Цель лабораторной работы № 2:
Научиться различать на мазках крови человека форменные элементы.

Оборудование и материалы: лабораторный микроскоп, гистологические препараты:
Мазок крови взрослого человека
Мазок крови лягушки
Мазок красного костного мозга

Лабораторная работа рассчитана на 2 аудиторных часа.

Ход работы:

1. Рассмотреть препарат 1. Мазок крови человека (рис. 2.4, 2.5). Окрашивание азуром П и эозином.
При малом увеличении обратить внимание на различную окраску эритроцитов и лейкоцитов. Эритроциты – самые многочисленные клетки крови и на мазке они составляют большинство.
При большом увеличении микроскопа найти эритроциты (рис. 2.4), окрашенные эозином в розовый цвет. Обратите внимание, у эритроцитов более интенсивно окрашена периферическая часть, а центральная область бледная. Связано это с тем, что эритроцит имеет форму двояковогнутого диска.
Найти в поле зрения нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит (рис. 2.4). Цитоплазма нейтрофила имеет бледно сиреневую или голубую окраску, зернистая, содержит темные азурофильные гранулы, которые представляют собой первичные лизосомы. Ядро дольчатое (от 3 до 5 сегментов, соединенных тонкими «мостиками»), окрашено в фиолетовый цвет.
Найти на мазке эозинофильный лейкоцит (рис. 2.4). Ядро клетки обычно двудольчатое, а цитоплазма заполнена большими эозинофильными (темно-розовыми) специфическими гранулами одинакового размера.
Базофильные гранулоциты встречаются редко. Для них характерна крупная зернистость фиолетового цвета (рис. 2.4). Ядро базофила обычно почковидное, двудольчатое, часто его не заметно из-за обилия гранул и слабого окрашивания.
Найти в поле зрения лимфоцит и моноцит. Лимфоциты имеют округлое плотное ядро с узким ободком цитоплазмы (рис. 2.5). Моноциты легче найти на периферии мазка. Это крупные клетки с обширной цитоплазмой голубого цвета (рис. 2.6). Форма ядра подковообразная или двудольковая, окрашивается слабее, чем у лимфоцитов, поэтому в нем хорошо заметны ядрышки.
Кровяные пластинки небольшого размера (в 3 раза меньше эритроцитов), расположены небольшими группами между клетками и имеют слабо-фиолетовую окраску.
2. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты; 2) нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит; 3) эозинофильный лейкоцит; 4) базофильный лейкоцит; 5) лимфоцит; 6) моноцит. Выделить в гранулоцитах ядро, цитоплазму, гранулы. В агранулоцитах обозначить ядро, цитоплазму.

3. Рассмотреть препарат 2. Мазок крови лягушки (рис. 2.7). Окрашивание азуром П и эозином.
В поле зрения видны ядерные эритроциты, характерные для всех классов позвоночных, исключая млекопитающих. Вместо кровяных пластинок в мазке крови лягушки видны тромбоциты – мелкие клетки, располагающиеся небольшими группами между другими клетками крови. Эритроциты имеют овальную форму. Цитоплазма их розового цвета. В центре клетки располагается овальное ядро темно-синего цвета.
Нейтрофилы мельче эритроцитов, гранулы в их цитоплазме палочковидной формы. Ядра сегментированные. Лимфоциты и моноциты существенных особенностей не имеют.
4. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты (выделить в них ядро, цитоплазму, плазмолемму); 2) нейтрофилы; 3) эозинофилы; 4) тромбоциты; 5) лимфоциты; 6) моноциты.

5. Рассмотреть препарат 3. Мазок красного костного мозга. Окраска по методу Романовского-Гимзы.
Мазок красного костного мозга (рис. 2.8. - 2.12) позволяет изучать в световом микроскопе различные стадии и виды гемопоэза, поскольку клетки после обработки антикоагулянтами и окраски располагаются не группами, а поодиночке и хорошо различимы.
6. Зарисовать и обозначить: 1) эритробласты (базофильные, полихроматофильные, оксифильные); 2) ретикулоциты; 3) эритроциты; 4) промиелоциты; 5) метамиелоциты; 6) палочкоядерные; 7) сегментоядерные гранулоциты (базофильные, нейтрофильные и эозинофильные); 8) промоноциты; 9) моноциты; 10) промегакариоциты; 11) мегакариоциты; 12) лимфоциты (большие, средние, малые).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте кровь как ткань. 2. Состав и функции крови. 3. Дайте морфофункциональную характеристику эритроцитов и кровяных пластинок. 4. Лейкоциты – особенности классификации. 5. Дайте морфофункциональную характеристику гранулярным и агранулярным лейкоцитам. 6. Что обозначает понятие «лейкоцитарная формула»? 7. Из каких компонентов состоит лимфа? 8. Чем отличается эмбриональный гемоцитопоэз от постэмбрионального? 9. Объяснить эмбриональное кроветворение. 10. Охарактеризовать основные этапы постэмбрионального кроветворения. 11. Что такое стволовые, полустволовые и унипотентные клетки? 12. Объяснить этапы формирования эритроцита. 13. В чем заключаются основные процессы дифференцировки клеток гранулоцитарного ряда? 14. В каких органах и как происходит формирование Т- и В-лимфоцитов? 15. Где формируются моноциты? Какие стадии они проходят? 16. Как происходит образование тромбоцитов?