С точки зрения экономических исследований система образования является составляющей образовательного пространства (образовательной среды) государства (группы государств) или его административно территориальной единицы, так как лишь в этом случае данная система будет в состоянии реализовать принятые на соответствующем уровне управленческие решения.
 Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение. В большинстве своем современные образовательные учреждения в России являются бесприбыльными или некоммерческими организациями, не ставящими целью своей деятельности извлечение прибыли. Для таких учреждений, как правило, имеется вышестоящая организация, которая финансирует их деятельность полностью или частично и определяет цели функционирования данного учреждения, целевой функцией для бесприбыльной организации является эффективное исполнение закрепленной за ней (уставом или положением) деятельности в рамках утвержденной сметы затрат.
 Признание за сферой образования только социальной эффективности и недооценка ее в экономическом отношении связано с так называемым остаточным принципом финансирования образования, который сегодня активно обсуждается. Вместе с тем, появляется все больше исследований, доказывающих исключительно высокую экономическую эффективность образования. Индивидуальные и общественные расходы на образование рассматриваются как одно из наиболее выгодных инвестиционных направлений.
Социально-экономическая эффективность системы образования может быть оценена с точки зрения след. позиций:
• достаточность объемов финансирования учреждений образования;
• эффективность расходования средств на образование;
• востребованность получаемого образования;
• решение проблемы относительной занятости молодежи.
 Общепризнанно, что потери от недостаточного вложения средств в образование могут быть очень значительными.
На всех уровнях управления образованием важной проблемой является выбор эффективного способа инвестирования. Одна из важнейших особенностей, характеризующих управление образованием, состоит в трактовке образования как инвестиций в человеческий капитал. Так как для сферы образования характерен очень длительный цикл отдачи инвестиций, она всегда будет «затратной», нуждающейся в общественной поддержке.
 Инвестиции в образование не следует отождествлять с оплатой образовательных услуг. Однако не секрет, что простота и успешность прохождения образовательной программы для обучающегося зачастую зависит от суммы денежных средств, вложенных в образовательное учреждение заинтересованными юридическими или физическими лицами.
 Целью инвестирования образовательной деятельности может быть развитие собственности, что имеет место в негосударственных образовательных учреждениях. А так как сфера образования при соответствующих условиях может быть достаточно прибыльной, то целью инвестирования может являться и получение прибыли. К сожалению, иные целевые установки в инвестировании образовательной деятельности сегодня отсутствуют. Но существует необходимость привлечения денежных средств для развития, сохранения, а в некоторых случаях и для восстановления образовательной деятельности в учреждениях образования.
 Следует различать инвестиции в образование и инвестиции в образовательную деятельность. В первом случае мы имеет дело с процессом получения новых знаний, умений и навыков, значимым как социально, так и для отдельного человека. Также следует различать не только внешнюю, но и внутреннюю эффективность инвестиций в образование, т.е. соотношение затрат и результатов инвестиций в образовательную систему анализируется с позиций реализации этой системой ее собственных целей.
 Одним из ключевых моментов в оценке данных инвестиций является решение проблемы их распределения между различными видами расходов на образовательную заведения с тем, чтобы эффективность инвестиций была наибольшей. Оценка инвестиций в образовательную деятельность может быть осуществлена с применением традиционных подходов с учетом специфики образовательной деятельности как отрасли экономики.