Основные типы современных музейных экспозиций

Созерцательный. В таких экспозициях предметы материальной культуры или произведения искусства предъявляются в эстетическом ключе для усиления эмоциональности восприятия. Этот подход наиболее типичен для художественных галерей, но с успехом исполь- зуется и во многих других музеях (например, демонстрация марсиан- ской почвы в музее естественных наук). Тематический. Графические и другие средства интерпретации помещают музейные предметы в более широкий социальный, истори- ческий, культурный или научный контекст. Этот тип экспозиций (иногда называемый также дидактическим) широко используется в самых разных исторических и научных музеях.

 Средовой. Атмосферу времени и места, среду, в которой создава- лись (использовались) те или иные экспонаты, воспроизводят (воссоздают) как с помощью крупномасштабных комплексных выставок, так и посредством оформления отдельных залов. Систематический. Экспозиция этого типа возрождается в форме так называемого «открытого хранения», которое представля- ет собой систематически организованную экспозицию объектов соб- рания с обширной информацией о них на стендах или компьютерных терминалах (например, Галерея стекла Музея Виктории и Альберта в Лондоне).

Интерактивный. Этот тип экспозиции вовлекает посетителя в диалог с экспонатурой. Особенно эффективными в этом плане ока- зались мультимедийные компьютерные системы с сенсорным экра- ном – они помогают посетителю пройти по пути создания научных теорий (например, в залах динозавров в музеях естествознания Лондона и Нью-Йорка) или совершить увлекательную экскурсию в Национальных галереях Лондона и Вашингтона.

Прикладной. Такой способ организации экспозиции позволяет посетителям приобрести непосредственный опыт взаимодействия с объектами. Если раньше только научные и детские музеи разрешали посетителям «вручную» исследовать экспонат, то сейчас самые раз- ные музеи все чаще устраивают залы, столы и стенды, где все можно потрогать. Все эти формы доступа к исследовательским коллекциям позволяют посетителям любого возраста ощутить вес древней брон- зы или прикоснуться к образцам японской керамики. Обычно для этого используются дубликаты, второстепенные экземпляры или копии. В последнее время в подходе музеев к организации экспозиций все заметнее проявляется фундаментальное изменение самой идеоло- гии музейного дела: на смену концепции абсолютной компетентности музея в своей области приходит понимание того, что посетитель мо- жет иметь свое личное мнение, которое достойно внимания и уваже- ния. Это стремление к большей открытости, к взаимодействию не только со специалистами, но и с широкой публикой, готовность использовать их знания и опыт – все это позволяет музею идти в ногу со временем. Таким образом, экспозиционная политика музея призва- на определить основные принципы, которых должны придерживаться сотрудники музея при решении сложнейших проблем согласования компетентности музея в своей области и его открытости при плани- ровании и проектировании экспозиционной деятельности. Музейная экспозиция может носить постоянный и временный характер. Постоянная экспозиция ставится, как правило, на довольно длительный период времени – 5–10 и более лет. Временная экспози- ция носит название выставки. Создание выставок является состав- ной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных коллекциях, способствуют отработке методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности, вплоть до международного уровня. Совместимость выставочной программы музея с демонстрацией его постоянной экспозицией является важной частью стратегии музея. Существует несколько классификаций выставок: 1) по принад- лежности – собственные, привозные и совместные; 2) по техноло- гии функционирования – стационарные и передвижные; 3) по составу экспонатов: тематические выставки, в основе кото- рых лежит определенный сюжет (например, крупные широкомас- штабные увлекательные выставочные «боевики»: выставки великих произведений искусства, археологических сокровищ, динозавров с анимационными эффектами, редких животных и др.); фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и мало- доступными коллекциями (например, выставка «одного объекта»); отчетные выставки, которые создаются по результатам реставраци- онных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые «выставки новых поступлений»; 4) по уровню значимости – местная, региональная, национальная, международная. Количест- во, продолжительность, частота, размеры, тематика выставок устанавливаются каждым музеем индивидуально в соответствии со своими стратегическими задачами. При этом необходимо указать, что примерная продолжительность выставки равняется 2 месяцам.

 Методические рекомендации

 При изучении главы 1 необходимо зафиксировать внимание на уяснении предлагаемой терминологии: «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура экспозиции», «экспозиционные комплексы», «выставка», а также знать основные типы современных экспозиций и классификации выставок.

 Контрольные вопросы:

1. Определение музейной экспозиции, музейного предмета и экспо- ната. 2. Каков состав экспозиционного материала? 3. Назовите и охарактеризуйте основные типы современных музей- ных экспозиций. 4. Какие классификации выставок вы знаете? 5. Выявите соотношение типа экспозиции и профиля музея.

 Рекомендуемая литература

 1. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под редакцией К.Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988. 2. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003. 3. Лорд Барри, Лорд Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002. 4. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М. 1997.