ЛЕКЦИЯ № 8
ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА


Урок усвоения новых знаний, умений, навыков. Название данного типа урока отражает его цели с позиции учащихся. С позиции учителя такой урок является уроком объяснения нового материала.
Примерная структурная схема:
1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;
2) проверка домашнего задания;
3) актуализация опорных ЗУН;
4) изучение нового материала (усвоение новых знаний и способов действия);
5) первичное закрепление материала;
6) задание на дом;
7) подведение итогов урока
Основная дидактическая цель этого типа урока – изучение нового материала, поэтому соответствующий элемент в его структуре является центральным. В уроке этого типа отсутствует опрос, т. к. он не способствует решению главной задачи урока. Данный тип урока учитель выбирает тогда, когда новый материал сложен, велик по объему или его предполагается усваивать исследовательским методом, на который нужно затратить много времени.
Проверка домашнего задания представляется факультативной. Она может отсутствовать, если характер домашнего задания не связан с темой урока. В противном случае проверка домашнего задания лишь утомляет учащихся перед предстоящим трудным и объемным объяснением, ничего не внося в реализацию целей урока. Ее введение в урок справедливо лишь в том случае, если проверка домашнего задания выполнит одновременно и собственную функцию, и функцию актуализации опорных знаний и навыков, т. е. поможет учащимся мобилизовать те знания, умения и навыки, которые понадобятся для овладения новым материалом.
Иногда из урока исключается элемент «актуализация опорных ЗУН»: это определяется характером учебного материала и методом объяснения. Если материал новый, не имеет опоры на ранее изученный, этот элемент отсутствует.
В случае исключения проверки домашнего задания и актуализации опорных ЗУН объяснение или усвоение новых знаний необходимо начинать на 5–10 минуте урока. Если в уроке присутствует актуализация, то к усвоению нового материала необходимо переходить через 8–10 минут после начала урока.
Объяснение нового материала может быть локализовано в одном месте или рассредоточено по ходу урока. В соответствии с этим первичное закрепление следует либо за каждой частью в отдельности, ибо в конце, после всего объяснения.
Традиционная форма урока построена на фронтальной форме работы, когда весь класс работает на одном дидактическом материале. Возможна также групповая форма работы.
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. В методической литературе этот тип урока встречается также под названием «урок формирования умений и навыков». В традиционной методике он именуется уроком закрепления ЗУН.
Примерная структурная схема:
1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;
2) актуализация опорных знаний и опорных действий;
3) проверка домашнего задания;
4) опрос;
5) вторичное закрепление материала;
6) сопутствующее повторение;
7) задание на дом;
8) подведение итогов урока;
9) самостоятельная проверочная работа.
Главные цели уроков этого типа – углубить знания, упрочить умения, создать автоматизированные навыки. На таком уроке продолжается закрепление, начатое ранее, поэтому в подходе к его построению необходимо осуществить принцип преемственности. Именно предшествующий урок, на котором школьники уже приступили к закреплению, подскажет, с чего начать и чем закончить формирование умение и навыков на данном уроке.
Урок данного типа предполагает, что на предшествующем уроке и в ходе домашней подготовки произошло усвоение учащимися теории и овладение способом действия при помощи правил. Урок целесообразно начинать с актуализации опорных знаний и опорных действий. Новые знания проверяются путем применения различных методов и организационных форм опроса, а владение способом действия – путем разбора примеров, содержащихся в домашнем упражнении или данных учителем. Этот структурный элемент сливается с опросом и проверкой домашнего задания (до 15минут урока). Домашнее задание или задание для опроса на уроках данного типа может содержать любые элементы сопутствующего повторения: грамматический разбор, словарные слова, орфограммы и пунктограммы на ранее изученные правила и прочий пройденный материал.
На уроке этого типа, убедившись, что ЗУН учащихся соответствует требованиям данной темы, можно переходить к вторичному закреплению. На данном этапе не используются упражнения со вставкой пропущенных букв, раскрытием скобок, исключены предупредительный диктант и комментированное письмо. Акцент должен быть смещен в сторону более сложных упражнений второго цикла закрепления (типа выборочных, распределительных, графических, цифровых диктантов, упражнений на переконструирование). Упражнения проверяются по окончании индивидуальной работы над ними. Проверять упражнения можно фронтально или используя самопроверку, взаимопроверку и т. д. На уроках вторичного закрепления возникает возможность дифференцировать задания для различных групп учеников. На закрепление и повторение на уроке этого типа уходит от 25 до 30 минут.
Завершает урок самостоятельная проверочная работа, рассчитанная на 10–15 минут. Эта работа необходима, т. к. наличие постоянного итогового контроля заставляет школьников в течение всего урока быть собранными, сознательно совершенствовать умения и навыки в преддверии предстоящего отчета о достигнутом.
Урок работы над ошибками. В методической литературе нет единого мнения относительно уроков работы над ошибками. В учебниках по педагогике среди типов уроков такие уроки не значатся. М. Р. Львов выделяет урок работы над ошибками в отдельный тип. Другие исследователи считают, что это особая разновидность уроков закрепления ЗУН. Урок работы над ошибками и урок закрепления ЗУН имеют общую цель: совершенствование ЗУН. Близки они и по составу элементов урока: закрепление, повторение, итоговый контроль.
Примерная структурная схема:
1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;
2) слово учителя об итогах контрольной работы;
3) актуализация опорных знаний и опорных действий;
4) повторительно-закрепительные упражнения;
5) самостоятельная проверочная работа;
6) задание на дом;
7) подведение итогов урока.
Этот урок должен проводиться с предварительной подготовкой учащихся. Учитель, проверив контрольную работу, определяет 5–6 типов наиболее распространенных ошибок, которые допустили ученики, на дом задает теоретический материал для подготовки и практические упражнения по темам, в которых допущены ошибки. На самом уроке во вступительном слове учитель сообщает результаты работы по количеству тех или иных ошибок, говоря о наибольшем и наименьшем количестве ошибок (без называния фамилий), говорит о продвижении вперед отдельных учащихся, перечисляет виды орфограмм и пунктограмм, плохо усвоенных. Затем в рабочих тетрадях начинается коллективная работа над ошибками. Кто-то из учащихся обязательно работает у доски. Слова или предложения, в которых были допущены ошибки одного типа, вновь выписываются, повторяются условия выбора орфограмм и пунктограмм и правила их обозначения на письме. После фронтальной проработки ошибок каждый ученик обращается к индивидуальной работе. Под диктовку записываются слова, предложения на те же правила. Задание – самостоятельно обозначить условия выбора. Завершает работу по воспроизведению способа действия приведение учениками аналогичных примеров и запись их в тетрадь с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм. Таким же образом обрабатываются все типы ошибок, выделенные из контрольной работы и предназначенные для данного урока.
Затем наступает время для обобщающих повторительно-закрепительных упражнений. Чаще всего это диктанты различных видов с последующим объяснением. Все эти задания должны подготовить школьников к самостоятельной работе. Перед выполнением самостоятельной работы ученики в тетрадях для контрольных работ выписывают в правильном виде слова и предложения, в которых они допустили ошибки, и письменно обозначают условия выбора орфограмм и пунктограмм. Только после этого выполняется самостоятельная работа (5–10 минут).
Урок повторения, обобщения и систематизации пройденного. Такой урок проводится в конце изученной темы, раздела, курса, а также в начале учебного года. Его цель – повторение, обобщение, систематизация ЗУН и их дальнейшее углубление.
Примерная структурная схема:
1) сообщение темы, постановка целей и задач урока;
2) повторение с целью обобщения, систематизации и углубления пройденного:
• проверка домашнего задания;
• опрос;
• повторительно-закрепительные упражнения;
3) самостоятельная проверочная работа;
4) подведение итогов урока;
5) задание на дом.
Центральное место занимает основанная на повторении самостоятельная работа самих учащихся по обобщению и систематизации знаний. Остальные элементы урока подчинены главному.
Успех урока данного типа закладывается в домашнем задании к нему. Домашнее задание к этому уроку носит принципиально иной характер – материал пройден и усвоен, и есть возможность рассматривать его с разных точек зрения, а именно: сопоставлять, классифицировать, выделять общее и различное, использовать разные тексты, на материале которых можно показать то или иное языковое явление. К данному уроку ученик должен не только осмыслить и усвоить материал, но и проделать определенный объем самостоятельной работы, что позволило бы ему внести в урок свои наблюдения. Поскольку способности учащихся различны, уместны дифференцированные задания. Одним ученикам поручают составить обобщающую таблицу или схему, другие должны будут продумать и предложить в классе вопросы для сравнительно-сопоставительной работы, третьи могут сочинить грамматическую сказку или приготовить доклад по вопросам темы, четвертые отыщут тексты для обобщающих упражнений, сделав выписки из произведений, изучаемых на уроках литературы.
Урок систематизирующего и обобщающего повторения в идеале – это урок творчества самих учащихся, но творчества, основанного на хорошем знании всей пройденной темы в целом. Поэтому подготовка к уроку для каждого не должна свестись только к выполнению творческого задания, а участие в уроке – к его предъявлению. Чтобы предотвратить такую ситуацию, в урок данного типа вводится его завершающая часть – общая письменная самостоятельная работа по теме в целом, в которой предстоит отчитаться не только в знаниях и умениях по всей теме, но и в усвоенном на данном уроке. Это обстоятельство делает необходимой и добросовестную подготовку по материалу всей темы, и активную переработку ЗУНов на самом уроке.
Уроки этого типа наиболее удобны для реализации различных организационных форм общения учащихся между собой на базе приобретенных ими ЗУН. Разнообразить виды уроков данного типа позволяет введение в них элементов ролевых игр.
Урок проверки (контроля) знаний, умений, навыков. Урок контроля завершает изучение темы, раздела или курса. Цель урока – контроль, проверка ЗУН к данному моменту.
Примерная структурная схема:
1) объявление темы и целей урока;
2) выполнение контролирующих заданий;
3) подведение итогов урока;
4) домашнее задание.
Разновидности уроков контроля определяются особенностями контрольных заданий.
Уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся проверяется посредством контрольного диктанта. В настоящее время нередко к диктанту присовокупляют сопутствующее грамматическое задание, посредством которого дополнительно проверяют знания по грамматике и учебно-языковые умения учащихся.
Комбинированный урок. На этом уроке происходит интеграция задач контроля, объяснения и закрепления. Циклы познания совмещены. В пределах этого урока осуществляются все главные задачи обучения. Структура программы по русскому языку в школе такова, что новый материал иногда приходится объяснять и усваивать слишком часто, иногда даже на каждом последующем уроке. Если при этом использовать только тип урока объяснения материала, то учащиеся надолго останутся бесконтрольными. Невозможно проверить, как они усвоили материал предыдущего урока. Новый материал по русскому языку нередко частично известен учащимся, так что на его изучение не требуется много времени. Чем заполнить оставшееся пространство урока? Ответ – в структуре комбинированного урока.
Примерная структурная схема:
1) сообщение темы, цели урока;
2) проверка домашнего задания;
3) опрос;
4) актуализация опорных ЗУН;
5) изучение нового материала;
6) первичное закрепление материала;
7) задание на дом;
8) подведение итогов урока.
Планируя разновидность комбинированного урока без актуализации опорных ЗУН, особое внимание следует обратить на временную протяженность его первой части. Опрос вместе с проверкой домашнего задания не должен занимать более 10–15 минут урока, поскольку предстоит еще провести объяснение и закрепление материала. Опасно чрезмерное, необоснованное расширение первой части урока. Если педагог еще не овладел быстрым темпом ведения урока, то опрос растянется на 25–30 минут. Это погубит урок, потому что на осуществление собственно обучения – объяснения и закрепления – останется треть урока, в то время как на это необходимо две трети урока. Торопливое объяснение, отсутствие полноценного закрепления нарушит гармонию пропорций, и совокупность целей данного урока не будет достигнута.
Чтобы избежать такой деформации структуры комбинированного урока и в то же время поставить несколько оценок при опросе, нужно обратиться к таким приемам опроса и проверки домашнего задания, которые помогут сэкономить время. Например, проверку домашнего задания можно слить с индивидуальным опросом. Опрашиваемые ученики выборочно выписывают на доску наиболее трудные случаи из домашнего упражнения: расставляют знаки препинания, чертят схемы предложений, пишут трудные слова, подчеркивают признаки орфограмм, обозначают условия их выбора, делают грамматический разбор и т. д. Их работа на доске выполняет двоякую функцию: служит материалом для опроса и для проверки качества домашней работы данных учеников и одновременно дает возможность всему классу провести самопроверку домашнего задания. Карточка, данная вызванному к доске ученику, сбережет учителю время для работы с классом, избавит его от необходимости формулировать вопросы и диктовать примеры. Сократит время на опрос записанное на доске упражнение с пропуском букв и знаков препинания. Рассчитывая каждую затрачиваемую на опрос минуту, нельзя жалеть времени хотя бы на один развернутый устный ответ по накануне пройденному материалу. Например, рассказать все известное о личных местоимениях. Это психологически важный момент для всех учащихся класса. Из такой постановки вопроса следует, что материал должно учить так, чтобы уметь изложить его в виде связного рассказа.
Сторонники проблемного обучения считают данную разновидность урока устаревшей, неперспективной. Однако она хорошо служит на тех стыках между темами, где отсутствует необходимость в актуализации опорных ЗУН и присутствует необходимость контроля за усвоением предшествующего материала.
Какой бы тип урока и форму ни выбрал учитель, он должен соблюдать ряд требований к данной единице учебного процесса.
Требования к уроку русского языка:
1) урок должен быть целенаправленным;
2) к основе урока должны лежать общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку;
3) урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим;
4) каждый урок предполагает творческую активность учащихся;
5) в процессе работы на уроке учащиеся должны приобретать навыки, необходимые для будущей работы;
6) на любом уроке совершенствуются речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Литература
1. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
2. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1981.
3. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М. : Академия, 1999.
4. Онищук, В. А. Урок в современной школе : пособие для учителя / В. А. Онищук. – М. : Просвещение, 1986.
5. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка : пособие для учителя / Б. Т. Панов. – М. : Просвещение, 1986.
6. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения : проблемы и суждения / М. Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 1980.
7. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1980.