Для
потенциального студента вуза и его родителей затраты на
обучение могут быть очень высоки, поэтому требуется
оценка эффективности данных вложений.
Для практических целей
можно предложить следующий несложный способ оценки
эффективности инвестиций в образование: суммарные
дополнительные доходы в будущем, связанные с наличием
высшего образования, должны существенно превышать
суммарные расходы на получение этого образования. Тогда,
с точки зрения вкладывающего, инвестиции эффективны. На
основе этого же принципа легко посчитать срок
окупаемости инвестиций в образование.
Суммарные
дополнительные доходы от высшего образования в
упрощенном виде можно рассматривать как различия в
заработках между категориями работников, имеющих разный
уровень образования, т.е. между заработной платой
человека, не имеющего высшее образование, и человека,
получившего его.
Сегодня в России уровень дохода человека в большинстве
случаев напрямую зависит от уровня образования. Конечно,
средний прирост заработков по образованию в России пока
в два раза меньше, чем в экономике США, но все же весьма
существенен. Но уже сегодня в России работники с высшим
образованием получают в два раза больше работников с
общим средним. Будем отталкиваться далее от этой цифры.
Согласно данным кадровых и маркетинговых агентств, в
2003 году средняя заработная плата квалифицированных
работников в Москве в среднем составляла 500 долларов
США. Значит, работники без высшего образования в среднем
получали 250$
США. Легко посчитать разницу: она составляет 250$ в месяц. Это и
есть суммарные доходы человека, получаемые от наличия у
него хорошего образования.
Следует оговорить, что в
дальнейших расчетах мы не будем учитывать возрастание
доходов работающих с увеличением производственного опыта
и получением дополнительного образования.
Посчитаем далее расходы
обучающегося. Суммарные расходы на получение высшего
образования складываются из:
- прямых затрат, или расходов человека в виде полной или
частичной оплаты обучения;
- упущенного заработка, появляющегося в связи с тем, что
в процессе обучения человеку не удается работать вообще
или приходится трудиться в режиме неполного рабочего
дня.
Возьмем, самый дорогой
для обучающегося вариант: он полностью оплачивает свою
учебу и нигде не работает. Годовая стоимость обучения,
по данным Госкомстата России, в 2003 году составляла в
среднем 1000 долларов США в год.
Учтем также упущенную выгоду.
Это все те же самые 250 долларов в месяц, получаемые
работником без образования, умноженные на 12 месяцев, то
есть 3000 долларов США и 12000 за четыре года учебы.
Сложим все затраты: они составят 16000 долларов США за
время обучения в вузе.
А теперь рассчитаем срок окупаемости инвестиций человека
в самого себя или своих детей. Приравняем величины
суммарных доходов и расходов и выведем то количество
лет, через которое вложения полностью окупятся.
- Суммарный дополнительный доход, долларов США/год –
3000.
- Суммарные расходы за время обучения, долларов США
всего – 16000.
- Срок окупаемости, лет - 5,3.
Подведем общие итоги. Об эффективности вложения денег в
свое высшее образование или образование своих детей
говорят следующие факты:
- срок окупаемости инвестиций в образование в среднем
составляет около 5 лет;
- учитывая, что стаж работы выпускника вуза составляет
обычно около 40 лет, оставшиеся 35 лет он будет работать
полностью на себя, пожиная плоды учебы в высшем учебном
заведении и получая чистый доход от своих инвестиций;
- общие суммарные доходы, учитывая приведенные выше
цифры, во много раз превысят общие суммарные расходы на
получение специальности.
С помощью данной простой
методики легко посчитать эффективность вложений в
образование в любом вузе. Стоит только поменять средние
цифры на точные, которые любой человек при желании легко
может выяснить[8]. |