвистических понятий, естественно, сопровождается употреблением их в связных ответах. Они представляют собой учебные тексты на научные темы. Формирование у школьников умения излагать свои знания в виде лингвистических текстов – одна из задач обучения школьников на уроках русского языка. Она может быть решена только тогда, когда учащиеся успешно овладевают знаниями о разделах науки о языке.
Лингвистические понятия как учебные единицы. Лингвистические понятия, используемые в школьном курсе русского языка, охватывают все разделы науки о нем.
В раздел «Фонетика» включены следующие понятия: звуки; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости-твердости, по звонкости-глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. Кроме того, в некоторых школьных учебниках используются понятия шипящих и сонорных согласных, а также описываются функции звуков речи. В совокупности перечисленные понятия, отражая существенные признаки звуковой системы русского языка, составляют основы знаний о ней.
Для описания звуков вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки.
В раздел «Лексика и фразеология» включены следующие понятия: слово, лексическое значение слова, многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, эмоционально и стилистически окрашенные слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Часть этих понятий характеризует лексику русского языка с точки зрения значения слов, часть – с точки зрения их употребления или происхождения.
В учебники по русскому языку введены необходимые для практики понятия из области лексикографии: толковый словарь, словарная статья, помета в словарной статье, словарь иностранных слов.
Словообразовательная система русского языка в разделе «Словообразование» описывается с помощью понятий, характеризующих строение слова (морфемику) и производство слов: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; однокоренные слова; способы образования слов – приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход слова из одной части речи в другую, сложное слово, соединительная гласная, сложносокращенное слово.
В разделе «Морфология» представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражательные слова.
Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные (характеризующие словоформу). В тему «Имя существительное» включены следующие понятия: одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные, род существительных, склонение, падеж, число, несклоняемые существительные, разносклоняемые существительные.
Тема «Имя прилагательное» располагает следующими понятиями: разряды прилагательных по значению – качественные, относительные и притяжательные; краткие и полные прилагательные; степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная, простая и составная), падеж, число, род.
Об имени числительном сообщается то, что они бывают количественные и порядковые, простые и составные; количественные числительные – дробные, собирательные; склонение, имеют категорию падежа.
В тему «Глагол» включены две группы понятий, характеризующих все слово или его отдельные формы:
1) неопределенная форма; совершенный и несовершенный вид, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, спряжение;
2) наклонение – изъявительное, повелительное, условное; лицо, число, время.
У причастий указываются вид, переходность, время, залог, падеж, число, род, форма (полная или краткая); у деепричастий – вид и переходность.
О наречии сообщаются, как правило, только сведения о степени сравнения – сравнительная и превосходная, простая и составная. Категория состояния описывается с точки зрения ее синтаксической функции.
Служебные части речи представлены:
• предлогами – они бывают непроизводные и производные, простые и составные;
• союзами – они бывают сочинительные: соединительные, разделительные, противительные; подчинительные: причинные, временные, определительные и т.д.; простые и составные;
• частицами – они бывают формообразующие, отрицательные и модальные.
Синтаксическая система русского языка представлена группами понятий, описывающих словосочетания и предложения. Словосочетания дифференцируются по морфологической природе главного слова (именные, глагольные), по видам связи (согласование, управление и примыкание).
Предложения рассматриваются с нескольких точек зрения. Простые предложения описываются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); по особенностям грамматической основы (двусоставные и односоставные); по наличию главных и второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные); по наличию-отсутствию необходимых членов предложения (полные и неполные); по наличию осложняющих включений (неосложненные, осложненные). Некоторые учебные пособия рассматривают понятие актуального членения предложения (например, учебники под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта и учебник под редакцией Е. В. Бунеевой).
Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочиненные и сложноподчиненные); сложноподчиненные – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитываются смысловые отношения между частями. Сложные предложения рассматриваются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).
В раздел «Синтаксис» также включены сведения о средствах передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог).
Лингвистические понятия по ряду причин представляют собой неоднородную группу учебных единиц.
1. В школьном курсе русского языка учащиеся знакомятся не только с языковыми явлениями, но и с разделами науки о языке, изучающими их. Это выражается в виде понятий, называющих единицы языка, и понятий, называющих разделы науки о языке, изучающие данные единицы. В учебном процессе для установления их отличий ставятся такие вопросы: Какие вы знаете единицы языка? В каких разделах науки о языке они изучаются? Или: В каком разделе науки о языке изучается слово как часть речи (звук, часть слова)? и т. д.
Понимание детьми разницы между указанными группами понятий имеет мировоззренческий характер, предупреждает смешение языка со смежными явлениями.
2. Лингвистические термины, изучаемые в школе, различаются объемом значения. Одни из них имеют широкое значение, охватывая множество далее членимых явлений, например, в фонетике – звук, гласный звук, согласный звук; в морфологии – часть речи, имя существительное и т.д.; в синтаксисе – словосочетание, предложение и т.п Другие понятия имеют более узкое или предельно узкое значение, описывающее далее нечленимое языковое явление, например. В фонетике – безударный гласный, мягкий согласный; в морфемике – нулевое окончание, приставка и т.д.
Членение лингвистических терминов на широкие )родовые) и узкие (видовые) служит базой как для познания языка, так и для формирования логического мышления учащихся.
3. Лингвистические понятия по своей ценности в школьном курсе русского языка делятся на две группы: ведущие и фоновые. Ведущие понятия являются базой формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений – некоммуникативных и коммуникативных, например, в фонетике: ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные и др.; в морфологии: часть речи, названия частей речи, род, склонение, падеж, вид, лицо и др. Фоновые понятия расширяют кругозор учащихся, обеспечивают ассоциативные связи с ведущими понятиями.
Лингвистические факты как учебные единицы. К ним относятся отдельные языковые явления, выпадающие из той или иной общей системы, например, в фонетике это непарные согласные по твердости-мягкости, по звонкости-глухости, в морфологии это отдельные слова, формообразование которых существенно отличается от парадигмы, и др.
Лингвистические факты сообщаются учащимся вне общей модели, т. е. изолированно в виде перечня звуков (например, непарные по мягкости-твердости [ж], [ш], [ц] и [ч’], [й’]) или перечня слов (например, разносклоняемые существительные путь и десять слов на -мя: имя, время и т. д.; разноспрягаемые глаголы есть, дать, хотеть, бежать; образование глаголов положить, лечь в повелительном наклонении и т. п.).
Требования к усвоению учащимися знаний о языке. В процессе изучения фонетики, лексики и фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса школьники должны усвоить и знать:
• единицы языка, их функции и значения;
• разделы науки о русском языке;
• классификационные разряды языковых единиц;
• определения лингвистических понятий;
• существенные признаки языковых единиц;
• способы образования и изменения слов;
• особенности употребления языковых единиц в речи;
• разборы единиц языка по определенным критериям.
Неточное владение перечисленным материалом приводит учащихся к ошибкам в усвоении знаний. Наиболее типичными из них являются:
• смешение в чем-либо сходных или смежных единиц;
• неполное знание существенных признаков единиц;
• незнание разрядов языковых единиц.
Учебно-языковые умения. Действия с языковыми – фонетическими, лексическими, фразеологическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими – единицами носят интеллектуально-мыслительный характер. При этом учащиеся оперируют их существенными признаками, позволяющими детям отличать одни единицы от других. Помогают в этом школьникам осмысленно заучиваемые определения. Кроме того, учащимся приходится, сопоставляя, сравнивать изучаемые языковые единицы, находить в них общее или различное. В результате дети в своем сознании систематизируют знания о языке. Для применения полученных знаний на практике существенное значение имеет анализ языковых единиц, правильное проведение которого способствует решению правописных и коммуникативных задач.
В соответствии с изложенным в процессе изучения разделов науки о языке формируются учебно-языковые умения, которые заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях. По характеру действий эти умения делятся на опознавательные, классификационные и синтетические.
Опознавательные учебно-языковые умения направлены на узнавание отдельных единиц языка или речи, например, ударных гласных, глухих согласных, суффикса в слове, распознавание частей речи, членов предложения, выделение словосочетаний из предложений, определение видов придаточных предложений и т. д.
Классификационные учебно-языковые умения предназначены для обучения школьников объединению или противопоставлению языковых и речевых явлений на определенной основе, например, подбор однокоренных слов, группировка словосочетаний по главному слову и т. д.
Синтетические учебно-языковые умения заключаются способности производить полный разбор языковых или речевых единиц по определенному плану (фонетический, словообразовательный и т. д. разбор слова, синтаксический разбор предложения).
В дальнейшей жизни овладение перечисленными умениями понадобится лишь немногим учащимся, которые изберут лингвистику своей профессией. Для большинства учащихся данные умения являются чисто учебными, необходимыми для овладения правописными и коммуникативными умениями.
Методы формирования учебно-языковых умений по отдельным разделам науки о языке (упражнения).
Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
• различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
• установление смыслоразличительной роли звуков (фонем) назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);
• деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их дефисом на слоги;
• постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение перешло на другой слог (например, единственное число лиса – множественное число …); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
• группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова следующим образом: в один столбик – с ударным корнем (суффиксом и т. д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой – с мягкими и т. д.;
• определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.
Фонетико-графические упражнения служат для обучения детей различению звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
• обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
• определите звуковое значение выделенных (или указанных учителем) букв;
• расположите услышанные слова по алфавиту;
• подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения способствуют обогащению словарного запаса учащихся, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями. Учащимся можно предложить следующие упражнения:
• укажите (назовите, подчеркните), многозначные (диалектные, заимствованные и т. п.) слова, фразеологизмы;
• подберите синонимы (антонимы) к данному слову, фразеологизмы с близким значением;
• найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т. д.) слова, фразеологизмы;
• определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;
• составьте словарную статью слова (по контекстам его употребления);
• составьте предложения с предложенным словом в указанном значении;
• найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.
В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями.
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
• найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т. д. (или заданную структуру);
• обозначьте условными знаками части слова;
• подберите слова с предложенными суффиксами и т. д. (или с заданной структурой);
• выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например, вместо домик);
• сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т. д.);
• заполните таблицу, используя предложенные примеры;
• разберите слова по составу;
• определите, в каком из слов приставка (суффикс и т. д.) не выделяется.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи между производным и производящим и определять способ образования анализируемого слова. Используются следующие виды упражнений:
• определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
• составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
• определите способ образования слова;
• подберите однокоренные слова к данному слову.
Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования орфографических умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
• опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
• подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
• постановка слова в указанной форме;
• составление парадигмы слова;
• разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
• группировка слов по частям речи, их разрядам;
• составление таблиц и заполнение готовых таблиц предложенными примерами;
• полный или частичный морфологический разбор слова.
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся:
• отграничение одних синтаксических структур от других;
• определение структуры данной синтаксической единицы;
• нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
• составление схем предложений;
• составление предложений по схемам;
• составление предложений указанной структуры;
• полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.
Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.
Работа над лингвистическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.

Литература
1. Бабайцева, В. В. Русский язык : теория : учеб. для 5–9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Просвещение, 1995.
2. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М. Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1988.
3. Бунеев, Р. Н. Русский язык : Учебник для 5-го класса основной школы / Р. Н. Бунеев [и др.]. – М. : Баласс, 2006.
4. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
5. Никитина, Е. И. Русская речь : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Просвещение, 1996.
6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1980.
7. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе / В. П. Озерская. – М. : Педагогика, 1989.
8. Русский язык : практика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. В. В. Бабайцевой. – М. : Просвещение, 1995.
9. Русский язык : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.]. – 20-е изд. – М. : Просвещение, 1998.
10. Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2000.
11. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
12. Хрестоматия по методике русского языка : методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / авт.-сост. М. Р. Львов. – М. : Академия, 1996.
13. Хрестоматия по методике русского языка : русский язык как предмет преподавания : пособие для учителя. / сост. А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1988.