Примерный план беседы

Календарные праздники и обряды

Гадания


1. В какое время гадали? К каким датам, праздникам приурочивали эти действия? В какое время суток гадали?
2. Кто принимал участие в гадании? Существовали ли какие-либо ограничения (по возрасту, полу, другим характеристикам?)
3. Где проходило гадание? Чем обусловлен выбор места для гадания?
4. Какие действия следовало совершать? Какие действия были запрещены? (Какова последовательность действий? С какой целью выполняется то или иное действие?).
5. Цель гадания (узнать будущее, о замужестве и т.д.)?
6. На кого гадали (вызывали, указывали)?
7. Какие знаки свидетельствовали о том, что предсказание должно было свершиться?
8. Какие рассказы о гадании своих родственников / друзей вы знаете?


Масленица

1. Как проходила Масленица в старину?
2. Как назывался праздник в вашем городе / области/ селе? Откуда произошло название праздника?
3. Как проходила Масленица в вашем городе / селе/ районе?
4. В какое время проходила Масленица?
5. Кто принимал участие в празднике?
6. Как начинался праздник? В какое время? Какие приготовления к празднику делались в вашей семье?
7. Какие блюда готовили к празднику?
8. Сколько времени длился праздник? Как назывались дни масленичных гуляний? Какие действия совершались в эти дни?
9. Как одевались во время масленичных гуляний?
10. Из чего изготавливали чучело масленицы? Какие действия совершали с этим чучелом? Для чего? Что делали после сожжения чучела?
11. Какие песни исполнялись во время праздника?
12. Какие игры сопровождали праздничное гуляние?



Пасха
1. Как отмечали пасху в вашей семье? Как готовились к Пасхе? Какие действия были запрещены?
2. Какие блюда готовились к празднику? Каково значение этих блюд?
3. Какие игры, песни, пляски и т.д. сопровождали праздник?
4. Какие песни, связанные с праздником вы знаете?



Песни
Лирические песни в современном городском фольклоре исполняются достаточно редко, поскольку современная масскультура вытеснила традиционные песни из репертуара городских жителей. Следует записывать и те песни, которые являются авторскими, поскольку в исполнении фольклороносителя они могли приобрести специфические черты.
Важно выяснить весь репертуар исполнителей, записывать следует и названия тех песен, которые исполнитель уже не помнит. Следует уточнить – от кого исполнитель услышал эти песни, в какой обстановке, по каким случаям (праздники, совместная работа, отдых, посиделки и т.д.) они исполнялись. Если песня представляет собой переделку известной песни, следует записать название оригинала или музыку, заимствованную исполнителем из другого лирического произведения.
1. Какие песни вы знаете?
2. Откуда вы знаете эти песни?
3. Кто обычно исполняет эти песни? По какому случаю? В каком составе?
4. Какие музыкальные инструменты использовались для аккомпанемента?
5. Знаете ли вы старинные песни? Кто их исполнял?
6. Какие песни времен Великой Отечественной войны (другого исторического периода) вы знаете?
7. Почему вы запомнили именно эти песни?

При записи песен-переделок желательно указывать источник, аккомпанемент (если таковой имеется), отмечать особенности исполнения той или иной песни, (например, какие строфы исполняются соло, какие – хором и т.д.). Если в песне повторяются строки, то при записи они подчеркиваются чертой:
Вот кто-то с горочки спустился,
Должно быть милый мой идет,
На нем защитна гимнастерка,
Она с ума меня сведет.



Сказки

Необходимо записывать все сказки из репертуара исполнителя. Следует записывать все, сказанное исполнителем – обмолвки, неточности, исправления, уточнения и т.д. Даже если исполнитель рассказывает сказку, взятую из книжного источника или имеющую автора, следует помнить о том, что эти сказки рассказываются по-своему, т.е. исполнитель уже изменил прочитанный текст. Следует записывать и комментарии исполнителя или присутствующих при рассказе, касающиеся сюжета, действующих лиц и т.д. Следует фиксировать элементы театрализации (жесты, мимику, изменение голоса, которые использует рассказчик для передачи речи отдельных персонажей).
После окончания записи следует уточнить смысл непонятных (устаревших, диалектных) слов, понятий, поступков героев.

1. Какие сказки вы знаете?
2. Кто рассказывал вам эти сказки?
3. Когда рассказывались сказки?
4. Кому вы рассказывали эти сказки?
5. Какие сказки вы лучше всего знаете? Почему?
6. Часто ли вы рассказываете эту сказку? Почему?
7. Нравится ли вам эта сказка? Почему?
8. Рассказывают ли эти сказки сейчас? Если да, то при каких условиях, кому?



Несказочная проза

К несказочной прозе относятся предания, былички, рассказы о памятных событиях (мемораты). Следует начать разговор с вопроса о том, какие памятные события произошли в городе (селе, районе) в прошлом, какие истории, связанные с необыкновенными (мистическими, историческими, и др. выдающимися событиями) помнит рассказчик.
Можно спросить информатора о том, как он (они) жили в старину, какие истории из своего детства, или истории, рассказанные родственниками, он помнит. Какие запомнились события, связанные с революцией, раскулачиванием, гражданской, Великой Отечественной войной, перестройкой и т.п. Необходимо помнить о том, что Сибирь издавна являлась местом каторги и ссылки. В связи с этим следует расспрашивать информатора о людях и преданиях, связанных с историей добровольных и вынужденных переселенцев: из какой области или края они сюда приехали, как проходило переселение, чем они занимались в Сибири, куда уехали после реабилитации и т.п.



Малые фольклорные жанры

Приметы, пословицы и поговорки


Пословицы и поговорки употребляются чаще всего в процессе разговора, во время рассказа о каких-либо событиях. Можно записывать их в процессе беседы, а затем выделить в особый раздел. К каждой пословице и поговорке следует добавить комментарий (т.е. уточнение - в связи с чем употреблялась данная пословица или поговорка), а так же объяснение информатора смысла пословицы или поговорки.
В этот же раздел можно отнести и разного рода приметы (бытовые, сезонные и т.д.). Для этого следует спросить информатора о том, как следует реагировать на то или иное событие, природное явление (ранняя весна, черная кошка, чешется ладонь и т.п.).


Загадки

1. Какие загадки вы знаете?
2. В каких случаях загадываются загадки? (Во время праздников, на свадьбах и т.д.)?
3. С какой целью загадывались загадки?
4. Кому загадывались загадки?
5. Какие старинны загадки вы знаете? Кто вам их рассказал?
6. Какие современные загадки вы знаете?

Загадки записываются с комментариями, в которых фиксируются пояснения информатора, его ответы и пр.


Детский фольклор

1. Какие игры вы знаете?
2. Сколько участников должно быть в игре?
3. Как проходит жеребьевка?
4. Какими считалками она сопровождается?
5. Каковы правила игры?
6. Какими действиями сопровождается игра?
7. Что делают ведущий и рядовой участник команды?
8. Какова последовательность действий в игре? Какими песнями (возгласами, дразнилками, загадками и пр.) сопровождается игра?
9. Какова цель игры?
10. Что делают по окончании игры победители? Проигравшие?
11. Где проводятся игры?
12. В какое время?
13. Кто может быть участником? Кого исключают и почему?
14. В какие игры играли раньше и в какие сейчас?
15. Какие игры являются любимыми и почему?
16. Какие страшные истории вы знаете?
17. Какие смешные истории вы знаете?
18. Когда и где эти истории рассказываются?
19. Кто рассказывает страшилки?
20. Как реагируют на страшные истории слушатели?
21. Какие сказки вы знаете?
22. Какие стихи, песни (в том числе переделанные) вы знаете?

В комментариях следует указывать движения, мимику, жесты, сопровождающие рассказы детей.
Записывать детский фольклор можно и у взрослых информантов, которые помнят считалки, песни, загадки времен своего детства.



Частушки

1. Кем исполнялись частушки?
2. В какое время (обстановке) они исполнялись чаще всего?
3. Частушки исполнялись по очереди или коллективно?
4. Какими жестами, движениями сопровождалось исполнение?
5. Откуда вы знаете частушки?
6. Какие частушки своей молодости вы помните?
7. Знаете ли вы сочинителей частушек?
8. По какому случаю сочинялись частушки?
9. Как реагировали слушатели на обидные частушки?
10. На какую тему чаще всего сочинялись частушки?
11. Сопровождалось ли исполнение частушек музыкальным аккомпанементом?
В комментариях следует указывать время, место, характерные особенности (жесты, мимику) сопровождавшие исполнение. Собранные частушки следует разбить на отдельные группы: частушки семейные, шуточные, любовные, политические, частушки, связанные с историческими событиями и т.д.



Городские легенды

1. Как давно вы живете в этом городе? Откуда вы приехали (ваши родители)?
2. Какие истории о возникновении города вы знаете? (Записывать следует все предложенные варианты). Какие неофициальные названия города вы знаете?
3. Какие исторические и природные объекты в городе вы знаете? Как их называют и почему?
4. Существуют ли в городе подземные ходы, пещеры, развалины? Какие легенды об этих местах вы знаете?
5. Какие старые или неофициальные названия районов города вы знаете? (Пески, Заисток, Юрточная гора, Париж, Черем). Откуда пошло это название?
6. Кто живет в этих районах? Чем занимаются жители?
7. Какие районы города считаются престижными, а какие – нет? Почему?
8. Как одеваются, говорят, жители этих районов? Чем они отличаются от жителей других районов?
9. Какие известные здания в городе вы знаете? Каково их неофициальное название? Какие легенды связаны с этими местами?
10. Какие самые старые здания в городе вы знаете? Какие легенды / истории связаны со зданиями? Какие здания имеют неофициальное название (дом Радищева, Громовские бани, Пассаж, дом Астахова, Пентагон)? Чем эти здания интересны? Что рассказывают о людях, живших или живущих в них?
11. Какие памятники вы знаете? (Лагерный сад, памятник Чехову, Татьяне, беременной женщине, новорожденному, «щас спою», мост через Ушайку). В честь каких событий или по какому поводу они сооружены? Какие обрядовые действа возле них совершаются (потирают нос, живот, завязывают ленты, вешают замки)? Для чего?
12. Какие исторические события происходили в городе до/после революции, гражданской, Великой Отечественной войны?
13. Какие вы знаете фонтаны, места проведения досуга? Как проводят свое время горожане?
14. Какие исторические личности приезжали в город и почему (Ганнибал, Радищев, Федор Кузьмич, Чехов, Сталин, Клюев, президент)? Какие истории, связанные с этими людьми вы знаете?
15. Есть ли в городе «нехорошие» места, дома, квартиры, заброшенные кладбища, перестроенные церкви? Какие легенды связаны с этими местами?
16. Какие анекдоты, связанные с городом, его местоположением, климатом вы знаете?
17. Какие истории, связанные с г. Северском (другими городами, деревнями) вы знаете?
18. Как относятся томичи к северчанам (жителям из других деревень и городов) и почему? Чем северчане (иногородние, деревенские) отличаются от томичей (поведение, одежда, речь)?
19. Какие анекдоты, дразнилки, прозвища, частушки, песни, связанные с жителями г. Северска (других деревень, городов) вы знаете?
20. Представители каких национальностей жили в этой местности?
21. Какие обычаи, праздники, обряды проводили представители разных национальностей?
22. Знаете ли вы какие-либо песни, истории, легенды, связанные с проживающими здесь представителями других национальностей?



Студенческий фольклор

1. Какие песни, стихотворения, дразнилки, поговорки из студенческой жизни вы помните?
2. Какие переделки популярных песен вы знаете?
3. Какие существовали студенческие приметы? (гадания, ритуалы, запреты и т.д.).
4. Какие прозвища студентов / преподавателей вы знаете?
5. Какие дразнилки студентов других вузов / факультетов вы знаете?
6. Какие стихи про студентов других институтов вы знаете?
7. Какие вы знаете анекдоты из студенческой жизни?
8. Какие надписи на партах /общественных местах вы знаете?
9. Какие комические случаи из студенческой жизни вы знаете?
10. Какие вы помните истории о «вредных» преподавателях, какие приколы, анекдоты с этим связаны?
11. Какие события студенческой жизни отмечаются (неофициальное посвящение в студенты, окончание сессии, медиана, окончание института)?



Молодежные субкультуры

1. Какие неформальные группы существуют в городе? Когда они появились, кто в них входит? Каков их возрастной состав? Как они сами себя называют? Как называют их местные жители?
2. Субкультура представляет собой единую группу или образует несколько группировок? Какие между ними отношения?
3. Где встречаются представители разных субкультур? Чем они занимаются на своих «тусовках»? Как они общаются с представителями субкультур из других городов?
4. Какие обряды, ритуалы, праздники (инициация, день рождения, свадьба) вам известны? Как они проходят?
5. Как проходят концерты, сейшены и другие мероприятия?
6. Как одеваются представители разных субкультур? Какие предпочтения они оказывают отдельным цветам, видам одежды, еды и т.д. и почему?
7. Какие шутки, анекдоты, связанные с представителями разных субкультур вам известны?
8. Как представители разных субкультур относятся к спиртному, курению, наркотикам, смерти?
9. Какие истории, песни, анекдоты, поговорки бытуют в их среде?
10. Есть ли у них свои культовые места, памятники? С какими памятными событиями это связано?


Интернет-фольклор

Интернет-фольклор (сетевой фольклор) относится к фольклору, поскольку творчество в интернете носит коллективный, анонимный характер и строится по законам устной речи. Существуют целые сайты, посвященные разным жанрам интернет-фольклора: переделкам популярных песен, мотиваторам, мемам, баянам, пирожкам, хокку и т.д. Следует иметь в виду, что анализ интернет-фольклора имеет свою специфику. Прежде чем начать исследование, обратитесь к материалам, представленным на следующих сайтах:
- Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность. Сборник статей. М.: ГРЦРФ, 2008. Режим доступа: - http://www.centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/504/;
- Интернет и фольклор. Сборник научных статей. М.: ГРЦРФ, 2009. Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/books/scientific_articles/452/;
- Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции — к виртуальности. М., ГРЦРФ, 2007. Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/599/.

1. Обозначьте круг поисков, максимально точно определив исследовательскую задачу и ограничив сбор интернет-фольклора каким-либо определенным жанром или даже произведением.
2. К какому жанру относится произведение? Соотносится ли он с традиционными фольклорными жанрами? Обоснуйте жанровое определение выбранного вами текста.
3. Найдите сайты, на которых размещен интересующий вас текст.
4. Обратите внимание на количество посещений этого сайта – насколько он популярен, попытайтесь выяснить, возраст, уровень образования и др. характеристики (по возможности) посетителей. Охарактеризуйте статусы посетителей.
5. Найдите модератора этого сайта. Попробуйте вступить с ним контакт для того, чтобы выяснить – кто является автором этого произведения.
6. Найдите другие сайты, на которых размещено интересующее вас произведение. Не забывайте о том, что размещенная на сайте информация может исчезнуть, поэтому фиксируйте дату обращения к конкретному сайту.
7. Обратите внимание на время размещения произведения – на каких сайтах оно появилось раньше, на каких – позже.
8. Сравните между собой варианты произведения, размещенного на разных сайтах. Свяжитесь с модераторами для того, чтобы выяснить авторство этих произведений (вариаций).
9. Внимательно проанализируйте комментарии к этому произведению. Как реагировали на него посетители сайта?
10. Попытайтесь выяснить – с чем связаны изменения первоначального текста произведения – с возрастом, профессией, уровнем образования автора (читателей).
11. Если данное произведение обращено к узко специализированной группе пользователей (представителям конкретных субкультур), снабдите текст произведения необходимыми комментариями, в которых необходимо указать значение непонятных терминов, роль или функции героев, указанных в произведении, аллюзии, цитаты и т.д.).
12. В анализе представьте историю своего произведения – где и когда оно появилось впервые, в каком виде, к какой группе пользователей было обращено, какую вызвало реакцию, какие трансформации претерпело на других сайтах и почему? Насколько популярным оказалось произведение, почему?