Методические рекомендации к предлагаемому комплексу упражнений.
Глаза должны быть все время живыми в пении. В объяснениях маэстро Гандольфи под улыбкой подразумевалось не специальное, искусственное растягивание губ в стороны, а так называемая внутренняя улыбка. Он говорил, что иногда достаточно улыбнуться глазами. "Хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса" - педагог Лавровская. Иванов подсказывает молодым певцам: "Слова, образуемые при пении, должны находиться "впереди", то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта, под носом". Для создания музыкального образа очень помогают ассоциации: нужно вспомнить какой-либо эпизод из жизни, вызывающий ассоциации, соответствующие образам произведения. Такие воспоминания помогут на сцене быстро возбудить фантазию. Если упражнение вредит, приносит чувство дискомфорта, то вы делаете что-то неправильно. В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоционального и состоит сила вечно живого вокального искусства. Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось… М.И.Глинка называл это так: "Петь сначала легко берущиеся звуки". (Школа примарного тона). Педагог, прослушав ученика и составив себе ясное представление о недостатках звукообразования или звуковедения, исходя из этих недостатков должен давать те или иные упражнения с целью их исправления. Поэтому упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда не должны носить стандартный характер. * «…Под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ ее выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, - этих автоматически протекающих действий в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, - все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях…Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения ее к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата». [2. стр. 326]. * «Упражнения-важный вид музыкального материала. Они должны быть индивидуально «подобраны и иметь точную педагогическую направленность, ученик должен знать цель каждого упражнения и в результате своих попыток ее достигнуть. Вокализы - полезный переходный музыкальный материал от упражнений к художественным произведениям». [2. стр. 591]. Развитие практических навыков работы целесообразно начать с последовательного освоения элементов вокальной техники, применяя ассоциативное и образное сравнение. Требования к позе исполнителя стандартны у большинства педагогов: стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела. Хочется обратить внимание на фразу С.Я.Лемешева "Когда отсутствует мысль - то нет слова и дикция "хромает". |