6. Затраты и результаты деятельности фирмы Себестоимость (с/с) продукции Опр: это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость включает издержки, формируемые за счет оборотных средств и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. С/с продукции играет важную роль в экономике предприятия, т.к.: Снижение затрат на единицу продукции позволяет увеличить объем производства при имеющихся ресурсах; Снижение с/с – это основной источник увеличения прибыльности производства и конкурентоспособности продукции. Смысл показателя с/с: ответ на вопрос – во сколько обошлось производство и продвижение товара потребителю. Виды себестоимости: Плановая себестоимость - это максимально допустимую величина затрат, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Отчетная себестоимость – это величина фактических затрат. Себестоимость продукции – это затраты на производство всего объема продукции и каждой ее единицы. В основе расчета себестоимости лежат разные затраты, и их правильная классификация позволяет более правильно спланировать учет и анализ затрат, а в последующем выявить резервы снижения с/с продукции. Наибольшее внимание следует уделить классификации затрат на: прямые и косвенные; постоянные и переменные. Калькулирование себестоимости Калькуляция от лат. – счет, подсчет. Калькулирование – это система экономических расчетов с/с всей проданной продукции и ее частей, с/с конкретных видов изделий. Задача калькулирования – определение издержек на единицу продукции. Объект калькулирования – продукция, предназначенная для реализации. Прямые затраты — это издержки, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия. Косвенные затраты — в отличие от прямых, не могут быть напрямую отнесены на с/с изготовления продукции предприятием. Постоянные затраты не зависят от изменения размеров производства в течение какого-либо отрезка времени. Переменные затраты пропорциональны объёмам производства за то же самое время. К косвенным затратам относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере. К переменным затратам относятся: затраты на приобретение сырья, транспортные издержки, издержки по хранению сырья и готовой продукции, затраты на заработную плату производственного персонала; затраты на энергию и топливо. К постоянным затратам относятся затраты: налоги на имущество, амортизационные отчисления, оплата за охрану, арендная плата, затраты на заработную плату управленческого персонала. Принципы калькулирования Полное отражение понесенных затрат – т.е. при наличии возвратных отходов следует сначала выделить их в виде отдельной статьи и потом отнести на уменьшение затрат по статье «основные материалы»; Оценка побочной и бракованный продукции по сумме затрат на их производство; Согласованность показателей калькул-ия с/с. Этапы калькулирования: Разграничение затрат между законченной и незаконченной продукцией, оценка затрат на НЗП; Исчисление затрат на забракованную продукцию; Оценка отходов производства и побочной продукции; Исчисление с/с продукции. Поэтапный расчет общей с/с: 1. Расчет технологической с/с – это суммирование следующих элементов: Сырье и материалы, за вычетом реализуемых отходов; Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; Топливо и энергия на технологические цели; Основная заработная плата производственных рабочих; Дополнительная заработная плата производственных рабочих; Отчисления на социальные нужды; Износ инструмента и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы; Расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования. 2. Расчет цеховой с/с = технологическая с/с + цеховые расходы 3. Расчет производственной с/с = цеховая с/с + общехозяйственные расходы + потери от брака 4. Расчет полной с/с = производственная с/с + внепроизводственные (коммерческие) расходы. Пути снижения затрат: Снижение с/с продукции позволяет: За счет роста прибыли появляется возможность увеличивать производство и материально стимулировать работников, решая социальные проблемы; Снизить цену на продукцию, следовательно, повысить конкурентоспособность фирмы. Факторы снижения с/с делятся на: Внутрипроизводственные; Внепроизводственные. Внутрипроизводственные Это технико-экономические факторы фирмы, на них можно влиять в процессе управления: Повышение технического уровня производства (автоматизация); Улучшение организации производства и труда (своевременное снабжение, уменьшение простоев и потерь от брака); Изменения объема производства и структуры продукции; Прочие (ввод новых основных средств, ликвидация устаревших, концентрация и кооперация). Внепроизводственные Цены на материальные ресурсы; Ставки налогов и отчислений; Минимальный размер оплаты труда; Природные факторы. Источники снижения с/с Улучшение использования сырья и материалов (в с/с их доля доходит до 70%); Снижение трудоемкости продукции; Сокращение затрат на обслуживание производства и управление (численность управляющего персонала, командировки, расходы содержания оборудования и зданий); Экономия внепроизводственных расходов (транспортные, рекламные). Прибыль предприятия Снижение затрат является одной из главных задач деятельности предприятия, т.к. от величины затрат зависит и величина прибыли. Получение максимально возможной прибыли является целью предпринимательской деятельности. Прибыль = Выручка – Затраты В условиях рыночных отношений прибыль - это превращенная стоимость прибавочной стоимости. Функции прибыли: Оценочная - является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия. Стимулирующая - оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (например на акционеров при помощи увеличения дивидендов). Фискальная - является источником формирования бюджета и внебюджетных фондов. Процесс формирования прибыли Первоначально предприятие получает выручку от реализации. Выручка от реализации – косвенные налоги = выручка от продаж. Выручка от продаж – с/с продукции = валовая прибыль. Валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы – внереализационные расхода + внереализационные доходы = прибыль до налогообложения Прибыль до налогообложения – налог на прибыль + чрезвычайные доходы = чистая прибыль Показатели использования прибыли: Рентабельность продаж – показывает сколько прибыли предприятие получает на 1 руб. реализованной продукции. Рпродаж = Прибыль / Выручку * 100% Рентабельность продукции – показывает прибыли на 1 руб. затрат. Рпродукции = Прибыль / С/с * 100% При планировании прибыли и издержек предприятиями часто используется метод расчета «точки безубыточности». При помощи данного метода можно графически отобразить минимально необходимый объем производства и реализации, при котором фирма не будет получать прибыли, но и не будет нести убытков. |