Идеи,
заложенные в теории человеческого капитала, оказали
серьезное воздействие на экономическую политику
государства. Благодаря ей изменилось отношение общества
к вложениям в человека. В них научились видеть
инвестиции, обеспечивающие производственный, причем
долговременный по своему характеру, эффект. Это
обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного
развития системы образования и подготовки кадров во
многих странах мира.
В сфере изучения проблем
неравенства доходов, теория человеческого капитала не
только обеспечила качественный сдвиг в анализе ряда
специфических вопросов (таких, как эволюция структуры
ставок заработной платы, дискриминация в оплате труда,
выбор места работы в зависимости от краткосрочных и
долгосрочных перспектив получения дохода), но и привела
к пересмотру некоторых традиционных представлений о
возможности эмпирической оценки неравенства доходов в
обществе.
В частности, программы
подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие
борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное,
чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод
состоял в том, что общепринятые оценки экономического
неравенства, основанные на измерении текущих, а не
пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь,
инвестирующая в свое образование, сознательно отдает
предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы
получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым
рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом
объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют
в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно
больше - в навыки, имеющие ценность в домашнем
производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства
государства.
Также теория
человеческого капитала используется, в частности, для
анализа эффективности распределения государственных
ресурсов на цели поддержки системы образования,
рассмотрения влияния государственной социальной политики
на стимулы к получению образования, разработки мер
компенсации потерь индивидов от обесценения
человеческого капитала (вызванного изменением
конъюнктуры в отдельных сферах экономики), программ
переквалификации работников, занятых в стагнирующих
отраслях и т.д. [2] |