Введение.

С момента зарождения эстрада, как вид искусства, привлекала к себе внимание.  Это объяснимо, потому что это искусство зрелищное, яркое, мобильное, современное. Эти эпитеты, характеризующие восстребованность  эстрады, можно продолжать. Говоря об этом синтетическом виде искусства, невозможно не  учитывать следующую деталь: функционально эстрада носит досуговый характер.

В настоящее время эстрада заняла свое определенное  место  в обществе. Повсеместно формируются эстрадные коллективы, в которых исполнитель пробует стать артистом. Создаются и демонстрируются телевизионные программы, концерты, проекты. Все эти формы рассчитаны на массового зрителя. Заниматься эстрадным пением стало модно и престижно. Таким образом, можно сделать вывод, что пропаганда эстрадного искусства носит, своего рода, паломнический характер. Поют и считают себя компетентными практически все, кто в какой-либо мере умеет открывать рот под музыку и издавать звуки.

 Современная вокальная наука  активно развивается и прогрессирует. В настоящее время существует огромное количество  вокальных  методик и  школ. Для подготовки эстрадного артиста создаются своеобразные «фабрики», в прямом и переносном смысле этого слова. Начиная с ХХ века, современная эстрада стала неотъемлемой частью общественной жизни. По телевидению  активно транслируются  всевозможные программы и  концерты, активно «берут зрителя в свои руки» конкурсы исполнителей эстрадной песни, где  их участники за очень короткое время, прямо на глазах у зрителей и с их помощью и поддержкой  «превращаются в  звезды ».  А иногда, смотря по телевизору концерт, приходится  испытывать чувство неловкости   за пошлую шутку, за  нелепый вид  артиста, за гиперсексуальный  костюм у певицы и т. д. И очень часто приходится слышать от людей более старшего поколения: что в их время    юбки у  певиц были длиннее, и мелодии  красивее, а слова у песен  задушевнее. А в настоящее время, как  очень хорошо подметил А.А. Рубб   « Песня стала фоном будничной жизни».

Причины подобного положения эстрады имеют неоднородную почву. Остановимся на некоторых из них.

1.     Увлечение многими педагогами, в процессе работы с певцом, зарубежными методиками: С. Ригса, К. Седелин, Б. Мэнинга и других авторов.

Данные методики очень популярны на Западе, но орфоэпические нормы английского языка кардинально отличаются от русских; так же прослеживается полярность в национальных традициях и вокальном наследии. Русская вокальная (вокально-хоровая) школа – неисчерпаемый источник для певца, в котором слово – играет огромную роль и служит средством передачи мысли, информации. Вокальные технологии работают в альянсе с актерским мастерством (речь о русской вокальной школе), конечный результат их тандема: создание художественного образа. Если же говорить о наследии американской вокальной школы, то само понятие «школа» в данном случае не уместно, правильнее сказать, что это набор методик, приобретенных и построенных на основе наследия русской и итальянской вокальных школ.

2.     Подмена понятий эстрада и шоу-бизнеса.

Нередко приходится констатировать тот факт, что некоторые исполнители в своей творческой работе, ориентируются на то, что видят по телевизору. В.Полупанов в своем интервью с известным продюсером А Толмацким, разоблачил его убеждение о том, что артист должен быть готов на все то, что захочет и определит продюсер. Если сделать вывод, то автор обличает первостепенность продюсеров и их финансовых вложений, что приводит к тому, что  художественный образ, номер, артист, пение и еще ряд фундаментальных понятий не только для эстрады, но и  для любого вида  искусства, теряют свою семантику и значимость. Эстрада приравнивается к шоу-бизнесу (а это полярные понятия), артист становится марионеткой в руках людей, которые далеки от любого вида искусства, пение заменяется полной плюсовой фонограммой, предварительно обработанной, а характерной чертой номера  является  обилие мишуры и отвлеченного визуального ряда на сцене. Беда таких псевдодеятелей искусства заключается в том, что их деятельность приводит к кризису эстрады как вида искусства, корни которого уходят к традициям русской вокально-хоровой школы, к  наследию К.С. Станиславского, где мы видим, что процесс пения - не есть одно и тоже, что просто голая вокальная технология, а личность исполнителя носит доминирующий характер и  вносит свою самобытность.

Не будет на нашей эстраде второй Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Марка Бернеса, Изабеллы Юрьевой, или Аллы Пугачевой. Эти люди - действительно яркие и талантливые личности (а эстрада, как нам известно, это искусство индивидуальностей), владеющие мастерством перевоплощения, профессионально использующие слово, как источник мысли и информации, и знающие, как и при помощи чего эту мысль донести до зрителя, понимающие, что совокупность технологического и художественного методов на эстраде крайне необходима.

Исходя из этого, цель данной работы: создать комплекс упражнений, по обработке голоса эстрадного певца, в основе которого лежит принцип единства художественного и технического.

В настоящее время существуют множество методик, масса упражнений, в которых  технология решает технологическую задачу. Педагоги разграничивают понятие художественности, применяя его в работе над произведением, распевочный материал, вокализы и другие упражнения, лишаются художественности, приобретая технологический аспект. То есть понятие художественности «выключается» из распевочного материала. Работа с вокальными упражнениями носит технологический характер.

Проблематика: некоторыми педагогами в процессе работы над упражнениями ставятся преимущественно учебные задачи. Процесс выполнения определенных упражнений   доводится до   некоторого технологического уровня. Таким образом, упражнения носят технологический характер, а  работа над репертуаром – художественный. Мы видим явный парадокс: работа над репертуаром имеет художественный знаменатель, а процесс освоения вокальных упражнений – технологический.

Исходя из этого, определяем  новизну и актуальность работы:  рассмотреть работу с упражнениями, а не только с произведениями,   в художественном аспекте, то есть процесс постановки и обработки голоса, по средствам упражнений, в художественном аспекте.

     Данная  работа рекомендована для ознакомления преподавателям Детских школ искусств, Домов детского творчества, педагогам по эстрадному пению.

 

Методические рекомендации по организации вокальной работы.

 

Предлагаемый комплекс упражнений рекомендован, прежде всего, для детей с 7 до 16 лет. В процессе практического освоения предложенного комплекса, необходимо учитывать, что речь идет об обработке голоса. Вокал – это тот звукоидеал, который стремится извлечь у ребенка педагог. Если говорить об эстетической функции, то она невозможна без технологического решения. Поэтому, нарушая принцип единства художественного и технологического, делая акцент, например на технологию, мы лишаемся и художественности.

Ни для кого не является секретом, что качественная вещь одновременно является и красивой. В подтверждении этого звучит высказывание концертмейстера Е.В.Образцовой - В.Чачавы: «Один из исполнительских законов: ноты, знаки - еще не музыка...».

Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации.

Огромное количество психолого-педагогической литературы посвящено характеристике возрастных особенностей. Поэтому, в данной работе мы кратко определим влияние психолого-физиологических факторов на процесс вокальной работы.

 Семь — десять лет.  Голоса мальчиков и девочек, в общем однородны и почти все — дисканты. Звучанию голоса свойственно головное резонирование.. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро.

 Одиннадцать — тринадцать лет, предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием голос начинает звучать более полно, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной.

Тринадцать — шестнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других — более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее без резких изменений голоса.

Учитывая данные особенности, процесс вокальной работы рекомендуется производить с опорой на принципы обучения эстрадному пению- * «

·                     установка на всеобщие компоненты вокального искусства и наследие традиций русской вокальной школы;

·                     взаимосвязь и взаимопроникновение принципа художественного и технологического;

·                     естественный способ голосообразования;

·                     в  основном диапазоне преобладание грудного резонирования;

·                     речевая манера;

·                     интонация (фонация) – образная, (ассоциативный и эмоциональный факторы);

·                     интеллектуальный фактор формирования голоса (использование терминов, профессиональных слов: резонаторы, тесситура и т.д.);

·                     самоконтроль (по правильности и комфортности ощущения);

психофизическая свобода».[15]

    Работая над созданием комплекса упражнений и методических рекомендаций, мы опирались на принципы обучения эстрадному пению и на всеобщие компоненты вокального искусства, в процессе которого прослеживается  единство художественного и технологического:

·                     дыхание (постановка певческого дыхания);

·                     высокая певческая позиция (стремление к высокой);

·                     округлый звук;

·                     единая манера звукообразования;

·                     подвижность артикуляционного аппарата;

·                     мягкая атака;

·                     филировка звука;

·                     взаимосвязь всех трех звеньев голосового аппарата (дыхание, гортань, артикуляционная база).

Все вышеперечисленные компоненты вокального искусства должны формироваться на основе образности и логической мысли исполняемого произведения, упражнения. Слову необходимо придать смысловую нагрузку, которая определяется поставленной образной задачей. Только при соблюдении данного условия возможен  принцип единства художественного и технологического.

Вспомогательным материалом на начальном этапе обучения эстрадного певца, могут служить вокальные упражнения, применяемые в определенной последовательности, учитывающей задачи певческого воспитания. В любой работе, где речь идет об обучении, о выработке определенных навыков, большая роль принадлежит упражнениям. Распевки и упражнения следует рассматривать как  материал, на котором начинающий певец может постепенно осваивать и приобретать необходимые ЗУН. Под расплывчатым термином "распевание" часто имеют ввиду пропевание гамм, арпеджио, различных мотивов (то есть того, что к певческой воспитательной работе не имеет прямого отношения). Основные качества детского голоса — легкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе. Об этом всегда необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса.