ЛЕКЦИЯ № 4
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично протекающим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в большой степени опираются на потенциал образовательной системы.
Сегодня Россия пытается изменить образовательную систему в соответствии с новой ситуацией в отечественной экономике и интегративными процессами в Европе. Начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. В 1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе была принята Великая хартия университетов, где главным фундаментальным принципом деятельности университета была названа автономность, самостоятельность. Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Конвенция признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе, которое отражает культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие и составляет исключительное богатство Европы, Очертания грядущего Болонского процесса стали значительно явственней после подписания 25 мая 1998 года в Сорбонне четырьмя министрами, ответственными за высшее образование во Франции, Германии, Италии и Великобритании, Сорбоннской декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Было найдено слово «гармонизация», которое позволяло обойти неприемлемые для университетов Европы понятия «унификация» и «стандартизация».
С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, это движение получило название Болонского процесса.
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
 построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
 формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
 обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
 повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
 с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
 до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Болонский процесс ориентирует нас на приведение содержания обучения в соответствие с потребностями современного рынка труда. Это требования и к квалификации, и к социальной мобильности, к способности быстро переобучаться; это владение современными фундаментальными умениями и технологиями. Конкретизация этих требований предполагает тесное взаимодействие сети учреждений профобразования с работодателями. Болонское соглашение также нацеливает на построение системы непрерывного образования, начиная с довузовского, создание двухуровневой системы высшего профобразования. Довузовское образование предполагает введение профилизации на старшей ступени обучения в общеобразовательной школе. Ниже мы представим обзор основных нормативных документов, обеспечивающих процесс введения системы профилей в старшую школу.
Постановлением Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 года была одобрена Национальная доктрина образования и дано поручение Министерству образования по осуществлению координации работ по реализации указанной доктрины. Доктрина состоит из четырех разделов: введение; основные цели и задачи образования; основные задачи государства в сфере образования; ожидаемые результаты реализации доктрины. Она рассчитана на период до 2025 года.
Назначение доктрины как некоторого программного документа состоит в оценке реального состояния уровня образованности населения страны (в сравнении с другими странами) и в определении основных направлений деятельности органов государственного управления по совершенствованию системы образования как института общества. Речь в этом документе идет в основном о проблеме подготовки специалистов, т. е. о высшем и специальном образовании.
Высшее и специальное образование в своей основе ориентировано на передачу специальных знаний. На их базе оно формирует у обучаемых три группы качественных характеристик, которые проявляются не только в знаниях, навыках и умениях, но и в отношении людей к различным сторонам бытия, их эмоционально-волевых установках:
• общегражданские качества отражают наличие у индивидов определенных мировоззренческих и нравственных представлений и социально значимого отношения к обществу, в котором они живут; к природе; к труду; к результатам труда; к другим людям по всем их социализирующим признакам и к самому себе. Эти качества личности формируются всем циклом естественных, общественных и гуманитарных учебных дисциплин;
• общепрофессиональные качества формируются посредством накопления учащимися мировоззренческих и методологических знаний в конкретной сфере профессиональной деятельности. Определение перечня и содержания учебных дисциплин, призванных решать эту проблему, является делом чрезвычайно сложным. На сегодняшний день в содержании учебного процесса отечественной системы образования преобладают преимущественно дисциплины, решающие задачи формирования общепрофессиональных качеств. Однако четко выверенных критериев по сбалансированному отбору необходимых учебных дисциплин для подготовки специалистов не существует;
• должностные качества являются завершающей стадией в образовательном процессе по подготовке специалистов. К глубокому сожалению, в отечественной педагогике данная проблема даже не поставлена. Достаточно взять перечень учебных дисциплин любого учебного заведения, занимающегося подготовкой специалистов, чтобы обратить внимание на трудноразличимую (или даже вовсе отсутствующую) грань между общепрофессиональными и должностными знаниями.
В начале 2001 года была обнародована Стратегия модернизации российского школьного образования, предложенная Правительством Российской Федерации.
Стратегия модернизации образования в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. При этом отмечается, что необходимо развивать у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права; формировать высокий уровень правовой культуры (предполагающий знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства), готовность к сотрудничеству, толерантность, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В анализируемом документе в качестве одного из оснований обновления образования предлагается компетентностный подход, который предполагает формирование ключевых компетентностей школьников.
Согласно Стратегии, компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
Компетентности не следует отождествлять компетенциям, или знаниям, умениям и навыкам. Понятие компетентности шире этих понятий, оно включает их в себя. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
Одна из проблем обновления содержания образования в Стратегии определяется как проблема отбора базовых, или ключевых, компетентностей.
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях. Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях.
Существенно, что все компетентности требуют различных типов действия: действовать автономно и рефлексивно; использовать различные средства интерактивно; входить в социально гетерогенные группы и функционировать в них.
В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены:
• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
• компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
• компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
• компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта);
• компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно обогащающих личность).
Таким образом, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
29 декабря 2001 года вышло в свет распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-р «О введении на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения» (концепция профильного обучения). В указанном документе ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда ‹…›, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Комментируя данное распоряжение, прежде всего следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».
Профильное обучение – «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения».
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Модель российского общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что будет обеспечивать гибкую форму профильного обучения. Она должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня сложности, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта российского общего образования.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20.
С сентября 2003 года в российских школах начался эксперимент по переходу на профильное обучение в 10–11 классах. Министерством образования России разработаны и разосланы в регионы рекомендации о предпрофильной подготовке учащихся среднего звена с целью обеспечения осознанности выбора профиля обучения в старшем звене.
Существует проблема своевременной подготовки учащихся к такому серьезному шагу, как выбор профиля. Более целесообразно было бы начинать готовить детей к выбору профиля со среднего звена, что позволит вводить элементы профилей и выяснять интересы и способности учеников на более ранней стадии обучения.
Выбор профилей обучения должен быть обусловлен запросами родителей и учащихся, подбором и расстановкой кадров, сотрудничеством с профессорско-преподавательскими коллективами вузов, уровнем обученности и обучаемости основного контингента учащихся.
Профильное обучение позволит осуществлять учебный процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, ведь с особенностями свойств нервной системы (темперамента), когнитивных стилей (импульсивность – рефлективность, аналитичность – синтетичность мышления и др.) связаны различия в восприятии и переработке информации. Организация учебного процесса с учетом этих различий обеспечит активность познавательной деятельности школьников, ее эффективность.
Профилизацию школы следует осуществлять без искажения концепции и с учетом ожиданий ученической и родительской общественности; это позволит не только повысить качество образования, но и установить цивилизованные правовые отношения между участниками образовательного процесса.
В условиях вариативной системы меняются механизмы формирования содержания образования, которое должно состоять из опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях), опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций). Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся ключевые компетентности. При оценке учебных достижений школьников преподаватель должен уметь учитывать не только уровень освоения формально-знаниевого компонента обязательного минимума содержания образования, но и способность использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.
Отсюда следует проблема, касающаяся специфики образования на разных образовательных ступенях. В связи с этим особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который может быть раскрыт посредством двоякого требования к содержанию и методам образования: обеспечения полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста и опоры на достижения предыдущего этапа развития (данное требование может быть реализовано только с учетом решения других двух фундаментальных задач: обеспечения равенства доступа к качественному образованию и, как уже было сказано, подготовки и переподготовки учителей для реализации стратегических целей обновления школы на практике).
Методика преподавания русского языка на базовом и профильном уровнях. Родной язык и литература являются неотъемлемой частью национальной культуры. Верное и четкое представление места, целей, задач, содержания и путей развития филологического образования в школе и вузе позволит решить важнейшую проблему гуманизации личности.
Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования предполагает изучение русского языка в 10-11 классах в течение одного часа в неделю на базовом уровне (инвариантная часть БУП) и в течение трех часов в неделю на профильном уровне (вариативная часть БУП). На элективные курсы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность (компонент образовательного учреждения БУП) отводится не менее 4 часов в неделю.
Содержание образования по русскому языку в настоящее время определяется Государственными образовательными стандартами, «Обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования», примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования. В указанных документах обозначены основные подходы к отбору содержания обучения русскому языку. Так, например, осуществлен переход от единых программ и учебников к вариативным; разработаны «Концепция образовательной области «Языки и литература»», обязательные минимумы содержания образования по русскому языку в начальной, основной и средней общей школе, примерные программы; подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники и учебные пособия по русскому языку, риторике и словесности; наконец, введен Единый государственный экзамен, в заданиях которого особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, продуцированию собственного высказывания на основе предложенного текста.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что примерно 89 % выпускников достигают базового уровня подготовки, соответствующего требованиям «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку». Вместе с тем экзамен выявил слабые места в подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.
Такие результаты во многом определяются самим содержанием курса русского языка в школе, который во многом ориентирован на формирование грамматико-правописных умений и навыков. Поэтому основной идеей подготовки современных школьников должно стать интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Иными словами, необходимо не только и не столько обучать орфографии и пунктуации, сколько формировать языковую и духовную культуру школьников, умение думать, грамотно и говорить и писать в разных условиях общения. Современный урок как раз и ориентирован на интенсивное речевое развитие учащихся, которое заключается в реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому (родному) языку.
Основной задачей учителя при обучении русскому языку является систематическое обучение школьников всем видам речевой деятельности. При этом целесообразными являются виды работ, позволяющие формировать весь комплекс речевых и коммуникативных умений: изложение – близкое к исходному тексту, сжатое, выборочное; сочинения разных жанров, в том числе сочинение на основе прочитанного текста. В современных учебниках для 10–11 классов есть упражнения, обеспечивающие формирование прочных произносительных умений и навыков с одновременным развитием речевого слуха и речевого самоконтроля. Однако, на наш взгляд, задания, связанные с анализом текста, представлены очень слабо, а в некоторых учебниках их нет вообще.
В основной школе предполагается совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета. На этом этапе предусматривается формирование таких умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Основная идея стандарта для базового уровня старшей школы - предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи. Приоритетной становится задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения. Особое внимание уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыки различных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; навыки написания рефератов, тезисов, докладов; навыки создания собственных текстов, составление различных деловых бумаг, умения выступать публично.
Специфика стандарта для профильного филологического обучения заключается в выдвижении на первый план задачи подготовки к дальнейшему получению филологического образования в вузе. Стандарт для профильного обучения включает в себя содержание базового уровня. Помимо этого предусматривается углубление и систематизация знаний о лингвистике как науке, расширяются сведения о ее связях с другими науками при максимальном использовании текстов художественной литературы для характеристики образных средств языка, а также для раскрытия исторической изменчивости русского языка, его норм и правил. Совершенствуются умения анализировать языковые и речевые факты с учетом их различных научных интерпретаций. Усиливается внимание к вопросам истории языка и его связей с историей народа.
В работе с учащимися филологического профиля, а также на уроках словесности в общеобразовательном и других профилях необходимо последовательно реализовывать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков и обеспечивающий таким образом устойчивость и надёжность этих умений. Обучение русскому языку на текстовой основе предполагает обучение многоаспектному анализу текста: композиционно-содержательному (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.); стилистическому (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов); языковому анализу отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений). Основными приемами формирования речевых и коммуникативных умений являются такие упражнения, как построение типовых фрагментов текста; редактирование текста, содержащего недочёты; совершенствование правильно построенного, но маловыразительного текста с помощью синонимических замен и использования изобразительно-выразительных средств языка.
При обучении анализу текста необходимо объяснить учащимся, что эта работа связана не только с изучением конкретных литературных произведений, авторских стилей и тонкостей языка: в первую очередь анализ направлен на создание самими учащимися творческих работ в различных жанрах и стилях. В последние годы в качестве экзаменационного задания школьникам и абитуриентам предлагается анализ эпизодов художественных текстов, интерпретация поэтических произведений. Все эти задания достаточно сложны даже для языковедов, поэтому лингвистическому анализу уделяется теперь большое внимание в процессе обучения, начиная с 5 класса. При условии творческой и систематической работы учителя можно привить обучающимся настоящую любовь к литературе и русскому языку, пробудить желание творить самим.
Современный лингвистический анализ текста представляет собой сложную систему, тогда как язык художественного произведения – это тоже система, строящаяся по своим законам. Каждое слово, каждый знак в тексте несут информацию, помогающую понять оттенки общего смысла, поскольку в литературном тексте не бывает случайных деталей. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому необходимо не только исследование текста, но и обобщение учащимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать и пробуют самостоятельно анализировать текст. При этом учащемуся важно увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
В настоящее время существует достаточно много методик анализа художественного текста. На наш взгляд, наиболее приемлемой для учащихся является структура анализа, разработанная Е. И. Бегловой: рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей, лексический комментарий, анализ синтаксиса и изобразительно-выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается изучение метроритмического и фонетического уровней. Все этапы работы над текстом проводятся через постановку проблемных вопросов и выполнение исследовательских заданий в процессе осмысления функций всех композиционных фрагментов, смысловых типов и форм речи, а также выявления стилистических функций лексических, синтаксических, интонационных средств, участвующих в создании художественного единства текста.
Толкование языковых фактов вначале может проводить сам учитель: коллективное медленное чтение художественного текста учит видеть незаметное и малозначимое, читать осмысленно и внимательно. Например, возможна постановка следующих вопросов: Почему текст называется именно так? Где в тексте заложено объяснение названия текста, какими средствами это сделано? и др. Большое значение имеет выявление ассоциативных связей, т. е развитие художественного воображения и образного мышления. Воображение и мышление играет особую роль в процессе обучения в старших классах средней школы, т. к. связано с искусством быть читателем – человеком, умеющим расшифровать авторский замысел. Не менее важным является разграничение, верная оценка индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Произведение анализируется на уроке устно, дома учащиеся оформляют письменное высказывание, используя при этом необходимую справочную литературу.
Необходимо отметить, что в 11 классе обучение русскому языку представляет собой в основном интенсивную подготовку к Единому государственному экзамену по предмету. Бóльшая часть учебного времени традиционно отводится на отработку орфографических и пунктуационных умений. Однако совершенствование умений анализа текста и составления связного устного или письменного высказывания также должно найти место в процессе обучения. Часто учителя решают эту задачу в рамках элективных курсов.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Некоторые из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, курс «Лингвоанализ художественного текста» («Искусство анализа художественного текста») будет поддерживать курс литературы; курс «Учимся редактировать» поддержит «Стилистику русского языка»; курс «Приключения слов в истории» поможет при изучении художественных произведений XVIII–XIX вв. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий, например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента», «Инновационный менеджмент», «Психология делового общения» и др. в социально-гуманитарном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом
Необходимо заметить, что любой элективный курс для гуманитарного профиля должен создаваться с учетом того, что действительно глубоко понять текст можно лишь в процессе диалога разных ее читателей. Поэтому основной формой учебной деятельности в курсе становится не рассказ учителя о тексте (или книге), не объяснение, а совместная - учеников и учителя - работа над текстом, их диалог, направленный на понимание произведения. Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа строится, как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы и т. д.
При разработке программы элективного курса необходимо: 1) проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля; 2) определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса; 3) определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля; 4) разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них; выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д; 5) составить список литературы для учителя и для учащихся; выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса (если программа курса предполагает выполнение практических работ, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе); 6) продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса; 7) определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса; 8) продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др.
Алгоритм разработки программы элективного курса. Во-первых, программа должна содержать пояснительную записку. В ней обосновываются актуальность, важность и значимость курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат его освоения, задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.
Затем необходимо представить учебно-тематический план, в котором должен быть отражен образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.
Следующий этап - полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования - это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.
Программа должна содержать список литературы для учителя и учащихся.
Также могут быть представлены всевозможные приложения: темы творческих работ, проектов, планы проведения практических работ, экскурсий и др.
Таким образом, модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, от решения которой зависит дальнейшее развитие всей страны. Цель модернизации образования – создание механизма устойчивого развития системы образования на основе обеспечения его современного качества. Успешная модернизация образования в России возможна только при том условии, если она будет основываться на сохранении его фундаментальности и соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Литература

1. Анализ результатов ЕГЭ-2007 по английскому языку, немецкому языку, литературе, русскому языку в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации / Т. Г. Петрашова [и др.] ; под общ. ред. Е. Е. Змеевой. – Томск : Лито-принт, 2007.
2. Артеменко, Н. А. Обучение анализу художественного текста как дидактическая основа формирования коммуникативной компетенции учащихся / Н. А. Артеменко // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: материалы IX Всероссийского научного семинара (25–26 апреля 2008 г.) / под ред. Н. С. Болотновой. – Томск : Изд-во ЦНТИ, 2008. – С. 313–321.
3. Беглова, Е.И. Филологический анализ художественного текста / Е.И. Беглова. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамакской гос. пед. академии, 2006.
4. Болотнова, Н. С. Основы текстоведения в школе / Н. С. Болотнова [и др.]. – Томск : Изд-во ЦНТИ, 2000.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика-Пресс, 1999.
6. Концепция профильного обучения // Обеспечение учебного процесса / Нормативно-правовые документы. – www.ed.gov.ru
7. Настольная книга учителя русского языка : cправочно-методическое пособие / cост. Е. Т. Романова. – М. : Астрель : АСТ, 2002.
8. Национальная доктрина образования // Обеспечение учебного процесса / Нормативно-правовые документы. – www.ed.gov.ru
9. Пермяков, О. Е. Теоретико-информационный анализ социально-педагогической оценки единого государственного экзамена в Томской области / О. Е. Пермяков, С. В. Менькова. – Томск : Дельтаплан, 2006.
10. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004.
11. Стратегия модернизации российского школьного образования // Обеспечение учебного процесса / Нормативно-правовые документы. – www.ed.gov.ru
12. Хрестоматия по методике русского языка : русский язык как предмет преподавания : пособие для учителя / сост. А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1988.
13. Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Кропивянская // Школьные технологии. – 2002, №1. – С. 101 – 108.