Методические рекомендации к предлагаемому комплексу упражнений.

 

Глаза должны быть все время живыми в пении. В объяснениях маэстро Гандольфи под улыбкой подразумевалось не специальное, искусственное растягивание губ в стороны, а так называемая внутренняя улыбка. Он говорил, что иногда достаточно улыбнуться глазами.

"Хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса" - педагог Лавровская. Иванов подсказывает молодым певцам: "Слова, образуемые при пении, должны находиться "впереди", то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта, под носом".

Для создания музыкального образа очень помогают ассоциации: нужно вспомнить какой-либо эпизод из жизни, вызывающий ассоциации, соответствующие образам произведения. Такие воспоминания помогут на сцене быстро возбудить фантазию. Если упражнение вредит, приносит чувство дискомфорта, то вы делаете что-то неправильно. В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоционального и состоит сила вечно живого вокального искусства.

Упражнения  для  самых   начинающих  должны   быть  просты  ритмически,

построены  на узких  интервалах  и  в  пределах квинты,  чтобы  внимание  не

отвлекалось… М.И.Глинка  называл это так: "Петь сначала легко  берущиеся звуки".  (Школа примарного тона). Педагог, прослушав ученика и составив себе ясное представление о недостатках звукообразования или звуковедения, исходя из этих недостатков должен давать те или иные упражнения с целью их исправления. Поэтому упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда не должны носить стандартный характер.

* «…Под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ ее выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, - этих автоматически протекающих действий в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, - все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях…Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения ее к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата». [2. стр. 326].

* «Упражнения-важный вид музыкального материала. Они должны быть индивидуально «подобраны и иметь точную  педагогическую направленность, ученик должен знать цель каждого упражнения и в результате своих попыток ее достигнуть. Вокализы - полезный переходный музыкальный материал от упражнений к художественным произведениям». [2. стр. 591].

Развитие практических навыков работы  целесообразно начать с последовательного освоения элементов вокальной техники, применяя ассоциативное и образное сравнение.

Требования к позе исполнителя стандартны у большинства педагогов:

стойте во  время пения  удобно  на  двух ногах. Обязательно  держите

корпус  прямо,  а  плечи  развернутыми,  голова  должна  быть в  нормальном,

свободном состоянии. Эти условия  необходимы для того,  чтобы на все мышцы и мускулы   тела  поющего   была   равномерная   нагрузка,   что   достигается естественностью и активной свободой тела.

Хочется обратить внимание на фразу С.Я.Лемешева "Когда отсутствует мысль - то нет слова и дикция "хромает".