.Психология старшего школьника.

 

8.1.Социальная ситуация развития старшего школьника.

Все новообразования закончились уже в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление того, что сложилось – одна точка зрения.

Другие считают, что в этом возрасте имеют место весьма существенные качественные новообразования:

- порог вступления в самостоятельную взрослую жизнь;

- самоопределение (выбор своего жизненного пути);

- выбор профессии – психологическое центральное новообразование развития старшего школьника;

Старший школьный возраст – пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружении и в самом себе.

Значительные изменения в старшем школьном возрасте переживают познавательные процессы человека. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков, способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность, включающая в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяют старшему школьнику устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющимися и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у школьника формируются навыки самостоятельно оперировать предположениями, гипотезами и критически их оценивать. Все более отчетливо прослеживается самостоятельность в учебной деятельности.

Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач.

Повышается уровень интеллектуального подхода при восприятии, память, воображение и другие психические процессы, они все больше приобретают черты произвольности. Старшие школьники могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять.

Развитие умственных способностей и познавательных процессов зависит от зрелости нервной системы и головного мозга. Изменений в весе мозга практически не происходит. В старшем школьном возрасте складываются предпосылки для регуляции поведения.

Более продуктивной становится произвольная память. Увеличиваются ассоциативные волокна, синаптические связи между отдельными волокнами мозга.

Возникают особенности познания: когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон.

У старших школьников идет развитие темперамента. Тип темперамента не меняется, происходят изменения в степени выраженности чувств. Юноши менее эмоционально возбуждены, менее тревожны, более эктравертированы. Свойства темперамента продолжают проявляться в симптомокомплексе свойств.

Психика начинает проявляться целостно. Происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.

По Климову, индивидуальный стиль складывается на основе более простых свойств. Благодаря индивидуальному стилю достигается большая или меньшая успешность в интеллектуальной деятельности.

Идет развитие обобщенности всех процессов, интерес к глобальным и вечным проблемам.

У старших школьников происходит развитие креативного мышления. Человек создает проблемные ситуации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи. Старший школьник также начинает осознавать себя более умным, чем был ранее, и более чем взрослый. Идет серьезное развитие эмоций и чувств. Возникают осознанность настроений, саморегуляция. Эмоции и чувства связаны с познавательной деятельностью, сферой. То, что интересует, переживается глубоко эмоционально.

 

8.2 Развитие личности старшеклассника.

Потребность в общении.  Проявление самостоятельности в собственных взглядах, оценках, мнениях. Стремление отличиться, чтобы признали его оригинальность, его демонстративность. Потребность в общении с взрослыми (она больше чем у подростка, так как нужен совет и опыт). Потребность в общении со сверстниками в плане организации досуга.

         Самопознание и самооценка.  Рост самосознания у старшеклассника более критичен и самокритичен, предъявляют высокие требования  к себе и к взрослым.  Охотнее высказывается о своих недостатках, чем о достоинствах.  На первое место выходят те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных сил.

          Самовоспитание. Девушки и юноши стремятся глубже разобраться в своем характере и в своих чувствах; правильно оценить свои способности и особенности. Этому возрасту свойственны следующие противоречия:

1. Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и в первое время не всегда адекватно относятся к советам взрослых.

2. Восприимчивость  к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремления показать равнодушие к этой оценке, действовать по-  своему плану.

3. Принципиальность в большом и беспринципность в малом.

4. Самообладание и непосредственная импульсивность.

         Новообразования в личности старшего школьника:

1. формирование мировоззрения, самостоятельности;

2. повышенная требовательность к моральному облику;

3. формирование самооценки,

4. стремление к самовоспитанию;

 

8.3 Проявления особенностей старшеклассников в познавательной и учебной деятельности.

         Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Интерес к учению повышается. Мотивы: самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни; социальный – стать полноценным членом общества; учебный – интерес к содержанию и процессу учения. Избирательность познавательных интересов старшего школьника связана с жизненными планами. Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.

         В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация (руководство сознательно поставленной целью).

        Учебный процесс.

·                    Оценивают его с точки зрения того, что он дает для их будущего, то есть смотрит на настоящее с позиции будущего;

·                    Твердая установка при выборе профессии;

·                    В школьном возрасте устанавливается связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов;

·                    Старшеклассники стремятся решить проблему выбора, учитывая свои способности;

·                    Необходимо ознакомиться с психологической характеристикой профессии: внимание, наблюдательность, мышление, воля, характер;

         Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей привлекательности – высокая самооценка, уверенность в себе; осознание своей физической слабости – наоборот низкая самооценка.

        Особенности познавательной деятельности.

1. разрыв между конкретным и абстрактным понятием сглаживается;

2. развивается сравнение  обобщение; способность выделять существенное;

3. умение пользоваться рациональными приемами запоминания (конспектирование, подчеркивание, выделение главной мысли и т.д.);

         Качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника:

- разобраться в разных точках зрения и составить свою собственную точку зрения;

- старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения;

- активность мысли и своеобразная продуктивность мышления (оно носит страстный характер);

- старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать что-то новое, оригинальное;

                                                              Литература

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.            

               Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Психология старшего школьника»:

1. Психологическое центральное новообразование старшего школьника.

2.Назовите наличие разного рода потребностей в старшем школьном возрасте.

3. Особенности познавательной деятельности старшего школьника.

4. Качественное своеобразие  познавательной деятельности старшего школьника.

              

                 Тестовые задания по теме: «Психология старшего школьника»:

1.Характерная особенность познавательной сферы ранней юности: а) склонность к экспериментированию, б) способность логически рассуждать, в) рефлексия.

2. Психологическое новообразование ранней юности: а) самоопределение в будущей профессии, б) открытие «Я», в) комплекс оживления.

3.Чем характеризуется социальная зрелость: а) способность личности ставить, решать проблемы, б) четкая ориентированность на будущую деятельность.

4. Чем характеризуется направленность юношеского возраста: а) способность личности ставить, решать проблемы, б) четкая ориентированность на будущую деятельность.