6. Затраты и результаты деятельности фирмы    

Себестоимость (с/с) продукции

Опр: это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость включает издержки, формируемые  за счет оборотных средств и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала.

С/с продукции играет важную роль в экономике предприятия, т.к.:

Снижение затрат на единицу продукции позволяет увеличить объем производства при имеющихся ресурсах;

Снижение с/с – это основной источник увеличения прибыльности производства и конкурентоспособности продукции.

Смысл показателя с/с: ответ на вопрос – во сколько обошлось производство и продвижение товара потребителю.

Виды себестоимости:

Плановая себестоимость - это максимально допустимую величина затрат, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми.

Отчетная себестоимость – это величина фактических затрат.

Себестоимость продукции – это затраты на производство всего объема продукции и каждой ее единицы.

В основе расчета себестоимости лежат разные затраты, и их правильная классификация позволяет более правильно спланировать учет и анализ затрат, а в последующем выявить резервы снижения с/с продукции.

Наибольшее внимание следует уделить классификации затрат на:

прямые и косвенные;

постоянные и переменные.

Калькулирование себестоимости

Калькуляция от лат. – счет, подсчет.

Калькулирование – это система экономических расчетов с/с всей проданной продукции и ее частей, с/с конкретных видов изделий.

Задача калькулирования – определение издержек на единицу продукции.

Объект калькулирования – продукция, предназначенная для реализации.

Прямые затраты — это издержки, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия.

Косвенные затраты — в отличие от прямых, не могут быть напрямую отнесены на с/с изготовления продукции предприятием.

Постоянные затраты не зависят от изменения размеров производства в течение какого-либо отрезка времени.

Переменные затраты пропорциональны объёмам производства за то же самое время.

К косвенным затратам относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере.

К переменным затратам относятся: затраты на приобретение сырья, транспортные издержки, издержки по хранению сырья и готовой продукции,  затраты на заработную плату производственного персонала; затраты на энергию и топливо.

К постоянным затратам относятся затраты: налоги на имущество, амортизационные отчисления, оплата за охрану, арендная плата, затраты на заработную плату управленческого персонала.

Принципы калькулирования

Полное отражение понесенных затрат – т.е. при наличии возвратных отходов следует сначала выделить их в виде отдельной статьи и потом отнести на уменьшение затрат по статье «основные материалы»;

Оценка побочной и бракованный продукции по сумме затрат на их производство;

Согласованность показателей калькул-ия с/с.

Этапы калькулирования:

Разграничение затрат между законченной и незаконченной продукцией, оценка затрат на НЗП;

Исчисление затрат на забракованную продукцию;

Оценка отходов производства и побочной продукции;

Исчисление с/с продукции.

Поэтапный расчет общей с/с:

1. Расчет технологической с/с – это суммирование следующих элементов:

Сырье и материалы, за вычетом реализуемых отходов;

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

Топливо и энергия на технологические цели;

Основная заработная плата производственных рабочих;

Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

Отчисления на социальные нужды;

 Износ инструмента и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;

 Расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования.

2. Расчет цеховой с/с = технологическая с/с + цеховые расходы

3. Расчет производственной с/с = цеховая с/с + общехозяйственные расходы + потери от брака

4. Расчет полной с/с = производственная с/с + внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Пути снижения затрат:

Снижение с/с продукции позволяет:

За счет роста прибыли появляется возможность увеличивать производство и материально стимулировать работников, решая социальные проблемы;

Снизить цену на продукцию, следовательно, повысить конкурентоспособность фирмы.

Факторы снижения с/с делятся на:

Внутрипроизводственные;

Внепроизводственные.

Внутрипроизводственные

Это технико-экономические факторы фирмы, на них можно влиять в процессе управления:

Повышение технического уровня производства (автоматизация);

Улучшение организации производства и труда (своевременное снабжение, уменьшение простоев и потерь от брака);

Изменения объема производства и структуры продукции;

Прочие (ввод новых основных средств, ликвидация устаревших, концентрация и кооперация).

Внепроизводственные

Цены на материальные ресурсы;

Ставки налогов и отчислений;

Минимальный размер оплаты труда;

Природные факторы.

Источники снижения с/с

Улучшение использования сырья и материалов (в с/с их доля доходит до 70%);

Снижение трудоемкости продукции;

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление (численность управляющего персонала, командировки, расходы содержания оборудования и зданий);

Экономия внепроизводственных расходов (транспортные, рекламные).

Прибыль предприятия

Снижение затрат является одной из главных задач деятельности предприятия, т.к. от величины затрат зависит и величина прибыли.

Получение максимально возможной прибыли является целью предпринимательской деятельности.

Прибыль = Выручка – Затраты

В условиях рыночных отношений прибыль - это превращенная стоимость прибавочной стоимости.

Функции прибыли:

Оценочная - является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия.

Стимулирующая -  оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (например на акционеров при помощи увеличения дивидендов).

Фискальная - является источником формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Процесс формирования прибыли

Первоначально предприятие получает выручку от реализации.

Выручка от реализации – косвенные налоги = выручка от продаж.

Выручка от продаж – с/с продукции = валовая прибыль.

Валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы – внереализационные расхода + внереализационные доходы = прибыль до налогообложения

Прибыль до налогообложения – налог на прибыль + чрезвычайные доходы = чистая прибыль

Показатели использования прибыли:

Рентабельность продаж – показывает сколько прибыли предприятие получает на 1 руб. реализованной продукции.

Рпродаж = Прибыль / Выручку * 100%

Рентабельность продукции – показывает прибыли на 1 руб. затрат.

Рпродукции = Прибыль / С/с * 100%

При планировании прибыли и издержек предприятиями часто используется метод расчета «точки безубыточности». При помощи данного метода можно графически отобразить минимально необходимый объем производства и реализации, при котором фирма не будет получать прибыли, но и не будет нести убытков.