3.4. Упрощенная методика оценки эффективности инвестиций в образование

 Для потенциального студента вуза и его родителей затраты на обучение могут быть очень высоки, поэтому требуется оценка эффективности данных вложений.
  Для практических целей можно предложить следующий несложный способ оценки эффективности инвестиций в образование: суммарные дополнительные доходы в будущем, связанные с наличием высшего образования, должны существенно превышать суммарные расходы на получение этого образования. Тогда, с точки зрения вкладывающего, инвестиции эффективны. На основе этого же принципа легко посчитать срок окупаемости инвестиций в образование.
 Суммарные дополнительные доходы от высшего образования в упрощенном виде можно рассматривать как различия в заработках между категориями работников, имеющих разный уровень образования, т.е. между заработной платой человека, не имеющего высшее образование, и человека, получившего его.
 Сегодня в России уровень дохода человека в большинстве случаев напрямую зависит от уровня образования. Конечно, средний прирост заработков по образованию в России пока в два раза меньше, чем в экономике США, но все же весьма существенен. Но уже сегодня в России работники с высшим образованием получают в два раза больше работников с общим средним. Будем отталкиваться далее от этой цифры. Согласно данным кадровых и маркетинговых агентств, в 2003 году средняя заработная плата квалифицированных работников в Москве в среднем составляла 500 долларов США. Значит, работники без высшего образования в среднем получали 250$ США. Легко посчитать разницу: она составляет 250$ в месяц. Это и есть суммарные доходы человека, получаемые от наличия у него хорошего образования.
 Следует оговорить, что в дальнейших расчетах мы не будем учитывать возрастание доходов работающих с увеличением производственного опыта и получением дополнительного образования.
 Посчитаем далее расходы обучающегося. Суммарные расходы на получение высшего образования складываются из:
- прямых затрат, или расходов человека в виде полной или частичной оплаты обучения;
- упущенного заработка, появляющегося в связи с тем, что в процессе обучения человеку не удается работать вообще или приходится трудиться в режиме неполного рабочего дня.
 Возьмем, самый дорогой для обучающегося вариант: он полностью оплачивает свою учебу и нигде не работает. Годовая стоимость обучения, по данным Госкомстата России, в 2003 году составляла в среднем 1000 долларов США в год. Учтем также упущенную выгоду. Это все те же самые 250 долларов в месяц, получаемые работником без образования, умноженные на 12 месяцев, то есть 3000 долларов США и 12000 за четыре года учебы. Сложим все затраты: они составят 16000 долларов США за время обучения в вузе.
 А теперь рассчитаем срок окупаемости инвестиций человека в самого себя или своих детей. Приравняем величины суммарных доходов и расходов и выведем то количество лет, через которое вложения полностью окупятся.
- Суммарный дополнительный доход, долларов США/год – 3000.
- Суммарные расходы за время обучения, долларов США всего – 16000.
- Срок окупаемости, лет - 5,3.
 Подведем общие итоги. Об эффективности вложения денег в свое высшее образование или образование своих детей говорят следующие факты:
- срок окупаемости инвестиций в образование в среднем составляет около 5 лет;
- учитывая, что стаж работы выпускника вуза составляет обычно около 40 лет, оставшиеся 35 лет он будет работать полностью на себя, пожиная плоды учебы в высшем учебном заведении и получая чистый доход от своих инвестиций;
- общие суммарные доходы, учитывая приведенные выше цифры, во много раз превысят общие суммарные расходы на получение специальности.
 С помощью данной простой методики легко посчитать эффективность вложений в образование в любом вузе. Стоит только поменять средние цифры на точные, которые любой человек при желании легко может выяснить[8].