4.Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
4.1 Развитие психических функций. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. Развитие других психических функций зависит от развития мышления. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы. Память развивается в двух направлениях — произвольности осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.
4.2.Развитие личности. · Мотивационная сфера: социальные мотивы учения: 1. оценка высокая (это и поощрение, и предмет гордости); 2. долг, ответственность быть грамотным (это не очень эффективно); 3. познавательная мотивация самосовершенствования (Я узнал); 4. мотивация достижения – успех; 5. для детей с завышенной самооценкой престижная мотивация, плохо в ситуации неуспеха – аффект; 6. мотивация избегания неудачи – тревожность, страх; 7. замещающий мотив – спорт, музыка, рисование; · Самосознание. Исходные оценки влияют на самооценку: отлично (завышение самооценки), удовлетворительно, неудовлетворительно (занижение самооценки). Для развития адекватной самооценки: 1) в классе – атмосфера психологического комфорта; 2) оценка + пояснение; 3) положительное ожидание от ученика; 4) создать положительный эмоциональный фон при любой оценки; 5)оценивает работу, но не личность; 6) не сравнивать детей; 7) ориентирует на индивидуальные достижения; 8) поощряют малейшее продвижение; Самооценка зависит и от семьи. Младший школьный возраст – начало школьной жизни; появляется учебная мотивация; появляется чувство рефлексии. Литература Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968. Выготский Л.С.Кризис семи лет // Собрю соч.: В 6 т. М.,1984. Т. 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 2003.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)»: 1. Назови основные особенности развития внимания, восприятия, памяти, мышления в младшем школьном возрасте. 2. Как развивается мотивационная сфера личности младшего школьника. 3. Какие условия необходимы для развития самооценки младшего школьника.
Тестовые задания по теме «Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)»: 1.Какие из перечисленных новообразований относятся к младшему школьному возрасту: а) синкретизм восприятия и мышления, б) рефлексия, в) анализирующее наблюдение, г) произвольность внимания, д) письменная речь. 2. Какая особенность младшего школьного возраста проявляется в следующем примере. Объясняя выражение «железное сердце», ученик говорит, что оно сделано из железа: а) несформированность внутренней речи, б) эмоциональное запоминание, в) конкретность мышления, г) недифференцированность восприятия. 3. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий: а) родителями, б) учителем, в) сверстниками. 4. В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех: а) зрительный образ, б) слуховой образ, в) тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти. 5. Наиболее осознанными и действенными у младших школьников являются чувства: а) эстетические, б) моральные, в) интеллектуальные, в) практические. 6. Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется: а) непроизвольностью психических процессов, б) отсутствием стремления к взрослости, в) высоким стремлением к участию в деятельности на первых ролях. 7. Благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя у младших школьников формируются: а) адекватная самооценка, б) завышенная самооценка, в) низкий уровень притязания. 8. Чем отличается восприятие младшего школьника: а) эмоциональностью, б) рациональностью, в) логичностью. 9. Норму эмоциональной жизни младших школьников составляет: а) тревожность, б) вспыльчивость, в) неуверенность. 10. В ряду новообразований личности младшего школьника можно выделить следующие потребности, которые характеризуются новым уровнем развития: а) познавательная потребность, б) потребность в игре, в) потребность в общении.
|