ТЕСТ № 1

1. Основной документ, регламентирующий тематическое и почасовое планирование процесса обучения русскому языку в школе.
1) Базисный учебный план
2) Программа обучения русскому языку, рекомендованная Федеральным агентством по науке и образованию
3) Государственный стандарт общего среднего образования
4) Концепция профильного обучения

2. Редакторы рекомендованного Федеральным агентством по науке и образованию учебно-методического комплекса по русскому языку для 5–9 классов.
1) М. Р. Львов, М. Т Баранов
2) Л. М. Зельманова, Л. Т. Григорян
3) В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова
4) В. В. Бабайцева, Л. М. Зельманова

3. Год принятия «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.»
1) 2000
2) 2001
3) 2002
4) 2003

4. Документы, определяющие государственную политику и стратегию в процессе обучения предметной области «Филология».
1) Программа обучения русскому языку, рекомендованная министерством образования РФ
2) Государственный стандарт общего среднего образования
3) Национальная доктрина образования
4) Концепция обучения русскому языку в 12-летней школе

5. Подготовительный этап каждого учебного цикла, в котором прогностически представляется система мероприятий и средств для достижения поставленной цели.
1) оценка результативности
2) выдвижение гипотезы
3) планирование
4) определение объекта

6. Объем и характер ЗУН по русскому языку определяется…
1) Государственным стандартом общего среднего образования
2) программой обучения русскому языку, рекомендованной Федеральным агентством по науке и образованию
3) базисным учебным планом
4) учебным планом среднего общеобразовательного заведения

7. Основная единица мониторинга качества обучения.
1) вопрос
2) ответ
3) отметка
4) тест

8. Двойная отметка (например, 4 / 3) ставится при оценивании…
1) контрольного сочинения
2) контрольного изложения
3) теста
4) свободного диктанта

9. Объект изучения теории и методики преподавания языка.
1) совокупность методов, приемов средств, технологий и форм организации процесса обучения русскому языку
2) принципы обучения
3) психические закономерности усвоения основ науки о языке
4) процесс обучения и освоения обучающимися дисциплины «русский язык»

10. Предмет изучения методики преподавания русского языка.
1) совокупность методов, приемов средств, технологий и форм организации процесса обучения русскому языку
2) принципы обучения
3) психические закономерности усвоения основ науки о языке
4) процесс обучения и освоения обучающимися дисциплины «русский язык»

11. Инвариантный компонент БУП.
1) школьный
2) региональный
3) федеральный
4) городской.

12. Вариативные компоненты БУП.
1) школьный и федеральный
2) региональный и федеральный
3) школьный и региональный
4) городской и региональный

13. Органы управления субъектов РФ определяют содержание … компонента БУП.
1) школьного
2) регионального
3) федерального
4) городского

14. Обучение в условиях опосредованного общения с педагогом средствами современных информационных технологий.
1) непрерывное
2) послевузовское
3) дистанционное
4) заочное

15. Словарная работа на уроках русского языка заключается в…
1) выполнении этимологического анализа слова
2) расширении словарного запаса учащихся
3) уточнении лексико-грамматического значения слов
4) формировании навыков правописания исключений



ТЕСТ № 2


1. Не оценивается педагогом … деятельность школьника.
1) творческая
2) самостоятельная
3) исследовательская
4) внеурочная

2. Общепринятая система оценивания в общеобразовательной школе.
1) пятибалльная
2) рейтинговая
3) портфолио
4) тестовая

3. К орфографическим и пунктуационным не относятся … ошибки.
1) речевые
2) стилистические
3) фактические
4) морфологические

4. Дисциплина «русский язык» изучается в … классах.
1) 1–9
2) 1–11
3) 3–11
4) 3–9

5. Содержание традиционных учебных пособий по русскому языку основано на…
1) изучении правил орфографии и пунктуации
2) рассмотрении законов грамматики
3) описании особенностей языковой системы
4) теории текста

6. Осмысленная или интуитивная способность безошибочного письма.
1) орфографическая зоркость
2) языковая зоркость
3) языковое чувство
4) лингвистический талант

7. Элементы стилистики и культуры речи вводятся в школьный курс русского языка с … класса.
1) 5
2) 7
3) 8
4) 9

8. Основная форма закрепления знаний в преподавании русского языка.
1) работа с книгой
2) конспектирование
3) практические и лабораторные работы
4) упражнения

9. Основная форма контроля освоения ЗУН по русскому языку в массовой традиционной школе.
1) диктант
2) устный опрос
3) групповой опрос
4) «тихий» опрос

10. Альтернативная упражнениям и диктантам форма закрепления и контроля ЗУН.
1) составление плана параграфа
2) грамматический разбор
3) тестирование
4) разработка матрицы идей

11. Основная форма контроля за уровнем речевого (коммуникативного) развития обучающихся.
1) упражнения на опережение программы
2) проблемные упражнения и дидактические игры
3) сочинение
4) изложение

12. Основные задачи изучения фонетики и графики в школьном курсе.
1) совершенствование умений слышать и анализировать звучащую речь
2) формирование системы знаний о звуковом строе и графике русского языка
3) овладение орфоэпическими нормами русского литературного языка
4) овладение навыками фонетического анализа

13. В результате изучения раздела «Лексика» у учащихся формируются умения…
1) разбирать слова по составу
2) группировать изученные лексические явления
3) соотносить лексическое и грамматическое значение слов, указывая особенности словоупотребления в контексте
4) анализировать текст

14. Навыки работы со словарем формируются на основе изучения…
1) словообразования
2) грамматики
3) лексики
4) морфологии

15. Наибольшее внимание развитию творческих способностей учащихся уделяется на уроках…
1) развития связной речи
2) контроля
3) вторичного закрепления
4) уроках-экскурсиях

16. Основные средства наглядно-иллюстративного метода обучения русскому языку.
1) учебники и учебно-методические комплекты
2) рабочие тетради с печатной основой
3) схемы, таблицы
4) аудио-, видеоматериалы



ТЕСТ № 3


1. Ошибки в образовании форм слов.
1) грамматические
2) речевые
3) стилистические
4) лексические

2. В школьном курсе русского языка не рассматривается … разбор.
1) фонетический
2) морфологический
3) синтаксический
4) тема-рематический

3. Ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.
1) грамматические
2) речевые
3) стилистические
4) лексические

4. Изучение … проходит через весь курс средней школы (5–9 кл.).
1) орфографии и пунктуации
2) морфемики и словообразования
3) морфологии и синтаксиса
4) морфемики и лексики

5. Курс русского синтаксиса и пунктуации изучается в ... классах.
1) 10–11
2) 8–9
3) 9–10
4) 7–8

6. Объем диктанта для 7 класса – … слов.
1) 100–110
2) 110–120
3) 120–130
4) 120–150

7. Инвариантные структурные компоненты урока русского языка.
1) информационный
2) бездеятельностный
3) коммуникативный
4) закрепляющий

8. Автор общедидактических трудов по методике преподавания русского языка в условиях развивающего и проблемного обучения.
1) М. И. Махмутов
2) Э. Ш. Бенцианова
3) М. Р. Львов
4) А. И. Власенков

9. Основная цель обучения русскому языку в школе – развитие … учащихся.
1) семантикона, грамматикона, лексикона
2) функциональной грамотности
3) коммуникативных способностей
4) навыков анализа текста

10. Система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования – … обучения.
1) приемы
2) принципы
3) технологии
4) методы

11. Совокупность элементов и частей урока, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей.
1) структура
2) тип
3) форма
4) вид

12. Основная функция учебного пособия.
1) наглядная
2) информационно-иллюстративная
3) дидактическая
4) методическая

13. Отличительные признаки факультативного курса по русскому языку в школе.
1) необязательность его посещения учащимися
2) необязательность тематического планирования
3) отметочная система
4) свобода выбора учащимисяфакультативов



ТЕСТ № 4


1. Принципы процесса обучения, обеспечивающие усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической и временной связи.
1) системности и последовательности
2) воспитывающего обучения
3) научности и доступности
4) наглядности

2. Принципы процесса обучения, обеспечивающие соответствие требованиям стандарта обобщенно теоретических знаний для школьников разного возраста
1) системности и последовательности
2) воспитывающего обучения
3) научности и доступности
4) наглядности

3. Педагогический принцип, обеспечивающий реализацию индивидуального образовательного развития для всех учащихся.
1) вариативности
2) индивидуализации
3) внимания к материи языка
4) синхронного развития лексических и грамматических навыков

4. В рамках традиционной типологии уроков русского языка выделяют уроки…
1) обобщения и повторения
2) развития речи
3) творчества
4) контроля

5. Бинарная типология методов организации обучения.
1) индуктивные – дедуктивные
2) продуктивные – репродуктивные
3) словесные – наглядные
4) наглядные – практические

6. Многоэтапное индивидуальное или групповое задание, выполняемое с четко обозначенной образовательной целью и продуктом деятельности.
1) моделирование
2) систематизация
3) проектирование
4) исследование

7. При выборе структурных компонентов урока учитель ориентируется на…
1) поставленные цели и задачи урока
2) тип урока
3) профиль (специализацию) класса
4) психовозрастные особенности коллектива

8. На уроках русского языка в школе проявляются межпредметные связи с …
1) литературой
2) психологией
3) иностранным языком
4) историей

9. Под принципами культуро- и природосообразности обучения развитию учащегося понимают…
1) сохранение соответствия методов, способов и приемов обучения общекультурной, национальной и детской «природе» обучающегося
2) соответствие принципов обучения культурной «природе» обучающегося
3) особый отбор дидактического материала, способствующего формированию общей культуры обучающегося
4) особый отбор дидактического материала, иллюстрирующего культурные традиции той или иной нации

10. Урок или курс, построенный на основе объединения разных учебных дисциплин.
1) профильный
2) интегрированный
3) проблемный
4) исследовательский

11. Автор учебных пособий, методических рекомендаций и системы организации работы по развитию речи учащихся 5–9 классов.
1) М. М. Разумовская
2) М. Т. Баранов
3) Т. А. Ладыженская
4) Л. Д. Чеснокова

12. Автор системы методических разработок «Обучение русскому языку в 5, 6, 7, 8 классах» к учебникам под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, В. В. Бабайцевой.
1) Ю. В. Дубовицкая
2) Е. И. Никитина
3) Л. М. Рыбченкова
4) Л. П. Федоренко

13. Автор и редактор серии учебных пособий для обучающихся русскому языку в логике развивающего обучения.
1) К. Д. Ушинский
2) Е. Н. Ильин
3) В. В. Репкин
4) Л. С. Выготский

14. Автор методики использования опорных конспектов на уроках русского языка
1) Ю. С. Меженко
2) Ш. А. Амонашвили
3) Ф. И. Буслаев
4) В. Ф. Шаталов

15. Форма организации дополнительного обучения русскому языку в школе.
1) интегрированный
2) факультативный
3) элективный
4) профильный

16. Диалоговый режим на уроках развития речи обеспечивается…
1) познавательными вопросами
2) актуальным для обучающихся содержанием
3) интерактивными формами организации обучения
4) проблемными упражнениями

17. Формы организации деятельности на уроке.
1) индивидуальная
2) коллективная
3) групповая
4) самостоятельная



ТЕСТ № 5

1. Под коммуникативным развитием обучающегося в методике понимают…
1) формирование коммуникативной компетенции
2) развитие речи
3) совершенствование навыков устной и письменной речи
4) совершенствование навыков речевой деятельности

2. Современный подход к обучению русскому языку на основе межличностного общения.
1) психолингвистический
2) текстоориентированный
3) коммуникативно-деятельностный
4) лингвоцентрический

3. Современный подход к обучению русскому языку в школе на основе изучения текста.
1) психолингвистический
2) текстоориентированный
3) коммуникативно-деятельностный
4) лингвоцентрический

4. Основная единица обучения русскому языку в современной школе.
1) упражнение
2) предложение
3) словосочетание
4) текст

5. Основная форма актуализации сформированных ранее у учащихся ЗУН.
1) опрос
2) выполнение упражнений
3) проверка домашнего задания
4) обучающий диктант

6. Ведущий принцип построения программы школьного курса русского языка.
1) наглядности
2) линейности
3) научности
4) воспитывающего обучения

7. Основная характерная черта проблемной организации урока русского языка.
1) выполнение проблемного упражнения в начале урока
2) постановка проблемных и познавательных вопросов на этапе опорного повторения
3) создание проблемной ситуации на основе определения учащимися недостатка знания для решения поставленной учебной задачи
4) сочетание устного опроса и выполнения письменных упражнений на этапе актуализации опорных ЗУН

8. В традиционной типологии диктантов выделяют следующие типы:
1) слуховой, зрительный, зрительно-слуховой
2) контрольный, проверочный, обучающий, предупредительный, с самоподготовкой
3) комментированный (объяснительный), самостоятельный
4) словарный

9. При изучении орфографии в школе не используются задания:
1) сделать лексический разбор слова
2) составить словосочетание
3) вставить пропущенную букву
4) составить предложение

10. Построение логико-структурных схем необходимо при…
1) поуровневом лингвистическом анализе текста
2) стилистическом анализе текста
3) анализе синтаксической структуры предложения
4) анализе синтаксической структуры словосочетания

11. Письмо развивает … память.
1) кратковременную
2) зрительную и слуховую
3) моторную
4) оперативную

12. Субъект-объектными отношениями характеризуются … методы организации процесса обучения.
1) частично-поисковый
2) исследовательский
3) объяснительный
4) эвристический

13. Наиболее прогрессивный подход к организации обучения, центрирующийся вокруг понятия «личность».
1) личностноориентированный
2) деятельностный
3) личностно-дифференцирующий
4) дистанционно-личностный

14. Допустимая законом «Об образовании» РФ форма внешкольного обучения.
1) индивидуальное
2) дифференцирующее
3) программированное
4) проблемное

15. Деловые и ролевые являются…
1) интегративными
2) интерактивными
3) деятельностными
4) ндивидуальными