Упражнение № 1 дыхание.
Педагогическая цель: овладеть (познакомить, закрепить) с певческим дыханием (диафрагмальным, диафрагматическим). Описание упражнения: стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела. Грудная клетка, как известно, остается неподвижной, тогда как вдыхание производится посредством опускающейся (при сокращении) диафрагмы, а выдыхание — брюшным прессом. 1. Вдыхание. Стоя твердо на обеих ногах, выпрямить позвоночник в межлопаточной области и развести в стороны нижние ребра так, чтобы угол, хрящей средних и нижних ребер, значительно увеличился. Это приведет грудную клетку в высокое положение без вдоха, а диафрагму — в необходимо растянутое состояние. Зафиксировав грудь в таком положении, медленно вдыхать одной диафрагмой так, чтобы не только осталась неподвижной грудная клетка, но и чтобы верхняя и средняя часть живота по возможности не расширились, а только несколько опустился самый низ живота. 2. Выдыхание производить осторожным, легким подтягиванием вверх нижнего сектора брюшного пресса, регулируя это подтягивание и передвижку кверху брюшных внутренностей диафрагмой. Необходимо поэтому помнить, что вмешательство в работу прямой и косых мышц поперечной мышцы живота, выражающееся втягиванием средней и, особенно, верхней части живота, может свести к нулю все старания научиться абдоминальному дыханию. Сокращение поперечной мышцы не только не подымает кверху брюшных внутренностей, но, прижимая их с большой силой к позвоночному столбу, препятствует их свободному передвижению вверх под давлением снизу тазового пояса брюшных мышц (косых и прямой). Художественный прием: В целях наглядности при объяснении ученикам этого типа дыхания можно прибегнуть к сравнению туловища человека (в его дыхательной функции) с трубкой насоса или шприца, назначение которого — через одно и то же отверстие набирать и изгонять обратно жидкость или воздух. Так же можно сравнить живот человека с воздушным шариком, который мы надувает носиком. Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий "пучок" - "смычок". Методические рекомендации: дети, выполняя это упражнение, всегда стараются сделать правильно. От излишнего старания в работу включаются плечи (поднимаются), соответственно, меняется тип дыхания. Чтобы этого избежать, можно заранее обговорить, что плечи у нас не работают. Если ребенок не понимает, следует выполнить это упражнение в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Чтобы полностью почувствовать комфортность, можно, в положении лежа, руки вдоль тела, а на живот ребенку кладем книгу, или любой другой не очень тяжелый, но ощущаемый предмет. Полезным в достижении поставленной цели, будет просьба: понаблюдай те за своим дыханием, в тот момент, когда вы проснулись. Если педагог видит, что цель достигнута и ребенок пользуется правильным типом дыхания, можно предложить упражнение «Свеча» (делаем животом вдох, во время выдоха дуем на воображаемое пламя свечи). Затем во время выдоха предложить ребенку спеть гласную у, в любой, удобной для него высотности (в примарной зоне). Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе. Следующий этап – работа с заданной высотностью звука.
|