Упражнение № 9 одинаковая манера формирования гласных.

 

002

 

Педагогическая цель: познакомить (освоить, закрепить) навык одинаковой манеры формирования гласных.

Художественный прием: представим гласные в виде одинаковых бусинок (можно применить наглядность), наша задача: голосом связать эти бусинки друг с другом, иначе они могут рассыпаться и потеряться.

Методические рекомендации:  усвоение правильной манеры подачи звука можно совместить с основами формирования гласных, для чего следует использовать упражнение, распетое на едином широком дыхании, при ровной и спокойной динамике. Выбор темпа должен соответствовать умению певцов экономно расходовать дыхание. По мере совершенствования исполнения темп замедляется. Первый звук "м" произносится способом мычания, а затем последующий гласный  звук в ту же область (в верхние зубы) с тем  же объемом и  округлостью. Следите за естественностью  рта,  свободой  гортани, проточностью дыхания. Упражнение  помогает ощутить опору, "выдвигает вперед" звук. Обратимся к опыту систематизацию гласных, Д.Е. Огороднова. Он считал, что освоение навыков вокализации гласных звуков а,о, у — послед­ний является вокально простейшим — значительно облегчено по сравнению с вокализацией гласных э и и.

Как известно, различные гласные звуки имеют разную громкость: а — самый громкий, и — самый тихий. Это связано с физиологическими условиями их формирования, в частности — с неодинаковой степенью раскрытия рта. Поэтому в речи их произношение требует различного подсвязочного давления. Оно растет, а громкость убывает от гласного к гласному в такой после­довательности: а — о — э~у — и. Задача певца - научиться артикулировать гласные, пользоваться диапазоном к динамикой звука так, чтобы высокая певческая форманта всегда присутствовали в голосе.

Учащиеся легче и чи­ще вокализируют звуки по гамме вверх, например, в пределах то­нической квинты, если каждый из них поется соответственно на новой гласной яз ряда у—о—а—е~и, а вниз — на те же гласные в обратном порядке. Удобно также интонировать трезвучие снизу вверх на гласные у, о, а. Но, для того, чтобы учащиеся лучше отли­чали интонирование по гамме от интонирования по трезвучию, надо спеть трезвучие вверх на гласные у—а—и я, соответственно, вниз на и—а—у. При выполнении данного упражнения возможен вариант его выполнения без согласного звука. Рекомендуется сразу мелодическую линию оформить смыслом.