9. Инвестиционная деятельность предприятия В современных условиях хозяйствования – рыночных, когда на существует конкуренция за потребителя между товаропроизводителями, предприятия необходимо обладать конкурентными преимуществами. Данными конкурентными преимуществами могут быть: товар и его характеристики, уровень производства и качества продукции, величина издержек, стабильность функционирования на рынке и возможность развивать и модернизировать производство. Все выше изложенное реализуемо при проведение продуманной и сбалансированной инвестиционной политики на предприятии. Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. (ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осущ. в форме капитальных вложений») Капительные вложения – это инвестиции в основной капитал. Роль инвестиций: обеспечение возобновления, обновления и расширения основных фондов для производства товаров и услуг и повышения их конкурентоспособности. Объекты инвестиций: 1. вновь созданные и модернизируемые основные фонды и оборотные средства; 2. ценные бумаги; 3. производство новых товаров (услуг) на имеющихся производственных площадях; 4. научно-техническая продукция; 5. имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Классификация инвестиций: 1. По объекту вложения различают: Реальные - это долгосрочные вложения средств в реальные активы — как материальные, так и нематериальные (например, инновационные инвестиции). Финансовые – это долгосрочные и краткосрочные вложения средств в различные финансовые инструменты (например, ценные бумаги). Капитальные вложения Портфельные – это инвестиции в долгосрочные ценные бумаги. 2. По характеру участия в инвестировании: Прямые – это непосредственное вложение в объект инвестирования. Косвенные – это инвестирование через финансового посредника. 3. По периоду инвестирования: Краткосрочные – это вложение капитала на период не более одного года. Долгосрочные – это вложение капитала на период свыше одного года. 4. По формам собственности инвесторов: частные, государственные, иностранные и совместные. 5. По степени риска: Безрисковые – это инвестирование с гарантированным результатом (например, гарант - государство). Рисковые – это инвестирование с влиянием неопределенности внешней и внутренней среды. Спекулятивные – это финансовое инвестирование с высокой степенью риска и высокой доходностью. Так же различают инвестирование внутри страны и за рубежом. Источники инвестирования: 1. Собственные финансовые ресурсы (прибыль, амортизационные отчисления.); 2. Заемные (кредиты, займы); 3. Привлеченные (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц); 4. Инвестиционная поддержка из государственных бюджетов и внебюджетных фондов; 5. Эмиссия собственных акций и иных ценных бумаг и их размещение на соответствующих рынках; 6. Иностранные инвестиции, предоставляемые международными финансовыми институтами и организациями различных форм собственности. Предприятию выгоднее направлять инвестирование прежде всего на техническое перевооружении и реконструкцию действующих предприятий. При этом инвестиции в основной капитал выполняют две основные функции: 1. воспроизводственная - замена устаревших и изношенных основных фондов и создание новых; 2. инновационная – осуществление нововведений для повышения конкурентоспособности продукции; Нововведение - это воспроизводство основных фондов, основанное на достижениях науки и техники, заключающееся в строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий. Инвестиции в нововведения имеют отличительные особенности: 1. Необходимость учитывать волновой характер инновационного процесса - в одних отраслях экономики возникают инвестиционные паузы, а в других — появляется повышенный спрос на новации. 2. При данном инвестировании зачастую отсутствует спекуляция, так как они имеют целью стабильный будущий доход и длительный временной период вложения средств. 3. Инвестиции в нововведение требуют знания достоверной информации об объекте, в который вкладываются средства и перспективы изменения его экономических и социальных параметров в зависимости от динамики внутренних и внешних факторов, т.к. вкладываются значительные денежные средства, доход на которые будет получен в будущем, но не в ближайшем. Инвестиционная политика (Ин.П) Ин.П: это система мер, определяющая объем, структуру и направление инвестиционных вложений для достижения поставленных целей. Направления Ин.П : 1. Инвестиции на повышение эффективности деятельности предприятия – это создание условий для снижения затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования, переобучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства и сбыта. 2. Инвестиции в расширение производства – это расширение объемов выпуска товаров (услуг) для уже сформировавшихся рынков в рамках существующих производств. 3. Инвестиции в создание новых производств – это создание совершенно новых мощностей и освоения новых технологий для выпуска товаров (услуг), ранее данным предприятием не производившихся. 4. Инвестиций в деятельность предприятия для соответствия новым экологическим нормам или стандартам безопасности. Принципы Ин.П: 1. Согласованность цели Ин.П и цели деятельности предприятия; 2. Экономическое обоснование Ин.П; 3. Последовательное осуществление инвестиционной деятельности в зависимости от важности и наличия ресурсов; 4. Гибкость и адаптация инвестиционных проектов к изменениям внутренней и внешней среды; 5. Учет при принятии инвестиционных решений таких факторов, как: неопределенность, риск, инфляция, а так же экологическая и социальная сферы экономики. При разработке Ин.П, следую основным принципам, предприятию необходимо разрабатывать инвестиционные планы не только на краткосрочную перспективу, но так же и на долгосрочную, т.к. следует планировать свою деятельность на перспективу и стремиться к постоянному развитию, чтобы не потерять созданных конкурентных преимуществ. Факторы, влияющие на объем инвестиций и определяющие Ин.П: 1. Величина спроса на продукцию; 2. Величина ставки кредитования; 3. Ожидаемая норма чистой прибыли - чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем соответственно выше будет и объем инвестиций; 4. Ожидаемый темп инфляции - чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль от инвестиций; 5. Наличие научно – технических разработок; 6. Экономическая ситуация в стране; 7. Нормативно – правовая база инвестиционной деятельности. Основой инвестиционной политики является инвестиционный проект, который определяется как: планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в различные виды предпринимательской деятельности в целях её сохранения и расширения. Перед принятием решения о вложениях капитала в инвестиционный проект, фирме необходимо провести расчеты его экономической эффективности. Экономическая эффективность – это относительная величина, которая равняется отношению полученного эффекта (увеличение прибыли, объема производства и реализации, улучшение качества продукции и снижение издержек) к понесенным затратам. Эффективность инвестиционных проектов: Проект в целом считается эффективным, если он привлекателен для инвесторов и участников данного проекта. Эффективность проекта складывается из: коммерческой эффективности (т.е. возможности получить желаемых доход от проекта) и социально – экономических последствий для общества (развитие сфер общественного производства, улучшение социальной и экологической обстановки). Так же на определение эффективности проекта влияют доходность и срок окупаемости проекта. Срок окупаемости — это минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого появляется эффект и затем остается неотрицательным. Эффективность тем выше, чем короче срок окупаемости. Любая инвестиционная деятельность содержит известную долю риска. Риски бывают следующие: 1. Колебания рыночной конъюнктуры, валютных курсов цен; 2. Неопределенность природно-климатических условий; 3. Упущенная выгода – выбор проекта с меньшим уровнем доходности чем альтернативные; 4. Снижение доходности под воздействием внешних факторов: социально – политические изменения, ограничение на поставки товаров; 5. Банкротство партнеров. Для борьбы с рисками чаще используют такие методы, как страхование риска и резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. |