Методы построения музейных экспозиций

Методом построения экспозиции называется научно обосно- ванный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов. В отечественном музее- ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: коллекционный (систематический), ансамблевый (в естественнонаучных музеях ему соответствует ландшафтный ме- тод), иллюстративный (иллюстративно-тематический), музейно- образный.

 Коллекционный (систематический) метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкрет- ной научной дисциплины или отрасли производства. Основная струк- турная единица систематической экспозиции – типологический (системный) ряд. Он позволяет показать биологическую, технологи- ческую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естест- веннонаучных, научно-технических, археологических и этнографиче- ских музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.

 Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстанов- ку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры – дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарно- го и естественнонаучного профиля. Структурной единицей ансамбле- вого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов (орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декора- тивно-прикладного искусства, изобразительных и письменных источ- ников). Такой комплекс по своему содержанию и в зрительном вос- приятии представляет собой законченное целое. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителя- ми и оказывают сильное эмоциональное воздействие (например, эт- нографические музеи «под открытым небом»). Параллельно с ансамблевыми формировались ландшафтные экспозиции, воссоздающие «природные ансамбли». Их основная структурная единица – биогруппы (экспозиционные комплексы из объектов животного и (или) растительного мира) и ландшафтные диорамы (экспозиционное пространство, как правило, заглубленное внутрь стены с художественно оформленной задней стеной и объек- тами фауны и флоры на переднем плане). В биогруппе и диораме кроме животных и растений размещают макеты валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы позволяют воссоздать действительный облик животного и динамику его движения. Ланд- шафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих му- зеях мира с первой трети XIX в., а в России – с 1930 г.

 Иллюстративный (иллюстративно-тематический или тематический) метод позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает музейную иллюстрацию отражаемых событий или явлений. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные мате- риалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типич- ные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сто- рона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения. С 1930-х гг. тематиче- ский (комплексно-тематический или хронолого-тематический) метод стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях.

 Музейно-образный метод используется для создания экспози- ционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных ре- зультатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а «обстановка» превращается в художественный портрет ее владель- ца. Основной структурной единицей музейно-образной экспозиции является экспозиционно-художественный комплекс, в котором музей- ный предмет становится средством, элементом «формы». Традиционные методы экспонирования объективно стремятся объединить экспозицию в нечто целое – коллекцию, интерьер, иллю- стративный комплекс, музейный образ и т.п. Этого требуют не только законы экспонирования в определенном пространстве, но и законы восприятия музейной экспозиции как объекта познания, нуждающе- гося в условных границах, в последовательности освоения. Стремле- ние к внутреннему единству, к информационной емкости объективно приближает музейную экспозицию (как пространственную структу- ру) не просто к образности, а к образности художественной, к искус- ству, т.е. к такой системе или, точнее, организму, в котором нет ничего случайного и механически служебного. Таким образом, пред- ложенный музеологом Т.П. Поляковым новый метод проектирования музейных экспозиций – художественно-мифологический – стре- мится к созданию полноценного музейного произведения искусства. 
Принципиальной основой нового метода является отношение к музейной экспозиции как к новому виду искусства, а музейный предмет должен стать основой языка этого искусства. Принципиаль- ной особенностью художественно-мифологического метода является стремление к предметной подлинности. Однако музейный предмет воспринимается как своего рода актер, лишенный голоса и способно- сти к движению. И то, и другое восстанавливается за счет средств функционально-декоративного оформления, среди которых особую роль играют метафорические скульптурные конструкции в качестве условной витрины. Развивая идею витрины-образа и «музейного натюрморта», т.е. разрабатывая концепцию музейной инсталляции, сторонники нового метода сохраняют музейную специфику нового метода экспонирования. Построенная художественно- мифологическим методом музейная экспозиция воспринимается как художественно-мифологическая модель (картина) определенного исторического процесса (явления, события), призванная отразить его символическую суть, используя специфические музейные средства и жанровые формы ( так построена в 1989 г. экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского в Москве).

 Методические рекомендации

 При изучении темы большое значение имеет наглядность, т.е. просмотр иллюстраций и видеоматериалов экспозиций музеев разного профиля, построенных различными методами. Произвести анализ примененных методов экспонирования.

Контрольные вопросы:

1. Назовите принципы построения музейной экспозиции. 2. Определение метода построения экспозиции. 3. Определение и область применения коллекционного (систематического) метода. 4. Определение и область применения иллюстративного (иллюстративно-тематического или тематического) метода. 5. Определение и область применения музейно-образного метода. 6. Определение и область применения художественно- мифологического метода.

Рекомендуемая литература

1. Поляков Т.П. Как делать музей?: (О методах проектирования музейной экспозиции). М., 1996. 2. Музей и новые технологии. М., 1999. 3. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI вв.: Труды Государственного исторического музея. М., 2001. Вып. 127. 4. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» – 2. М., 2003.