ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Необходимость изучения методического наследия.
2. Основные источники развития методической мысли.
3. Крупнейшие методисты прошлого: К. Д. Ушинский (1824–1870), А. М. Пешковский (1878–1933).
4. Вклад отечественной лингвистики в становление научной методики русского языка: Ф. И. Буслаев о смысле преподавания отечественного языка; Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, И. А. Бодуэн де Куртене, Л. В. Щерба, Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов о целях, задачах обучения русскому языку в школе, о содержании программ и учебников по русскому языку.

Задания к занятию


1. Выразите свое отношение к следующим высказываниям Ф. И. Буслаева (О преподавании отечественного языка):
«Надобно отличать ученую методу от учебной… Для учебника мало одной науки: нужна еще педагогическая метода. Здесь-то и сказывается великий недостаток грамматик Востокова и Греча, несмотря на все их ученые и научные достоинства. Оба эти филолога смотрят на грамматику только с ученой стороны, не обращая внимания на учебную, забывая личность учащегося, между тем как постепенное развитие сей последней составляет важнейшую часть отечественной грамматики…».

2. Ф. И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» писал:
«Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается ему готовый, без всякого с его стороны пытания. Первая метода называется гейристическою, а вторая – историко-догматическою».
Какое значение имеет это высказывание в наши дни? О чем оно свидетельствует (сохранило ли актуальность в системе методов обучения противопоставление гейристической методы и историко-догматической)?

Литература

1. Баринова, Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. – М. : Просвещение, 1986.
2. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – Л. : Лениздат, 1941.
3. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
4. Пешковский, А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики / А. М. Пешковский. – М. : Наука, 1930.
5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1980.
6. Хрестоматия по методике русского языка : организация учебного процесса по русскому языку в школе : пособие для учителя / авт.-сост. Б. П. Панов, Л. Б. Яковлева. – М. : Просвещение, 1991.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


1. Компетентностный подход к обучению. Формирование и развитие ключевых компетентностей школьников.
2. Текст как форма коммуникации, средство обучения и дидактический материал.
3. Основы теории текста. Уроки по текстоведению.
4. Средние общеобразовательные школы с экспериментальными или гимназическими классами, спецшколы. Гимназия и лицей как типы общеобразовательных средних учебных заведений.
5. Предпрофильная, профильная подготовка учащихся. Требования к составлению программ элективных курсов.
6. Особенности Базисного учебного плана для разных профилей.

Задания к занятию


1. Законспектировать: №№ 1-3, 8, 9 из списка литературы к занятию.
2. Проанализировать Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года.
3. Проанализировать Концепцию профильного обучения.

Литература

1. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. – 1996. – № 6.
2. Дудников, А. В. Пути перестройки в преподавании русского языка / А. В. Дудников // Русский язык в школе. – 1988. – № 4.
3. Кайновова, Э. Концепция школы-гимназии / Э. Кайновова // Народное образование. – 1993. – № 6.
4. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
5. Настольная книга учителя русского языка : cправочно-методическое пособие / cост. Е. Т. Романова. – М. : Астрель : АСТ, 2002.
6. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004.
7. Стратегия модернизации российского школьного образования // Обеспечение учебного процесса / Нормативно-правовые документы. – www.ed.gov.ru
8. Концепция профильного обучения // Обеспечение учебного процесса / Нормативно-правовые документы. – www.ed.gov.ru
9. Основы текстоведения в школе / Н. С. Болотнова [и др.]. – Томск : Изд-во ЦНТИ, 2000.
10. Фридман, Л. Как построить новую школу / Л. Фридман // Народное образование. – 1993. – № 6.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Принципы научности, доступности, системности прочности, последовательности, преемственности, наглядности в учебниках по русскому языку.
2. Изучение языка как системы, синхронический подход в описании языковых уровней, выход на экстралингвистическую действительность.

Задания к занятию


1. Как реализуется общедидактический принцип связи теории с практикой на уроках русского языка? (Для ответа используйте учебники русского языка для 5–9 классов).

2. Л. П. Федоренко в книге «Принципы обучения русскому языку» пишет:
«…Чувство языка, или языковое чутье, – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики.
В школьные годы у ребенка продолжается развитие чувства языка: он продолжает впитывать его норму из устной речи учителей и учебных книг, которые служат ему дидактическим материалом».
Какие методические выводы следуют из этого высказывания? Каковы пути развития языкового чутья ребенка в школе?

Литература

1. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
2. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
3. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. статей из опыта работы : пособие для учителей / сост. А. Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 1982.
4. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1980.
5. Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А. Д. Дейкина. – М. : Просвещение, 1990.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Зависимость выбора метода от характера изучаемого материала, степени подготовки учеников и др.
2. Значение целей и задач конкретного урока для выбора метода.
3. Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
4. Специфика формирования и совершенствования знаний, умений, навыков учащихся с помощью репродуктивных методов.
5. Специфика формирования и совершенствования знаний, умений, навыков учащихся с помощью продуктивных методов.

Задания к занятию


1. Исследования психологов свидетельствуют о том, что дошкольники проявляют очень большое стремление к творчеству, их бесконечные «почему?» – результат огромной жажды узнать как можно больше нового. Вместе с тем, «поступив в школу, ребенок в некоторых случаях как бы разучивается думать. За него думает учитель. Учитель излагает те сведения, которые должны быть усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Ученик должен запомнить изучаемый материал, повторить его дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков.
…В результате такого обучения в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения… Психическое развитие, особенно интеллектуальное развитие человека, осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей. Нужда, потребность – главный источник психического развития человека.
…Иногда в условиях обучения ребенок искусственно лишен условий возникновения таких потребностей. Усваиваемые им знания, которые могли бы служить и на самом деле служат правильному выполнению практических действий или объяснению многочисленных явлений, окружающих ребенка, выступают для него лишь как сведения, подлежащие запоминанию и «воспроизведению».
Какие методические выводы следуют из этого?

2. Какая работа по русскому языку может быть названа самостоятельной? Почему? Используйте для доказательства своего мнения учебники русского языка для 5–9 классов.

3. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент урока по теме «Корень слова». Какой метод в нем использован при объяснении нового материала? Постройте свой вариант объяснения, основанный на другом методе. Составьте полный конспект этого урока, введя остальные его структурные элементы, опираясь на собственный вариант объяснения. Сформулируйте цель урока.
Объяснение нового материала по теме «Корень слова»
Учитель записывает на доске тему урока и ряд слов: звонок, звон, звонкий, звонит.
Затем он обращается к классу:
– Сравним по значению эти слова. Что значит сравнить, что мы должны сделать для этого?
– Сравнить по значению – значит определить, есть ли сходство в значении данных слов или они совсем разные. Давайте посмотрим.
Все эти слова имеют отношение к звону. Звонкий – «похожий на звон». Звонит – «производит звон».
Значит, можно сделать вывод: эти слова имеют что-то общее в значении, имеют общую часть слова звон-, которая называется корень. Т.е. общее значение для всего этого ряда родственных слов заключено в корне.
Итак, что же такое корень слова?
– Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов.
Далее учитель разъясняет учащимся значение обеих частей этого определения.
В связи с этим он обращается к классу с вопросом:
– Сравним слова: вода и водитель. Можем ли мы сказать, что это родственные слова?
Нет, не можем, потому что в корнях данных слов заключено разное значение, т. е. это разные корни.
А в словах водить и водитель?
Это родственные слова, потому что у них одинаковый корень, т. е. главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение.

4. Укажите значение репродуктивного метода на занятиях по русскому языку, охарактеризуйте его обучающие возможности. Прочитайте разделы «Имя существительное» (5 класс), «Наречие» (7 класс), «Однородные члены предложения» (8 класс) учебника под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, определите, какие упражнения носят репродуктивный характер.

5. По характеру деятельности учащихся в процессе усвоения материала современной дидактикой выделяются следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 метод проблемного изложения;
 частично-поисковый;
 исследовательский.
Какие из этих методов наиболее часто используются на уроках русского языка? Как связана частота использования какого-либо метода с темой, целью урока?

6. Какой метод – объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или исследовательский – более оправдан при объяснении материала по темам:
 Двойная роль букв е, ё, ю, я (5 класс);
 Понятие о местоимении как части речи (5 класс);
 Переходные и непереходные глаголы (6 класс);
 Правописание союзов также, тоже (7 класс);
 Понятие о вводных словах (8 класс).

7. Определите место объяснительно-иллюстративного метода на занятиях по русскому языку, его обучающие возможности. Укажите пути повышения развивающих возможностей этого метода. Сопоставьте объяснительно-иллюстративный метод обучения и частично-поисковый, отметьте достоинства того и другого метода.


Литература

1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1987.
2. Ильницкая, И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроках / И. А. Ильницкая. – М. : Просвещение, 1985.
3. Львов, М. Р. Словарь по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М. : Академия, 1999.
4. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
5. Русский язык : экспериментальная программа для средней школы / под ред. М. В. Панова, И. С. Ильинской. – М. : Просвещение, 1990.
6. Совершенствование методов обучения русскому языку : пособие для учителей / сост. А. Ю. Купалова. – М. : Просвещение, 1981.
7. Шанский, Н. М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) / Н. М. Шанский // Русский язык в школе. – 1993. – № 2. – С. 3–11.
8. Шептулин, А. П. Диалектический метод познания / А. П. Шептулин. – М. : Педагогика, 1983.
9. Матюшкин, Н. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / М. Н. Матюшкин. – М. : Педагогика, 1972.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Календарные планы по русскому языку.
2. Тематические планы по русскому языку.
3. Поурочные планы по русскому языку.

Задания к занятию


1. Составьте календарный план работы по русскому языку на учебный год для 5 и 8 классов. При составлении плана укажите учебник и программу, по которым составлялся план.

2. Используя программу по русскому языку и школьные учебники под ред. Е.В. Бунеевой и под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, составьте тематический план по названным ниже темам; укажите в нем материал для повторения и работу по развитию речи. Объясните, чем вы руководствовались, определяя количество часов, необходимых для изучения отдельных тем, и при отборе материала для повторения и развития речи.
• Фонетика и графика. Орфография.
• Местоимение.
• Наречие.
• Предложения с обособленными членами.
• Бессоюзные сложные предложения.

Литература

1. Баринова, Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. – М. : Просвещение, 1986.
2. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
3. Махмутов, М. И. Современный урок: вопросы теории / М. И. Махмутов. –М. : Педагогика, 1981.
4. Основы текстоведения в школе / Н. С. Болотнова [и др.]. – Томск : Изд-во ЦНТИ, 2000.
5. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка / Б. Т. Панов. – М. : Просвещение, 1986.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


1. Типы уроков русского языка.
2. Основные структурные элементы урока русского языка.


Задания к занятию


1. Составьте план-конспект урока с объяснением нового материала и план-конспект построения урока по закреплению знаний и умений учащихся по теме «Имя существительное». Укажите их отличия.

Литература

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка : учебное пособие для студентов пед. вузов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М : Просвещение, 1991.
2. Богданова, Г. А. Пути повышения эффективности урока / Г. А. Богданова // Русский язык в школе. – 1987. – № 5. – С. 19–23.
3. Кириллова, Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы / Г. Д. Кириллова. – Л. : Изд-во ЛГПИ, 1983.
4. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
5. Колотвари, И. Как организовать интегрированный урок / И. Колотвари // Народное образование. – 1996. – № 1. – С. 44–48.
6. Ладыженская, Т. А. Практическая методика русского языка : 5 кл. : книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова. – М. : Просвещение, 1995.
7. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1977.
8. Махмутов, М. И. Современный урок : вопросы теории / М. И. Махмутов. –М.: Педагогика, 1981.
9. Онищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. – М. : Просвещение, 1986.
10. Основы текстоведения в школе / Н. С. Болотнова [и др.]. – Томск : Изд-во ЦНТИ, 2000.
11. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка / Б. Т. Панов. – М. : Просвещение, 1986.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


1. Повторение и закрепление материала на уроке усвоения новых знаний.
2. Виды упражнений, уместных на уроке усвоения новых знаний.
3. Повторение и закрепление на уроке закрепления знаний, умений, навыков.
4. Виды упражнений, уместных на уроке закрепления знаний, умений, навыков.
5. Повторение и закрепление на комбинированном уроке.
6. Виды упражнений, уместных на комбинированном уроке.

Задания к занятию


1. Составьте план-конспект урока усвоения знаний; урока закрепления знаний, умений, навыков.
2. Составьте план-конспект комбинированного урока на тему «Системные отношения в лексике».

Литература

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка : учебное пособие для студентов пед. вузов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М : Просвещение, 1991.
2. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
3. Киселева, О. Н. Структура урока русского языка в средней школе / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 1993.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Опрос на уроках русского языка. Место опроса в структуре урока.
2. Формы опроса. Требования к ответу учащегося.
3. Проверка домашнего задания.
4. Проблема «поурочного балла».

Задания к занятию

1. Составьте задания, имеющие цель: (1) выявить знания; (2) обобщить и систематизировать материал по предложенным ниже темам.
 Падежные окончания имен существительных.
 Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных.
 Обособление определений и приложений.

2. Укажите отличия в формулировке вопросов:
 Какие слова называются союзами?
 Какая часть речи называется союзом?
 Какая служебная часть речи называется союзом?

3. Сформулируйте вопросы для индивидуального опроса по предложенным ниже темам.
 Гласные и согласные звуки.
 Правописание слов, имеющих корни с чередующимися гласными.
 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
 Союзы и союзные слова.
 Союзные сложные предложения.

4. Оцените письменную работу учащихся, поставьте отметку, ответ аргументируйте.

Когда я впервые узнал о Пушкине.
(сочинение ученика 5 класса)
Однажды когда я был совсем маленьким увидел в книжном магазине, на полке, книжку в ярком переплете. На ней было написано: «Сказки А. С. Пушкина». Я попросил: «Мама купи мне ее пожалуйста». «Ладно» – ответила мама. Из магазина я вышел с книгой. Дома мне мама прочитала книгу. Я сидел и слушал ее раскрыв рот. Как живые передо мной вставали дед, золотая рыбка, злая старуха. Я очнулся только тогда когда мама кончила читать.
Потом я весь день повторял:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
С тех пор я много читал стихов и сказок А. С. Пушкина, но эта книга осталась навсегда в моей памяти.

Литература

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка : учебное пособие для студентов пед. вузов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М : Просвещение, 1991.
2. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
3. Киселева, О. Н. Структура урока русского языка в средней школе / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во ТГУ, 1993.
4. Кобзев, А. И. Развитие орфографической зоркости. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости учащихся // Обучение орфографии в восьмилетней школе / А. И. Кобзев, Е. М. Заморзаев. – М. : Просвещение, 1974.
5. Ладыженская, Т. А. Свободные диктанты / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1967.
6. Ладыженская, Т. А. Творческие диктанты / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1963.
7. О культуре устного ответа / Т. А. Ладыженская // Оценка знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку. – М. : Просвещение, 1986.
8. Панов, Б. Т. Оценка ответов учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе / Б. Т. Панов // Оценка знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку. – М. : Просвещение, 1986.
9. Полонский, В. М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. – М. : Знание, 1996.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Добровольность и интерес к предмету как условия внеклассных занятий по русскому языку.
2. Специфические принципы в методике внеклассной работы.
3. Разнообразие видов внеклассной работы.

Задания к занятию


1. Составьте план-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку.
2. Составьте план работы факультатива по русскому языку для 7 класса.

Литература:

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка : учебное пособие для студентов пед. вузов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1991.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку. – М. : Просвещение, 1968.
3. Власенков, А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе : пособие для учителя / А. И. Власенков. – М. : Просвещение, 1973.
4. Жулий, Т. Б. Методический КВН в системе профессиональной подготовки учителя-словесника // Русский язык в школе. – 2001. – № 3. – С. 36–39.
5. Рухленко, Н. М. Далевский конкурс / Н. М. Рухленко // Русский язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 29–33.
6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1980.
7. Тихонова, Е. Н. Кружок любителей русской лексикографии / Е. Н. Тихонова // Русский язык в школе. – 2001. – № 2. – С. 43–45.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ


1. Расширение содержания раздела фонетики за счет включения лингвистических понятий.
2. Формирование представлений о звуке речи и букве.
3. Типология упражнений по фонетике.
4. Фонетический разбор – основной вид упражнений по фонетике.
5. Трудности, которые могут возникнуть у школьников при выполнении фонетического разбора.

Задания к занятию


1. Одна из задач изучения фонетики, как считал А. М. Пешковский, – «узнать природу звука, а не то, что написано в читаемой книге». Он рекомендовал в занятиях по фонетике «идти от звука к букве, а не наоборот», не ставить вопрос, «как произносится та или иная буква, а только, как пишется тот или иной звук». Прокомментируйте это высказывание.

2. Какое место в учебнике для 5 класса под редакцией В.В. Репкина в разделе «Фонетика и графика» занимает орфография? Как она связана с фонетикой?

3. В процессе изучения раздела «Фонетика и графика» учитель систематически предлагает учащимся записать в словарики группы слов следующим образом: пионер [н’], музей [з’], текст [т’], тема [т’].
В чем смысл такой работы? Почему она связана с изучением фонетики и графики?

4. В связи с изучением звуков речи учитель предлагает учащимся стихотворения А. Барто «Стали грамотными» и «Буква Р»
Вот отрывки из них:

…Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья
Я прочла,
Что в клетке
Булочка жила!

На брата сердится сестра:
Ее зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, Малина?»

Какая работа может быть проведена по этим текстам и в чем ее смысл?

5. Как вы проведете с учащимися работу над басней И. А. Крылова, в которой автор использует звуки как средство изобразительности? Так, мурлыканье, ворчанье кота передано звуком Р в следующем отрывке:

Васька-кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

6. Основным упражнением по фонетике является фонетический разбор. Сопоставьте порядок фонетического разбора в школе и вузе. Укажите их отличие.
Назовите дидактические требования к материалу для фонетического разбора в школе. Например, целесообразно ли давать для фонетического разбора слова в предложении?

7. Фонетический разбор проведен в двух вариантах: в первом для анализа даны написанные слова, во втором – рисунки, обозначающие те же понятия, что и данные слова. В каком варианте при фонетическом разборе будет больше ошибок в квалификации звуков речи? Как школьный учебник предупреждает ошибки в определении звуков речи, обусловленные тем, что учащиеся не могут освободиться от гипноза буквы?

8. Согласны ли вы с тем, что в занятиях по фонетике необходимо отдавать предпочтение наблюдениям над звучащей речью и устным упражнениям? Аргументируйте свою точку зрения.

Литература

1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5–7 кл. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
2. Григорьева, Т. М. Кто упразднил ять и ижицу? / Т.М. Григорьева // Русский язык в школе. – 1994. – № 2. – С. 21–24.
3. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе : 5-9 кл. : книга для учителя / В. В. Львов. – М. : Столетие, 1989.
4. Меженко, Ю. С. Опорные конспекты на уроках языка (5 класс) / Ю. С. Меженко // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 1. – С. 17–20.
5. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4–8 кл. : из опыта работы : книга для учителя / сост. И. В. Галлингер, С. И. Львова. – М. : Просвещение, 1988.
6. Соколова, Г. П. Уроки русского языка: 5 класс / Г. П. Соколова. – М. : Просвещение, 1986.
7. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1980.
8. Фонин, Д. С. Еще раз о фонеме «ы» в русском языке / Д. С. Фонин // Русский язык в школе. – 1994. – № 6. – С. 31–33.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ


1. Работа над составом слова.
2. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова, производные и производящие основы, словообразующие средства, определять способы словообразования.
3. Система упражнений по морфемике и словообразованию.
4. Словообразовательный, морфемный, этимологический разбор, их задачи, методика проведения.

Задания к занятию


1. Учитель дает учащимся такое задание: «Имя существительное краснота и прилагательное красный обозначают цвет. На основании каких признаков эти слова отнесены к разным частям речи?
Имя существительное бег и глагол бегать обозначают действие. На основании каких признаков эти слова отнесены к разным частям речи?»
Какие ответы должны дать учащиеся? Что для них трудно?
В какой момент урока эти задачи могут быть использованы и какой уровень самостоятельности мышления проявится у учащихся в зависимости от условий применения задач?

2. Студент, готовясь к уроку «Образование слов с помощью суффиксов», подготовил таблицу, фрагмент которой мы воспроизводим. Какую ошибку он допустил?

Суффиксы Примеры
-овщик браковщик, сортировщик, весовщик
-чат узорчатый, решетчатый, матерчатый
-ец голландец, немец

3. Подумайте, как следует разобрать с учащимися выделенные слова в следующих словосочетаниях: завод у игрушки – консервный завод; наказать сыну – наказать сына.

4. Как вы объясните учащимся, что представляет собой конечный гласный в словах пальто, такси, кенгуру?

5. Как вы поступите и какой вывод для учащихся сформулируете, если они попросят вас разобрать по составу следующие слова: обуть, разуть; то, та, те; акать; полушубок, полутень, полузабытый, полуодетый, полуразрушенный, полумрак?

6. Можно ли дать учащимся слова квартал, квартет, квартальный (отчет), квартира как однокоренные? Докажите.

7. Нередко в школьной практике корень определяется как неизменяемая часть слова. Как вы поступите, разбирая с учащимися по составу следующие пары слов: подбросить – подбрасывать, послать – посылать, собрать – собирать, везу – воз, несу – ноша, бреду – брод, бег – бежать, платить - плачу?

8. Какое задание вы бы предложили к данному тексту? В связи с изучением какого раздела темы «Состав слова и словообразование» вы будете работать над ним?
Родник
Шли мы с лесником по мелколесью… Кое-где во мху попадались маленькие оконца-колодцы…
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
– Родник, – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук.
– Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
– Да, должно быть, – согласился я.
– Я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. – Вот скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя…
– А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.
– Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, что получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой.
– Как бы родня!
(К. Паустовский).

9. Учитель, приступая к объяснению темы «Основа и окончание», начал работу с записи на доске известной фразы, сконструированной академиком Л. В. Щербой: Глокая куздра штеко будланула бокра. Как вы думаете, с какой целью он использовал этот прием? К какому выводу он сумел подвести учащихся после разбора этой фразы?

10. Закончив изучение темы «Состав слова и словообразование», учитель предложил учащимся контрольную работу:
• разберите по составу слова: река, лесник, юный, охотник, самолеты, разгрузка, разносчик, переподготовка;
• подберите родственные слова к данным: лес, земля, писать, стрела;
• постройте словообразовательную цепочку, выделите в словах корень: давать, преподавательница, преподаватель, подавать, дать, преподавать.
• найдите производящую основу и объясните значение слов: чайник, дворник, землянка, колхозник, раскладушка, высотник.
Проанализируйте содержание контрольной работы и составьте свой вариант.

11. Учащимся предложили образовать относительные прилагательные от существительных ассистент, студент, доцент.
Скажите, с какой трудностью столкнутся учащиеся при выполнении задания. Какой комментарий здесь необходим и почему?

12. При изучении словообразования прилагательных широко используется прием сопоставления производного прилагательного и его производящей основы – существительного.
Докажите, почему эффективен прием сопоставления; составьте упражнение, при выполнении которого учащиеся должны этот прием использовать.

13. Дети дошкольного возраста нередко образуют «свои» слова взамен существующих: пальчатки (перчатки), укральник (вор), мазелин (вазелин) и т. д. С чем это связано и представляет ли интерес такое явление для методики русского языка?

Литература

1. Львова, С. И. Учет взаимосвязи языковых явлений в процессе формирования умения разбирать слово по составу / С. И. Львова // Работа над умениями и навыками учащихся по русскому языку в 4–8 классах. – М. : Просвещение, 1988.
2. Львова, С. И. Многоаспектный анализ слов на основе словообразовательной методики / С.И. Львова // Русский язык в школе. – 1996. – № 3. – С. 29–33.
3. Малеева, М. С. О совершенствовании умений производить словообразовательный разбор слов в 7–8 классах / М. С. Малеева // Работа над умениями и навыками учащихся по русскому языку в 4–8 классах. – М. : Просвещение, 1988.
4. Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово / И. Г. Милославский. – М. : Русская речь, 1993.
5. Шанский, Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию // Русский язык в школе. – 1993. - №6. – С. 3-11.
6. Шанский, Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию // Русский язык в школе. – 1994. - №2. – С. 3-9.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ


1. Выработка умения толковать лексические значения слова путем использования лингвистических словарей разных типов. Приемы разбора.
2. Работа с толковым словарем. Виды заданий.
3. Роль лексического разбора в системе лексических упражнений.
4. Дидактический и раздаточный материал на уроках лексики и фразеологии.

Задания к занятию


1. Изучение раздела «Лексика» в 5 классе начинается с работы над значением слова, а затем уже сообщаются остальные лексикологические понятия. Почему в школьном курсе избрана именно такая последовательность изучения понятий?

2. Определите лексическое значение слов сугроб, искриться, синеватый. Какой из способов толкования лексического значения целесообразно использовать для каждого из слов и почему?

3. Составьте план-конспект урока закрепления знаний, умений, навыков по лексикологии.

4. Учащиеся 5 класса не могли раскрыть значение прилагательных в словосочетаниях: зыбкая почва, унылая пора, глухая местность, настойчивый исследователь, преклонный возраст, публичное исполнение.
Скажите, какие приемы, помогающие раскрыть семантику этих слов, вы будете использовать в работе. Какие упражнения предложите учащимся?

5. Когда и как может быть использовано следующее задание?
У охотников заячий хвост называется «цветок». Сами охотники прекрасно понимают это слово, ни один из них не скажет, что заяц бежал, подняв вверх «правúло» или «полено»: «правúло» у них – лисий хвост, «полено» – волчий.
Но если нам с вами доведется услышать выражение: «По полю бежал заяц, подняв вверх пышный цветок», – мы представим себе престранную картину.
Только ли у охотников есть «свои» слова? Почему заячий хвост получил такое название?

Литература

1. Абрамов, В. И. Созвездие слов / В. И. Абрамов. – М. : Педагогика, 1989.
2. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М. Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1991.
3. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. – М. : Русская речь, 1987.
4. Методика преподавания русского языка : руководство к самостоятельной работе над курсом / отв. ред. М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение, 1988.
5. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» (8–9 класс) / М. Т. Баранов [и др.]. – М. : Педагогика, 1991.
6. Мир слов : занимательные рассказы о русском языке / сост. Ю. И. Смирнов. – СПб. : МиМ-Экспресс, 1995.
7. Неусыпова, Н. М. Толковый словарик русского языка : пособие для учащихся / Н. М. Неусыпова. – М. : Антал, 1992.
8. Потиха, З. А. Лингвистические словари и работа с ними в школе / З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1987.
9. Сергеев, В. Н. Как делаются словари / В. Н. Сергеев. – М. : Русская речь, 1990.
10. Сергеев, В. Н. Словари – наши друзья и помощники : кн. для внеклассного чтения учащихся 5–6 классов / В. Н. Сергеев. – М. : Просвещение, 1984.
11. Синицын, В. А. Путь к слову : из записок учителя / В. А. Синицын. – М. : Столетие, 1996.
12. Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М. : Просвещение, 1990.
13. Шкатова, Л. А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку : кн. для учащихся 5–7 классов средней школы / Л. А. Шкатова. – М. : Просвещение, 1989.
14. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСУ


1. Изучение частей речи в школе.
2. Связь морфологии и синтаксиса.
3. Морфологический и синтаксический разборы, их место в системе обучения, методика проведения.
4. Построение схем предложения – средство в определении структуры предложения.
5. Типология упражнений по морфологии и синтаксису, виды заданий.

Задания к занятию

Морфология
1. В чем сходство и различие высказываний В. П. Острогорского, Н. К. Кульмана и Ф. Ф. Фортунатова о преподавании грамматики?
В. П. Острогорский: «Русская грамматика должна быть, по нашему мнению, только лесами, на которых строится правописание, и ничем более. Достигнуто, при помощи навыка и грамматики, это правописание, и леса снимаются, чтобы оставить одно здание».
Н. К. Кульман: «Мы воспользуемся грамматическим материалом главным образом в целях практических, поскольку это необходимо для усвоения орфографии, пунктуации и отчасти стиля».
Ф. Ф. Фортунатов: «Ошибочно также было бы думать, будто преподавание грамматики в школе необходимо для усвоения учащимися требований правописания».

2. Укажите роль грамматики в овладении литературной речью. Используя примеры, объясните, как вы понимаете слова А. М. Пешковского о том, что там, где нет грамматических знаний, «там не человек владеет языком, а язык владеет человеком».

3. Для формирования каких навыков – орфографических или пунктуационных – грамматические знания играют бо́льшую роль и на каком этапе? Докажите.

4. Подумайте, как вы объясните учащимся, к каким частям речи относятся слова пятерка и пять – к одной или к разным – и почему.

5. В написании имен числительных возможны ошибки типа (десять) тысячь, четыри, двесте, четыресто, пятьнадцать, восемдесят. Определите пути преодоления этих ошибок.

6. Выясните, с какой целью можно дать учащимся следующую задачу.
Что это за выражение один как перст? Перст – палец. Но разве он один?
Выражение один как перст очень древнее: в старину у славян считали по пальцам, и первые десять цифр назывались перстами. И до сих пор у нас существует выражение по пальцам перечесть.
Первым был большой палец – «перст», стоящий особняком, отдельно от других, сомкнутых пальцев открытой ладони. Отсюда и пошло, вероятно, выражение один как перст.
Используя факты, сделайте выводы, какая связь существует в языке между значением, происхождением и употреблением слов и выражений в языке.
Расскажите, в каком классе, в связи с изучением какой темы эту задачу можно использовать.

7. Проанализируйте приведенные ниже предложения. Подумайте, в связи с изучением какого раздела местоимений вы бы предложили их учащимся и с какой целью.
1. Герасим принес Муму чашечку молока, поставил ее на кровать, но она не умела пить. 2. Девочка положила книгу на парту и начала ее читать. Она была очень интересная. 3. Самое большое количество экспонатов на школьную выставку представили ученики шестого класса. Среди них особенно выделяются модели самолетов. 4. Недавно мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него осталось очень хорошее впечатление.

8. Предложите учащимся раскрыть значение следующих глаголов.
Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплыть, подплывать, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться.
Выясните, какой вывод в результате выполнения задания смогут сделать школьники и что, на ваш взгляд, будет для них трудно.

9. Объясните, чем вызван подбор глаголов в упражнении. Подберите к каждому глаголу глагол другого вида; запишите их парами.
Рассчитать, объединяться, восстанавливать, выкрикнуть, рассматривать.

10. Учащиеся в устной речи допускают такие ошибки: текёт, жгёт, убегёт, убёг, хотит, хочут, бежат, ляжь, купалися. Объясните, чем вызваны такие ошибки и каковы пути их преодоления.

11. Словарный диктант на одном из уроков, проведенных студентом, состоял из таких слов: удивится, броситься, нравиться, вернутся, лечится, проситься. Докажите, правильно ли поступил студент. Почему Вы так считаете?

12. В связи с изучением повелительного наклонения глагола учащимся может быть предложено такое упражнение.
Образовать формы повелительного наклонения от глаголов бежать, положить, лечь, класть, ехать.
Подумайте, чем объясняется выбор этих глаголов.

13. Учитель обращается к классу:
В нашей речи нередко происходит замена одного наклонения другим. Так, просьба, выраженная глаголом повелительного наклонения, звучит очень категорично, например: принеси, скажи, сделай. Нельзя ли заменить эту форму формой другого наклонения, смягчить категоричность просьбы? Докажите свою мысль.
Учащиеся не могут ответить.
Расскажите, как в этом случае должен поступить учитель.

14. Учащийся в диктанте сделал ошибку: написал понемать.
Один из учителей при работе над этим словом предложил запомнить написание и, указав на чередование -им- // -я- (понимать – понять), а другой стал объяснять по-иному. Он использовал материал из книги Ю. В. Откупщикова «К истокам слова» и рассказал учащимся о том, что глагол понимать состоит из приставки по- и простого глагола имать «брать», однокоренного с иметь. Но откуда же у глагола по-н-имать взялось -н-? Оказывается, его этот глагол «позаимствовал» у образований с другими приставками, сравните древнерусское сън-имати (→ снимать) и вън-имати (→ внимать, внимание). В результате в русском языке появились два слова-близнеца: древнерусское по-имати → русское поймать и понимать. Причем первое из этих слов сохранило свое прямое значение, несколько изменив его («брать» → «ловить»), а второе стало употребляться только в переносном значении (понимать – это «ловить, схватывать мысль»).
Скажите, какой из учителей, на ваш взгляд, объяснил материал глубже? Почему?

15. Сложным для учащихся является усвоение образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте таблицу, которая, на ваш взгляд, облегчит усвоение этой темы.

16. Учащиеся нередко пишут будующий вместо будущий. Чем вызвана эта ошибка? Как ее объяснить учащимся?

17. Студент предложил учащимся словарный диктант: не оглядываясь, не смотря, не читая, невзирая, не бегая, не сделав, не написав, недоумевая.
Выясните, правильно ли подобран дидактический материал. Почему?

18. Учащиеся нередко путают предлог вследствие и наречие впоследствии и допускают в связи с этим орфографические ошибки. Скажите, как предупредить их возникновение.

Синтаксис
1. Разработайте конспект урока на тему «Прямой и обратный порядок слов». Цель урока: а) дать понятие о прямом порядке слов в словосочетании и предложении; б) дать понятие об инверсии; в) отметить некоторые причины инверсии.

2. Подумайте, при изучении какого материала можно использовать приведенные ниже предложения и с какой целью. Сформулируйте выводы, к которым вы подведете учащихся.
1. Воздух был сер, холоден и угрюмо покоен (А. Чехов). 2. Среди музыкантов лагерного духового оркестра Пашка Седов был самым маленьким (Ю. Яковлев). 3. Мать моя была женщиной властной и неласковой (К. Паустовский). 4. Он был высок и по-охотничьи ловок (И. Бунин). 5. Сложна, богата, миролюбива, талантлива славянская душа (А. Толстой).

3. Проанализируйте приведенный ниже материал. Подумайте, при изучении какого раздела синтаксиса его можно использовать в работе с учащимися. Сформулируйте задание к этим текстам.
(1) Тогда Чапаев скомандовал дальше:
– Кроме – никого! Комиссар вот еще поедет, да конных дать троих. Остальные за ними на Таловку. Лошадей не гнать напрасно. Быть к вечеру!
(2). Позади цепей носился Чапаев, кратко, быстро и властно отдавал приказания, ловил ответы.
Вот он круто свернул коня, мчит к командиру батареи:
– Бить по мельницам!
– Все пулеметы с мельниц скосить!
– Станицу не трогать, пока не скажу!
(Д. Фурманов)

4. Учащимся предложено написать сочинение на тему «В лесу» с обязательным употреблением всех видов придаточных предложений в составе сложных.
Скажите, а вы бы предложили учащимся такое задание; почему?

5. Объясните, доступно ли следующее задание для восьмиклассников?
Определите стилистическую роль сложных предложений в произведениях Н. В. Гоголя.

6. Скажите, с какой целью можно использовать данное упражнение.
Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. В какой форме вы употребите имена прилагательные?
Похожий (мать), сходный (сестра), достойный (награда), довольный (ответ), верный (слово).

7. Докажите, опираясь на примеры, следующие положения Л. П. Федоренко:
«Показ сравнения в школе – начальный этап работы над поэтическими тропами (они все вытекают из сравнения): олицетворением, метафорой, метонимией, синекдохой, гиперболой … и др. Все указанные риторические фигуры создаются в предложении синтаксическими и лексическими средствами языка».
Определите место работы с тропами на уроках русского языка.

Литература

1. Бабайцева, В. В. Виды разбора на уроках русского языка : пособие для учителя / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова. – М. : Просвещение, 1985.
2. Богданова, Г. А. Виды и формы опроса на уроках русского языка / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 1989.
3. Дидактический материал к учебнику русского языка : 5 класс : пособие для учителей / Л. Т. Григорян [и др.]. – М. : Просвещение, 1982.
4. Дидактический материал к учебнику русского языка : 6 класс : пособие для учителей / Л.Т. Григорян [и др.]. – М. : Просвещение, 1989.
5. Никитина, Е. И. Уроки русского языка в 8 классе (из опыта работы) / Е. И. Никитина. – М. : Педагогика, 1980.
6. Озерская, В. П. Дидактический материал к учебнику русского языка : 7 класс / В. П. Озерская, В. И. Капинос, М. М. Разумовская. – М. : Педагогика, 1984.
7. Озерская, В. П. Дидактический материал к учебнику русского языка : 9 класс / В. П. Озерская, В. И. Капинос, М. М. Разумовская. – М. : Просвещение, 1990.
8. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! / Т. Г. Рик. – М. : Самовар, 1994.
9. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! / Т. Г. Рик. – М. : Самовар, 1994.
10. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! / Т. Г. Рик. – М. : Самовар, 1994.
11. Широковская, Т. А. Уроки русского языка : 9 класс / Т. А. Широковская, Р. С. Широковский. – М. : Педагогика, 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


1. Изучение орфографических правил как руководства к действию. Методы объяснения орфографических правил.
2. Обучение приемам работы по применению орфографических правил.
3. Отбор лексического материала для упражнений по орфографии, работа с орфографическим словарем.

Задания к занятию

1. Для словарной работы учитель подобрал следующие слова: искусный, шествовать, косный, искусственный, шефствовать, костный.
Расскажите, в чем смысл такой работы. В какой последовательности эти слова желательно расположить и почему?

2. Можно ли научиться писать грамотно, если писать как можно больше?

3. Можно ли проверить орфографическую грамотность учащихся по таким работам, как изложение и сочинение?

4. Допустим, ученик написал диктант без единой ошибки. Тем не менее, учитель, проводя урок работы над ошибками, допущенными пятиклассниками в этом диктанте, наряду со слабыми учениками вызвал именно этого ученика и попросил сделать орфографический разбор следующих слов из текста: шестьдесят, пятьсот, триста.
Скажите, а Вы бы вызвали сильного ученика в этом случае?

5. Учащийся написал в диктанте: учавствовал, серебрянный, в синим море. Чем вызваны эти орфографические ошибки? Что упустил в своей работе учитель? Как можно объяснить эти явления на основе теории автоматизации орфографического навыка?
Для ответа на этот вопрос используйте приведенные ниже высказывания отечественных методистов.
Д. Н. Богоявленский: «…в орфографическом навыке остаются до конца не автоматизированные элементы, которые связаны с пониманием строя языка в той мере, в какой это необходимо для правильной передачи мыслимого содержания речи».
И. Р. Палей: «…автоматизация орфографического навыка обеспечивается предшествующим периодом сознательного усвоения».

Литература
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1988.
2. Володина, Е. Г. О роли взаимопроверки при совершенствовании орфографических навыков / Е. Г. Володина // Русский язык в школе. – 2001. – № 2. – С. 13–17.
3. Воронина, А. И. О роли иллюстрирования в освоении орфографии и пунктуации / А. И. Воронина // Русский язык в школе. – 2001. – № 1. – С. 7–11.
4. Горбатов, Д. С. Новый вид орфографического контроля / Д. С. Горбатов // Русский язык в школе. – 1993. – № 2. – С. 17–20.
5. Иванова, В. Р. Трудные вопросы орфографии / В. Р. Иванова. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1982.
6. Ивлева, В. Н. Новая форма итогового контроля по русскому языку в 5–6 классах / В. Н. Ивлева // Русский язык в школе. – 1992. –№ 1. – С. 11–14.
7. Кобзев, А. И. Развитие орфографической зоркости. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости учащихся / А. И. Кобзев, Е. М. Заморзаев // Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М. : Просвещение, 1974.
8. Комиссарова, Л. Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса на основе опознавательных орфограмм / Л. Ю. Комиссарова // Русский язык в школе. – 1995. – № 4. – С. 21–23.
9. Напольнова, Т. В. Поисковые задачи на уроках русского языка / Т. В. Напольнова // Русский язык в школе. – 1990. – № 4. – С. 9–12.
10. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7–8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
11. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – М. : Просвещение, 1992.
12. Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии : кн. для учителя / Е. С. Скобликова. – М.: Просвещение, 1994.
13. Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. – М. : Просвещение, 1991.
14. Шатова, Е. Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии / Е. Г. Шатова // Русский язык в школе – 2001. – № 2. – С. 15–17.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15
ДИКТАНТ – ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРАВОПИСАНИЮ


1. Классификация диктантов по назначению – обучающие и контрольные.
2. Методика проведения различных видов диктантов.
3. Диктанты, предусматривающие работу с исходным текстом: выборочные, творческие, свободные.
4. Контрольный диктант, методика его проведения.
5. Работа над ошибками; классификация ошибок.
6. Тестирование как средство контроля над уровнем грамотности.

Задания к занятию

1. Подберите тексты для предупредительного, распределительного, цифрового и графического видов диктантов. Определите цель, этапы использования и место этих упражнений среди других. Расскажите о методике проведения подобных диктантов.

Литература
1. Ивлева, В. Н. Новая форма итогового контроля по русскому языку в 5–6 классах / В. Н. Ивлева // Русский язык в школе. – 1992. – № 1. – С. 11–14.
2. Киселева, О. Н. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие / О. Н. Киселева. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005.
3. Кобзев, А. И. Развитие орфографической зоркости. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости учащихся / А. И. Кобзев, Е. М. Заморзаев // Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М. : Просвещение, 1974.
4. Комиссарова, Л. Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса на основе опознавательных орфограмм / Л. Ю. Комиссарова // Русский язык в школе. – 1995. – № 4. – С. 21–23.
5. Семенюк, А. А. Новые виды диктанта / А. А. Семенюк // Русский язык в школе. – 1990. – № 4. – С. 19–21.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ


1. Формирование пунктуационных навыков учащихся.
2. Особенности упражнений по пунктуации и отбор дидактического материала.
3. Расширение пунктуационного материала с целью ознакомления учащихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препинания наряду с основными правилами.

Задания к занятию

1. А. П. Чехов в письме Н. А. Хлопову от 13 февраля 1888 года отмечал, что знаки препинания служат нотами при чтении.
Скажите, как вы понимаете это высказывание. Продумайте, каким путем можно познакомить учащихся с этим образным и очень точным определением функции знаков препинания.

2. К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но читать его было абсолютно невозможно… И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив из нее и не вписав в нее ни одного слова. Утром, пишет К. Паустовский, «я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова…
– Это чудо! – сказал я. – Как Вы это сделали?»
Подумайте, что сделал корректор. Докажите свою мысль.

3. М. В. Ломоносов писал: «Строчные знаки (знаки препинания) ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».
Сформулируйте тот принцип, на котором ученый основывал правила расстановки знаков препинания.

4. Раскрывая на уроке понятие об однородных членах, учитель предложил детям проанализировать следующие примеры:
Большой деревянный дом привлекал внимание своей наружной отделкой.
Красивый зимний лес радует глаз.
Подумайте, почему он дал учащимся эти предложения. Повлияет ли анализ подобных предложений на выработку умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения?

5. Проверьте приведенную ниже ученическую работу. Укажите, какие пунктуационные ошибки допущены в работе, особо выделите те, которые сделаны на уже изученные правила (стиль работы сохраняется).

О солдатской дружбе
(изложение ученика 6 класса)
Их было шестеро. Двое суток они сидели в тесном окопе на безымянной высоте, и отбивали атаки врага. К концу вторых суток кончилась вода.
За высотой, в ста пятидесяти метрах, река – сказал лейтенант. Шестеро молчали. Наконец один солдат пристегнул к поясу фляжку, и молча перелез через бруствер. Он пополз к Дону, набрал в помятую флягу воды, и пополз назад к высоте.
Когда до окопа оставалось не более восемнадцати-девятнадцати метров над степью вспыхнула предательски ракета. Солдат прижался к земле, но было поздно. Пуля попала в флягу и из нее потекла струйка воды. Тогда поднявшись во весь рост солдат побежал к окопу. В руке он держал флягу зажимая пальцем дыру. Добежав до окопа солдат скатился в него, и подал флягу с водой лейтенанту. На дне остался лишь глоток.
Лейтенант припал засохшими губами к фляге и передал ее соседу. Когда фляга обошла пятерых в ней остался тот же глоток воды.

Литература
1. Алгазина, Г. С. Об особенностях употребления вводно-союзных компонентов со значением обобщения / Г. С. Алгазина // Русский язык в школе. – 1994. – № 2. – С. 39–42.
2. Воронина, А. И. О роли иллюстрирования в освоении орфографии и пунктуации / А. И. Воронина // Русский язык в школе. – 2001. – № 1. – С. 14–16.
3. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе / Л. Т. Григорян. – М. : Педагогика, 1982.
4. Кийко, М. П. Пунктуация и коммуникативная ситуация / М. П. Куйко // Русский язык в школе. – 1990. – № 3. – С. 19–23.
5. Оценка знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку : пособие для учителя / сост. В. И. Капинос, Г. А. Костяева. – М. : Просвещение, 1986.
6. Севастова, Л. С. Роль знаков препинания в тексте (урок словесности в 9 классе) / Л. С. Севастова // Русский язык в школе. – 1996. – № 4. – С. 41–45.
7. Сурняева, Е. К. Уроки по теме «Прямая речь» в 5 классе / Е. К. Сурняева // Русский язык в школе. – 1996. – № 2. – С. 22–24.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ


1. Содержание работы по развитию речи.
2. Речевые ошибки.
3. Виды работ по развитию речи.
4. Подготовка учителя к урокам обучающего изложения.
5. Подготовка учителя и учащихся к написанию сочинения.
6. Нормы оценок изложений и сочинений, связных устных ответов учащихся.
7. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности.
8. Основные речеведческие понятия.

Задания к занятию

1. Ф. И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» подчеркивает:
«На способность говорить обращаем мы в ученике строгое внимание, именно на способность выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом. Не один отечественный язык, но и все остальные предметы преподавания должны быть направлены к образованию в ученике этой способности, столь необходимой для развития его умственных способностей, для образования характера и вообще для всей жизни».
Подумайте, в чем видит Ф. И. Буслаев залог успеха работы школы по развитию речи учащихся.

2. Студент, рассказывая учащимся о многозначности слова, познакомил их с понятием метафоры и привел свои примеры: ствол орудия, ветка железной дороги, подошва горы, ножка стола. Многие учащиеся не согласились с ним и привели свои примеры: растрепала кудри золотые, и стоит себе лес улыбается, серебро водопада и другие.
Подумайте, какую методическую ошибку допустил студент, объясняя этот материал. Как бы вы поступили в этом случае?

3. Учитель, показывая учащимся изменение глагола по лицам и числам, попросил их образовать 1-е лицо настоящего и будущего времени от глаголов: рисовать, класть, убедить, трудиться, положить, победить, лебезить.
Определите, можно ли считать данное упражнение упражнением по развитию речи.

4. Первый урок по теме «Глагол» учитель начал следующим образом:
«Глагол – одна из наиболее важных и богатых частей речи в русском языке. Красочность, живописность, точность художественных картин во многом зависит от глагола. Он передает тончайшие оттенки мысли и чувств, помогает писателю глубже воздействовать на читателя.
Перед вами отрывки из рассказа И. С. Тургенева «Муму»:
С сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кусточком, лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидала ее.
– Боже мой! – воскликнула она вдруг, – что это за собака?
Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.
– Н... Н…е знаю-с, – пробормотала она, – кажется, немного…
– Боже мой! – прервала ее барыня, – да она премиленькая собачка! Велите ее привести. Давно она у него? Как же я это ее не видала до сих пор? Велите ее привести.
Приживалка тотчас порхнула в переднюю.
– Человек, человек! – закричала она, – приведите поскорее Муму! Она в палисаднике.
– А, ее Муму зовут, – промолвила барыня, – очень хорошее имя.
– Ах, очень-с! – возразила приживалка. – Скорей, Степан!
Ребята, посмотрите, какие глаголы выделены в этом отрывке? Что они обозначают?»
Далее учитель выясняет с учащимися, какие оттенки значения передают выделенные глаголы, как они помогают автору раскрыть общественное положение героев.
Скажите, как вы оцениваете этот методический прием. Докажите свою мысль.

5. Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные глаголы. Скажите, в каком классе вы бы предложили его учащимся и с какой целью.
Как наступит весна, я на крышу залезал… Вон поляна за осинником… Туда тетерева-косачи слетаются по утрам драться в тумане, чуфыкать и бормотать… Тут-то в самый раз стрелять косачей!
Вот слезу я с крыши, пошарю в кухне, нет ли чего съедобного – хлеба, сухарей, картошки – хоть сырой, хоть вареной. Соли в бумажке захвачу, чайничек в темных сенцах нащупаю. Ружье за спину – и айда! Пока не найду тетеревиную полянку, домой не вернусь.
(По Е. Чарушину).

6. Известно, что в речи учащихся часто встречаются неправильно образованные личные формы настоящего времени непродуктивных глаголов: махать – махаю, махаешь, махает; колыхать – колыхаю, колыхаешь, колыхает.
Составьте упражнение, на материале которого вы раскроете перед учащимися причину появления в их речи подобных ошибок.

7. Проанализируйте приведенные ниже упражнения. Какова их цель? На каком этапе изучения причастий эти упражнения можно использовать в работе с учащимися? Какой принцип изучения русского языка в школе реализуется системой подобных упражнений?
 Раскройте значение слов комбайн, экскаватор, бульдозер, вертолет, используя причастные обороты.
 Объедините предложения с помощью причастных оборотов.
1. Глиссер – небольшое быстроходное судно. Глиссер скользит по воде. 2. Амфибия – автомобиль или танк. Амфибии предназначены для передвижения по суше и по воде. 3. Батискаф – глубоководная камера для наблюдения за подводным миром. Батискаф самостоятельно передвигается под водой.
 Ответьте на вопросы, используя причастия.
1. Что такое морской бриз? 2. Какие ветры называют пассатами? 3. Что такое гипотенуза? 4. Что называется радиусом?
 Дайте определения словам спортсмен, чемпион, рекордсмен, турист, используя причастные обороты.

8. Учитель попросил учащихся придумать примеры с приведенными ниже выражениями, а затем разобрать их по членам предложения. Выясните, какой материал из раздела «Лексика» следовало предварительно повторить. Для чего? Докажите свою мысль.
Люди доброй воли, дом отдыха, голубь мира, сигнал бедствия, Первая Конная армия, пальма первенства.

9. Проанализируйте сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Как автору удалось реализовать основную мысль сочинения? Что бы вы сказали о языке сочинения? Выделите то, от чего, по-вашему, автору следует отказаться.
Осень! Это грустная, но в то же время это и какая то радостная пора.
На картине резкий контраст: яркие, веселые березки с желтыми, золотыми, оранжевыми листьями и угрюмая, холодная, в то же время прозрачная вода реки с темным еловым бором на берегу. И лишь единственная яркая березка с длинными плакучими ветвями как бы грустит, плачет о чудесном лете, хотя и огнем горит на ней листва. Травка уже не ярко-зеленая, на которой хочется поваляться, а серая, неприветливая. Вдали полыхают ярким пламенем клены. И все же ничто так не приковывает моего взгляда, как одинокая березка. Хотя она и на первом плане картины, все же кажется, что вот из «этой шапки золотых монеток» выскочит веселая пташка и будет порхать над угрюмой рекой.

10. Методист, анализируя урок студента, в частности его речь, обратил внимание на ряд ошибок:
Ложи мел и садись на место!
Не порти книгу, она еще пригодится!
Выправи ошибки в первом предложении!
Зачем движешь стул?
Выдь из-за парты!
Проанализируйте эти примеры, назовите ошибки, которые допустил студент, исправьте. Как вы думаете, в чем причина появления подобных ошибок?

11. Проанализируйте ученическое сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Как вы думаете, проводился ли в классе разбор картины? На основе чего вы делаете выводы? Как вы посоветовали бы ученику переработать сочинение?
Замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в городе Вятке. В детстве Васнецов рисовал картины по сказкам, которые рассказывала ему бабушка.
Виктор Михайлович написал очень много картин по русским народным былинам: «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье» и другие картины.
Над картиной «Богатыри» Васнецов работал более двадцати пяти лет.
На картине изображен пасмурный, ненастный день. Кругом расстилается безбрежная степь, поросшая ковылем. Всюду видны холмы, поросшие лесом, болота, овраги.
В центре на своем коне богатырском находится Илья Муромец. Конь его склонил свою буйную головушку. Илья Муромец одет в железную кольчугу, в одной руке он держит копье и палицу сорока пуд. Илья Муромец зорко вглядывается вдаль, нет ли там врагов земли Русской.
Слева от него на белом коне стоит младший брат Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он уже вытаскивает из ножен свой булатный меч и готов в любую минуту сразить врага.
Справа на золотистом коне самый молодой богатырь Алеша Попович. Он тоже смотрит вдаль. В руках у него лук наготове. В другой руке он держит стрелу. К седлу у него привязаны гусли. По народным былинам, Алеша Попович мог очень хорошо петь и аккомпанировать себе на гуслях-самогудах.
Толстой говорил, что он не задумывался, какими должны были быть русские богатыри. Но когда он увидел картину Васнецова «Богатыри», он сказал: «Да, действительно они должны быть такими».

Литература
1. Арефьева, С. А. Проверка сочинений учащихся / С. А. Арефьева // Русский язык в школе. – 2001. – № 1. – С. 44–46.
2. Бершадская, Н. Р. Литературное творчество учащихся в школе / Н. Р. Бершадская. – М, : Педагогика, 1986.
3. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. – 1996. – № 1.
4. Васильева, А. Н. Общие понятия стилистики // Курс лекций по стилистике русского языка / А. Н. Васильева. – М. : Наука, 1976.
5. Винокур, Т. Г. О содержании некоторых стилистических понятий // Стилистические исследования / Т. Г. Винокур. – М. : Просвещение, 1972.
6. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М. : Наука, 1981.
7. Зарубина, Л. М. Текст : лингвистический и методический аспекты / Л. М. Зарубина. – М. : Просвещение, 1981.
8. Ладыженская, Т. А. Детская риторика / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1993.
9. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1994.
10. Ладыженская, Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл. : кн. для учителя / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова. – М. : Просвещение, 1995.
11. Львов, М. Р. Риторика / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1996.
12. Попкова, Л. В. Из опыта обучения написанию сочинений / Л. В. Попкова // Русский язык в школе. – 2001. – № 5. – С. 41–44.
13. Приступа, Г. Н. Единый речевой режим в школе / Г. Н. Приступа. – Рязань, 1993.
14. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М. : Наука, 1985.
15. Сергеева, Н. Н. Развитие речи : теория и практика обучения : 5–7 классы : Кн. для учителя / Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, В. И. Капинос. – М. : Линка-пресс, 1994.
16. Сычугова, Л. П. «Как сердцу выказать себя?» : (развитие речи при обучении сочинению-описанию картины) / Л. П. Сычугова // Русский язык в школе. – 2001. – № 3. – С. 38–41.
17. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М. : Просвещение, 1982.
18. Чурсанова, Л. Н. Анализ речевых ошибок // Русский язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 29–33.
19. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М. : Просвещение, 1987.
20. Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М. : Просвещение, 1990.
21. Пахнова, Т. М. Анализ текста и работа со словарями на уроке-зачете в 8–9 классах / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. – 1990. – № 4. – С. 7–12.
22. Потиха, З. А. Лингвистические словари и работа с ними в школе / З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1987.
23. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / cост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984.