4.Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

 

4.1 Развитие психических функций.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Развитие других психических функций зависит от развития мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

Память развивается в двух направлениях — произвольности осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

 

4.2.Развитие личности.

·                    Мотивационная сфера: социальные мотивы учения:

1. оценка высокая (это и поощрение, и предмет гордости);

2. долг, ответственность быть грамотным (это не очень эффективно);

3. познавательная мотивация самосовершенствования (Я узнал);

4. мотивация достижения – успех;

5.  для детей с завышенной самооценкой престижная мотивация, плохо в ситуации неуспеха – аффект;

6. мотивация избегания неудачи – тревожность, страх;

7. замещающий мотив – спорт, музыка, рисование;

·                    Самосознание. Исходные оценки влияют на самооценку: отлично  (завышение самооценки), удовлетворительно, неудовлетворительно (занижение   самооценки).

Для развития адекватной самооценки:

1) в классе – атмосфера психологического комфорта;

2) оценка + пояснение;

3) положительное ожидание от ученика;

4) создать положительный эмоциональный фон при любой оценки;

5)оценивает работу, но не личность;

6) не сравнивать детей;

7) ориентирует на индивидуальные достижения;

8) поощряют малейшее продвижение;

Самооценка  зависит и от семьи.

         Младший школьный возраст – начало школьной жизни; появляется учебная мотивация; появляется чувство рефлексии.

                                                       Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Выготский Л.С.Кризис семи лет // Собрю соч.: В 6 т. М.,1984. Т. 4.

        Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

        Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 2003.

 

              Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)»:

1. Назови основные особенности развития внимания, восприятия, памяти, мышления в младшем школьном возрасте.

2. Как развивается мотивационная сфера личности младшего школьника.

3. Какие условия необходимы для развития самооценки младшего школьника.

          

            Тестовые задания по теме «Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)»:

1.Какие из перечисленных новообразований относятся к младшему школьному возрасту:  а) синкретизм восприятия и мышления, б) рефлексия, в) анализирующее наблюдение, г) произвольность внимания, д) письменная речь.

2. Какая особенность младшего школьного возраста проявляется в следующем примере. Объясняя выражение «железное сердце», ученик говорит, что оно сделано из железа: а) несформированность внутренней речи, б) эмоциональное запоминание, в) конкретность мышления, г) недифференцированность восприятия.

3. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий: а) родителями, б) учителем, в) сверстниками.

4. В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех: а) зрительный образ, б) слуховой образ, в) тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти.

5. Наиболее осознанными и действенными у младших школьников являются чувства: а) эстетические, б) моральные, в) интеллектуальные, в) практические.

6. Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется: а) непроизвольностью психических процессов, б) отсутствием стремления к взрослости, в) высоким стремлением к участию в деятельности на первых ролях.

7. Благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя у младших школьников формируются: а) адекватная самооценка, б) завышенная самооценка, в) низкий уровень притязания.

8. Чем отличается восприятие младшего школьника: а) эмоциональностью, б) рациональностью, в) логичностью.

9. Норму эмоциональной жизни младших школьников составляет: а) тревожность, б) вспыльчивость, в) неуверенность.

10. В ряду новообразований личности младшего школьника можно выделить следующие потребности, которые характеризуются новым уровнем развития: а) познавательная потребность, б) потребность в игре, в) потребность в общении.