Как правило, чем выше уровень
образования населения, тем выше его занятость и доходы.
Тем не менее, образование представляет собой один из
важнейших факторов, определяющих доходы людей. Как
свидетельствуют данные РМЭЗ за 2002 год, для возрастной
категории 18—25 лет средние месячные заработки занятых с
высшим образованием (4900 руб.) более чем в 1,5 раза
превышают заработки тех, кто имеет среднее общее
образование (3000 руб.), а для возрастной категории
36—64 года — более чем в 2 раза (5500 и 2500 руб.
соответственно). Таким образом, отдача от высшего
образования в старших возрастах увеличивается.
Примечательно, что наличие ученой степени означает для
мужчин некоторое снижение доходов по сравнению с теми,
кто имеет только высшее образование, однако это может
быть связано с небольшим количеством наблюдений. Расчеты
наглядно демонстрируют также неравенство в заработках по
половому признаку так женщины, как правило, получают в
1,5—1,8 раза меньшие заработки, чем мужчины той же
образовательной категории. Это означает, что отдача от
аналогичного уровня образования для мужчин выше, чем для
женщин.
К началу 2000-х годов ситуация с отдачей от образования
в России приблизилась к распространенной в Европе —
очевидны различия в заработках между лицами, имеющими и
не имеющими высшего образования, а также между мужчинами
и женщинами (Приложение В). Женщины с высшим
образованием имеют примерно такие же заработки, как
мужчины без высшего образования.
Таким образом, для каждого человека вероятность попасть
в бедные категории населения зависит от сложения
нескольких факторов, часто действующих в одном и том же
направлении и усугубляющих друг друга. Первый фактор —
образование: люди с низким уровнем образования в меньшей
степени экономически активны, среди экономически
активных они чаще становятся безработными, то есть имеют
низкие доходы. Среди занятого населения люди с низким
уровнем образования чаще заняты в менее доходных
отраслях экономики и почти всегда заняты на более низких
должностях, что тоже приводит к более низким доходам.
Как правило, образовательный уровень супругов имеет
тенденцию быть на одном уровне, то есть риски
удваиваются. Затем, в семьях, где уровень образования
взрослых невысок, невысокие заработки распределяются на
безработных и детей, то есть душевой уровень дохода
оказывается еще ниже. Другие, помимо образования и
занятости, факторы негативно влияющие на доход это
проживание в сельской местности, многодетность.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы
относительно влияния образования на дифференциацию
доходов:
• люди с невысоким уровнем образования проявляют более
низкую экономическую активность, их шансы попасть в
число занятых в экономике также ниже, они чаще работают
в отраслях с низкой заработной платой и занимают
невысокие позиции в должностной иерархии;
• в России выросла отдача от образования в последние
годы по сравнению с серединой 90-х годов. Различия в
заработках людей с разным уровнем образования весьма
существенны;
• значительна зависимость уровня душевых доходов от
образования и занятости. Как данные госстатистики, так и
микроданные показывают, что среди малоимущего и особенно
среди крайне бедного населения преобладают люди с
невысоким уровнем образования (по сравнению со всем
населением), а наличие высшего образования является
определенным гарантом обеспеченности;
• вложения в образование — эффективная мера,
направленная на снижение бедности [7]. |