Человеческий
капитал подразделяется на универсальный (общий) и
специфический. Под специфическим человеческим капиталом
понимаются знания и навыки, которые повышают
эффективность деятельности индивида при работе на
конкретной фирме, но теряют свою ценность при потере
работы или при переходе в другую фирму. В свою очередь,
накопление универсального человеческого капитала
обеспечивает повышение эффективности хозяйственной
деятельности индивида при работе в любой из компаний,
функционирующей в определенной отрасли.
Производственная
подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала
охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и
накопление опыта непосредственно по ходу трудовой
деятельности. Огромное теоретическое значение имело
введенное Г.Беккером различение между специальными и
общими инвестициями в человека. Специальная подготовка
наделяет работников знаниями и навыками, представляющими
интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В
ходе общей подготовки работник приобретает знания и
навыки, которые могут найти применение и на множестве
других фирм. Общая подготовка косвенным образом
оплачивается самими работниками, когда стремясь к
повышению квалификации, они соглашаются на более низкую
в период обучения заработную плату; им же достается и
доход от общих инвестиций. Напротив, специальная
подготовка финансируется по большей части самими
фирмами, которым поступает и основной доход от нее.
Понятие специального человеческого капитала помогло
объяснить, почему среди работников с продолжительным
стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и
почему заполнение вакансий в фирмах происходит в
основном за счет внутренних продвижений по службе, а не
за счет наймов с внешнего рынка.
Глубокий анализ проблем
производственной подготовки был дан в работах Дж.
Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в
подготовку на производстве сопоставим с объемом
инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи
также не уступают нормам отдачи формального образования.
Благодаря теории
человеческого капитала вложения в человека стали
рассматриваться как источник экономического роста, не
менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т. Шульц,
Э. Денисон, Дж. Кендрик и др. произвели количественную
оценку вклада образования в экономический рост. Было
установлено, что на протяжении 20 века накопление
человеческого капитала опережало темпы накопления
физического капитала. По расчетам Э. Денисона, прирост
душевого дохода в США в течение послевоенного периода
был на 15-30% обусловлен повышением образовательного
уровня рабочей силы.
Еще одна область, где
вклад теории человеческого капитала оказался особенно
весом, - это анализ проблем экономического неравенства.
Г.Беккер сформулировал универсальную модель
распределения личных доходов. Неодинаковое расположение
кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал
отражает неравенство в природных способностях учащихся,
тогда как неодинаковое расположение кривых предложения -
неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
Структура распределения человеческого капитала, а,
значит, и заработков, будет тем неравномернее, чем
сильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно
глубокое неравенство возникает в случае, когда выходцы
из богатых семей оказываются также наделены и более
высокими способностями.
Отдача от вложений в
человека в среднем выше, чем от вложений в физический
капитал. Однако в случае человеческого капитала она
убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае
иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.)
уменьшается мало, или вообще не меняется. Поэтому
стратегия рациональных семей такова: инвестировать
сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача
от него сравнительно больше, а затем, когда по мере
убывания она сравнивается с нормой доходности прочих
активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы
впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер
сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства,
производят инвестиции в человеческий капитал детей в
оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие
наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование
[1]. |