5. Формирование и развитие личности ребенка на разных
возрастных этапах.
5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста. Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с 2-3-летнего возраста. Это, если иметь в виду появление чисто внешних признаков личностной индивидуальности. Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо раньше, являются следующие факты: 1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует достаточно длительный скрытый период развития (как у растения). 2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека лишь, спустя, много времени. 3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные условия. Вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям. К этому же возрасту, несомненно, относится оформление качеств темперамента ребенка. В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке. Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности. Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей порождает у ребенка уверенность в себе. Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности. Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»). Другие новообразования личностного характера: - сравнивая себя с другими, появляется самооценка; - чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний; Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам». Начинают складываться такие важные качества как сила воли, настойчивость, целеустремленность. При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния человека. В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успешности: - приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам; - способность различать задания разной степени трудности; - характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей; - умение развивать способности и прилагать усилия; Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать поведение и уточнять требования.
5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические новообразования дошкольников. Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно разделить на три части: 1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции; 2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция; 3. период 6 лет – деловые качества ребенка; В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источником моральных представлений являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка взрослых: - первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения; - последними усваиваются нормы обращение с людьми; Сюжетно- ролевые игры способствуют: 1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники); 2) осознанию их сущности (старшие дошкольники); В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей – ответственность и чувство долга. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые (мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные (связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив учения (приобретение знаний, умений, навыков). К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми. Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам: 1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники) - умение оценивать свои возможности (только начинается); 2 этап – в связи с результатом - положительные или отрицательные эмоции; 3 этап – самооценка; 4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично; 5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих способностях; 6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха; Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4 года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет – более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Психологические новообразования. Под основными, как базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа или характера, личности. Это функциональные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми. Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого подражания – сензитивный период в развитии личности на основе подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер (инициативность, воля, независимость). В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с окружающими людьми. К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи. Новообразования появляющиеся в этот период: 1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние (познавательные), умственные (личностные) действия и операции. 2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в способности преобразовать действительность (игры, художественное творчество). 3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. 4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь. 5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание.
5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте. Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд; складываются деловые качества). Особенности детей младшего школьного возраста: 1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание); самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся взрослыми; самооценка может быть двух типов; 2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения (игра более длительное время); 3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи). Ш.А. Амонашвили рекомендовал в начальных классах не использовать отметки (особенно низкие), чтобы не вызывать тревожность, беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудачи. На мотивацию достижения успеха влияет также два других личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов – адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст – период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать: 1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования); 2) обучение счету, письму; В становлении данного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть работа с этим ребенком). Самостоятельность детей - сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть уравновешенным. Средства и способы развития самостоятельности: 1) больше дел выполнять самостоятельно; 2) приветствовать стремление к самостоятельности; 3) уроки должны выполняться самостоятельно; 4) творческие дела, где становятся лидерами; Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, очень существенные: 1) прежде всего, увеличивается время на общение; 2) изменяется содержание общения (деловое); 3) в первом классе – больше общение с учителями; 4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам; 5) меняются темы и мотивы общения; На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания детей («внутренняя позиция»). Эта позиция: 1) осознание отношения к себе; 2) к другим людям; 3) к событиям и делам; Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств. С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от: нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты – одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять. Изменения в психологии младшего школьника: 1. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности). 2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между детьми – дифференциация в процессе обучения. 3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения успехов в труде, игре. 4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны взрослых, стремление получить высокую оценку. 5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со сверстниками – формируется социальный престиж. Литература Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с. Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах»: 1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца? 2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм поведения? 3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников. 4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у дошкольников. 5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте. 6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.
|