Упражнение № 3 опора звука.

 

002

 

Педагогическая цель: познакомить (закрепить) с ощущением опоры звука.

Художественный прием:       вспомним  совет  К.Эверарди:  "Ставить  голова  на  грудь,  а грудь  на голова", - то есть использовать в пении смешанную, грудную и головную опоры.

 

Методические рекомендации: активная фиксация гортани при помощи щито-грудинных мускулов в низком положении, в которое она пришла пассив­но вследствие опускания подъязычной кости, и есть то, что называется опорой звука. Фиксация гортани или опора звука ощущается поющим не как насилие, а как ласково удерживающая рука друга. Объясняя и предвосхищая момент образования ощущения нужно только на позитивных и комфортных сравнениях.

Ощущение фиксации гортани не должно прекращаться на всем протяжении звука. Кроме того, оно должно оставаться во время вдыханий между отдельными словами или фразами для того, чтобы каждое новое вдыхание происходило при том же положении гортани, которое было ранее. Можно для этого предложить фразы «не прекращай мысль, продолжи ее, спой с прежни ощущениями и т.д.». Если это требование не будет выполнено, то следу­ющий за передышкой звук «провалится», либо будет другой по тепоритму, по мысли, по тембру и т.д. Опустив известным уже способом (и без малейшего уча­стия нижней челюсти) подъязычную кость, и, дав этим воз­можность гортани пассивно опуститься, надо немедленно вслед за этим сделать новое, легкое закрепительное движе­ние гортани вниз. Это следует уже не один подъязычно-грудинный, но вместе с ним и щито-грудинный мускул. Согнутый указательный палец, приложенный наружной поверхностью к гортани в области перстневидного хряща в надключичной ямке шеи, почувствует при этом втором движении гортани вниз легкий нажим, вслед за которым без всякого промедле­ния надо начать звук, стараясь сохранить в течение всей его длительности ясно ощущаемый пальцем нажим гортани. Звук при этом получает особенную устойчивость, густоту, тембро­вую содержательность и равномерность, одинаково сохраняе­мые на forte и на piano. Это и   будет опертый звук.  Это  выражение  подразумевает  пение  с  полным использованием  верхних резонаторов (головных), пение в  высокой звуковой позиции, которая  является верхней опорой звука, в то время как дыхание - нижняя опора звука.

Необходимо помнить, что между опорой дыхания и опорой звука существует взаимная зависимость, выражающаяся в том, что чем выдержаннее опора дыхания, тем легче и лучше удается опора звука, и чем совершеннее последняя, тем легче сохранить опору дыхания.