Образование
— это жизненно важная сфера социально-экономической
деятельности. Значительная часть ресурсов общества
задействована в образовании, к материальному обеспечению
сферы образования имеют отношение многие отрасли
экономики государства, являющиеся в то же время
потребителем ее продукта.
В современных условиях
перед человечеством встала проблема обеспечения
устойчивого развития цивилизации в условиях существенных
изменений среды обитания, особая роль в решении данной
проблемы отводится образованию. Образование становится
важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.
Являясь одной из
важнейших подсистем социальной сферы государства,
обеспечивающей процесс получения человеком
систематизированных знаний, умений и навыков с целью их
эффективного использования в профессиональной
деятельности, образование обеспечивает развитие факторов
и результатов производственной деятельности.
В наше время образование
является одной из самых крупных сфер мировой экономики и
одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой
торговли услугами. В
современном обществе образование выступает и как система
экономических отношений, выражающая взаимосвязь,
взаимодействие непосредственно образования и сопряженных
с ним сфер деятельности.
Становясь сектором экономики, образование получает
статус социально-экономического института, главенство
только социальной роли образования несколько уходит.
Одна из отличительных
особенностей современной системы образования — переход
от государственного к государственно-общественному
управлению образованием. Сущность последнего заключается
в том, чтобы объединить усилия государства и общества в
решении проблем образования. В условиях поддержки
образования со стороны государства и общества система
образования должна обеспечить и эффективное
использование своих ресурсов — человеческих,
информационных, материальных, финансовых [17].
Особенностью системы
образования как отрасли народного хозяйства является
наличие у нее значительной нерыночной составляющей.
Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание
социально-экономической стабильности, социального
прогресса, удовлетворение потребности в таком жизненном
благе, как образование. Но, в условиях отсутствия
какой-либо серьезной конкуренции в нерыночном секторе
образовательной системы, ей становятся характерны
ограниченность основных видов ресурсов и невозможность
их привлечения в достаточном объеме. В этой связи
система образования сегодня рассматривается с позиций
наиболее эффективных инвестиций в будущее благосостояние
общества — инвестиций в человеческий капитал.
В «Международной стандартной классификации образования (МСКО)»,
под образованием понимается организованный и устойчивый
процесс коммуникации, порождающий обучение.
При этом процесс коммуникации — это
взаимоотношения между двумя и более лицами, включая
передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий
и т. д.). Под обучением понимается любая перемена в
поведении, информации, знаниях, взаимопонимании,
мировоззрении, в системе ценностей или навыках, а чтобы
считаться образованием, обучение должно носить плановый
характер. Образование как организованный процесс должно
планироваться в соответствии с определенной моделью или
в определенной последовательности с четко обозначенными
или подразумеваемыми целями.
В соответствии с Законом
РФ «Об образовании» система образования представляет
собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и
государственных образовательных стандартов различного
уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений
независимо от их организационно-правовых форм, типов,
видов;
• органов управления образованием и подведомственных им
учреждений и организаций. |