С точки зрения
экономических исследований система образования является составляющей
образовательного пространства (образовательной среды) государства
(группы государств) или его административно территориальной единицы,
так как лишь в этом случае данная система будет в состоянии
реализовать принятые на соответствующем уровне управленческие
решения.
Центральным структурным элементом системы образования является
образовательное учреждение. В большинстве своем современные
образовательные учреждения в России являются бесприбыльными или
некоммерческими организациями, не ставящими целью своей деятельности
извлечение прибыли. Для таких учреждений, как правило, имеется
вышестоящая организация, которая финансирует их деятельность
полностью или частично и определяет цели функционирования данного
учреждения, целевой функцией для бесприбыльной организации является
эффективное исполнение закрепленной за ней (уставом или положением)
деятельности в рамках утвержденной сметы затрат.
Признание за сферой образования только социальной эффективности и
недооценка ее в экономическом отношении связано с так называемым
остаточным принципом финансирования образования, который сегодня
активно обсуждается. Вместе с тем, появляется все больше
исследований, доказывающих исключительно высокую экономическую
эффективность образования. Индивидуальные и общественные расходы на
образование рассматриваются как одно из наиболее выгодных
инвестиционных направлений.
Социально-экономическая эффективность системы образования может быть
оценена с точки зрения след. позиций:
• достаточность объемов финансирования учреждений образования;
• эффективность расходования средств на образование;
• востребованность получаемого образования;
• решение проблемы относительной занятости молодежи.
Общепризнанно, что потери от недостаточного вложения средств в образование
могут быть очень значительными.
На всех уровнях управления образованием важной проблемой является
выбор эффективного способа инвестирования. Одна из важнейших
особенностей, характеризующих управление образованием, состоит в
трактовке образования как инвестиций в человеческий капитал. Так как
для сферы образования характерен очень длительный цикл отдачи
инвестиций, она всегда будет «затратной», нуждающейся в общественной
поддержке.
Инвестиции в образование не следует отождествлять с оплатой
образовательных услуг. Однако не секрет, что простота и успешность
прохождения образовательной программы для обучающегося зачастую
зависит от суммы денежных средств, вложенных в образовательное
учреждение заинтересованными юридическими или физическими лицами.
Целью инвестирования образовательной деятельности может быть развитие
собственности, что имеет место в негосударственных образовательных
учреждениях. А так как сфера образования при соответствующих
условиях может быть достаточно прибыльной, то целью инвестирования
может являться и получение прибыли. К сожалению, иные целевые
установки в инвестировании образовательной деятельности сегодня
отсутствуют. Но существует необходимость привлечения денежных
средств для развития, сохранения, а в некоторых случаях и для
восстановления образовательной деятельности в учреждениях
образования.
Следует различать инвестиции в образование и инвестиции в образовательную
деятельность. В первом случае мы имеет дело с процессом получения
новых знаний, умений и навыков, значимым как социально, так и для
отдельного человека. Также следует различать не только внешнюю, но и
внутреннюю эффективность инвестиций в образование, т.е. соотношение
затрат и результатов инвестиций в образовательную систему
анализируется с позиций реализации этой системой ее собственных
целей.
Одним из ключевых моментов в оценке данных инвестиций является решение
проблемы их распределения между различными видами расходов на
образовательную заведения с тем, чтобы эффективность инвестиций была
наибольшей. Оценка инвестиций в образовательную деятельность может
быть осуществлена с применением традиционных подходов с учетом
специфики образовательной деятельности как отрасли экономики. |