Лекция № 4 «Обзорный анализ некоторых методик обучения связной письменной речи на уроках словесности»

Цель: Дать характеристику некоторых традиционных и инновационных методик обучения связной письменной речи с учетом возрастных особенностей школьников.
Задачи: 1. Проанализировать основные виды речевой деятельности, направленные на развитие связной письменной речи, являющиеся традиционными для школьного образовательного процесса. 2. Познакомиться с некоторыми инновационными технологиями, способствующими повышению эффективности овладения навыками связной письменной речи.
План:
§ 1. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников.
§ 2. Характеристика традиционных методик по развитию связной письменной речи.
§ 3. Условия и предпосылки появления альтернативных методик обучения связной письменной речи.
§ 4. Рекомендации известных педагогов относительно вопросов развития письменной речи.

§ 1. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников.
Большинство современных методик развития связной письменной речи рассматривают процесс ее формирования в тесной связи с этапами психофизиологического, интеллектуального и культурного развития личности. Данные методики основываются на особенностях психологии детей дошкольного и школьного периодов, в частности, с учетом следующих их возрастных особенностей:
1. Ведущим началом в жизни ребенка дошкольного возраста является игра как символико-моделирующий тип деятельности. В играх разных видов (игра-развлечение, игра-упражнение, сюжетная, процессуально-подражательная, сюжетная, традиционная) ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. С периода обучения в школе игра начинает подчиняться учебной деятельности в форме отдельных фрагментов уроков и заданий.
2. В статье «Предыстория развития письменной речи» Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки – символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком, выступая подготовительным этапом для становления письменной речи. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Рисование развивает координацию между зрительным и моторным анализатором. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.
3. Способствует формированию письма творческая работа, направленная на восприятие, интерпретацию и сочинение сказок. Язык и стиль сказки доступен ребенку, она способствует развитию воображения, логического, образного мышления. Посредством сказки ребенок усваивает жизненно важную информацию. Этот жанр очень близок ребенку эмоционально, по мироощущению.
4. Обучение в дошкольном возрасте вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно не имеет статус самостоятельного вида деятельности, в основе его лежит природная пытливость и любознательность ребенка. Постепенно у ребенка возникает устойчивая тенденция чему-то учиться. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к типу сознательно-нацеленного обучения по программе, предложенной взрослым человеком.
5 Труд закаляет личность ребенка физически; способствует развитию таких необходимых качеств, как выносливость, усидчивость, сила воли; тренирует и тем самым готовит руку к письму.

Литература:
Божович Л.И Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1992.
Бруно Бетельхейм. Польза и значение волшебной сказки. М., 1995.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста // Под редакцией Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1994.

Вопросы для самопроверки:
1. Каким образом возрастные особенности дошкольников и школьников влияют на процесс формирования письменно-речевых способностей?
2. Какие виды деятельности детей в большей степени обусловливают развитие двигательно-моторных функций, составляющих основу моторного письма и определяющих его качество?
3. Какова роль детской игры в кубики с изображенными на них буквами и предметами, названия которых начинаются на эти буквы? Какие анализаторы задействованы в процессе игры с кубиками?

§ 2. Характеристика традиционных методик по развитию связной письменной речи.
Актуальность методологического подхода к изучению письма как вида речевой деятельности обусловлена рядом моментов.
Во-первых, часто в процессе школьного обучения наблюдается смещение акцентов в сторону изучения устной речи, поскольку овладение данной формой речи считается наиболее сложным и трудоемким процессом. Однако письменная речь как умение достаточно свободно излагать свои и чужие мысли в письменной форме для разных целей передачи информации часто выпадает из поля зрения методистов. Это является неправомерным, так как обучение умению письменно излагать мысли важно и как средство повышения эффективности в овладении устной речью, и (в большей степени!) само по себе.
Во-вторых, обзор школьных учебников приводит к заключению: развитию письменной речи в рамках школьной программы уделяется чрезвычайно мало учебного времени. В учебниках А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахнова, а также в учебном пособии для школьников под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта задания по развитию речи, рассчитанные на минимум учебной нагрузки, предлагаются после пройденной темы. В учебном комплексе В.В. Бабайцевой задачам развития письменно-речевых способностей отводится отдельная часть, однако предлагаемые задания достаточно однообразны: сбор материалов к сочинениям и их написание, работа с текстом и составление изложений, создание письменных текстов с опорой на иллюстративный материал или по предложенной теме.
В-третьих, значимость проблемы повышения речевой компетенции и в целом речевой культуры в условиях современного общества возрастает.
Проблемами изучения методической базы по вопросам развития письменной речи начали заниматься ещё учёные прошлого столетия: Бодуэн де Куртенэ, Выготский Л.С., Зиндер Л.Р., Запорожец А.В., Кондратов А.М., Эльконин Д.Б., Миртов А.В. и др. И сейчас задачи формирования, развития и совершенствования письменных речевых способностей остаются злободневными.
Традиционные методики обучения связной письменной речи представлены такими обучающими жанрами (т.е. разновидностями письменной речи, используемыми в качестве средств обучения связной письменной речи и форм контроля в школе на уроках словесности), как сочинение и изложение.
Сочинения можно классифицировать (точка зрения Т.А. Ладыженской) по следующим признакам: тематическому (сочинения на лингвистические и свободные темы), по источнику получения материала (сочинения на основе жизненного опыта, наблюдений, воображения, восприятия и осмысления прочитанного, произведений живописи, театральных спектаклей и пр.), по объему (сочинения-миниатюры и обычные сочинения).
Наиболее сложными для школьников считаются сочинения сравнительного характера. Материал, на котором производится сопоставление, может быть различен, но принцип остается одним: для того, чтобы справиться с подобной творческой работой, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа. Обучение этому может и должно вестись на всех этапах обучения написанию сочинений на литературную тему. Как правило, какие-то обучающие задания такого плана должны вводиться уже в среднем звене школьного процесса обучения.
Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа. Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста. Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, ее развитие, суждение и подтверждение его.
Наиболее популярны в традиционной методике обучения связной письменной речи сочинения-описания по картине. Произведение изобразительного искусства помогает формировать определенные коммуникативные умения: осмыслить тему, уяснить основную мысль произведения, соотнести название репродукции с ее содержанием. Цель подобной работы – вызвать эмоциональный отклик у школьника, чтобы он почувствовал настроение, владевшее художником на момент создания картины.
Более глубокому и сознательному усвоению содержания и языка определенного текста способствуют изложения. Изложение творческого характера (выборочное, сжатое, с изменением лица рассказчика) развивает навык работы с книгой, учит логически мыслить, активизирует словарь учащихся. Изложение с элементами сочинения ориентировано на передачу содержания текста и выражение своего отношения к поднятой в нем проблеме.

Литература:
Кохтев Н.Н. Сочинение работа над содержанием и языком: Советы поступающим в вузы. М., 1994.
Мещеряков В.Н. Жанры учительской речи. Публицистика. Рецензии на сочинения. Отзывы. Школьные характеристики. Педагогические эссе. М., 2003.
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
Миртов А.В. Сочинения в школе // Литература в школе, 1996, № 6.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991.
Никитина Е.И. Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996.
Нуруллина Н.Н. Как я учу детей писать сочинения // Начальная школа, 1998, № 3.
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением практические советы поступающим в вузы. М., 1990.

Вопросы для самопроверки:
1. Проверяя изложение или сочинение, учитель должен оценить содержательную сторону, речевое оформление работы, а также грамотность ученика. Расскажите о критериях оценивания содержания творческой письменной работы с учетом следующих факторов: соответствие теме, характер замысла и степень его реализации в работе, достоверность излагаемого, последовательность изложения.
2. Расскажите об особенностях речевого оформления творческих работ и типах наиболее распространенных ошибок в них. Систематизируйте полученные из разных источников знания о принципах редактирования письменного текста школьниками.
3. В чем проявляется критерий самостоятельности сочинения?
4. Какова роль словарно-стилистической работы при подготовке к творческим письменным работам?
5. Расскажите о функциях, формах, принципах и нормах цитирования в сочинении.
6. Необходимо ли составлять план, работая над письменным текстом?
7. Расскажите о структуре «классического» трехчастного школьного сочинения.

§ 3. Условия и предпосылки появления альтернативных методик обучения связной письменной речи.
На современном этапе развития речеведения, методологии и лингводидактики некоторые традиционные методики по становлению и развитию связной письменной речи признаны неэффективными, поскольку в их основе лежит идея параллельного развития и дополняющей сути письменной речи по отношению к устной, признанная рядом авторитетных ученых нецелесообразной. Об этом говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных лингвистов Беньковской Т.Е., Буриной М., Броже Т.Г., Кохтева Н.Н., Крючковой Т.Б., Ляудис В.Я., Мещерякова В.Н, Мучника Б.С., Никитиной Е.И., Озерова Ю.А., Пастуховой Л.Н. и др. Работа по обучению письменной речи педагогами и родителями часто протекает стихийно. Используемые в практике преподавания упражнения, целью которых является развитие навыков письменного выражения мыслей, довольно однообразны в традиционной школе. Письменные работы (чаще всего – диктанты, изложения и сочинения), как правило, проводятся эпизодически и при этом носят скорее проверочный, чем обучающий характер.
Еще Л.С. Выготский говорил о том, что ребенка в школе учат выводить буквы и складывать из них слова, но не обучают его собственно письменной речи как средству выражения собственной рефлексии посредством письменного текста. То, чему учат, есть лишь механизм письма, т.е. «мертвая речь». Произношение слов не есть устная речь, фиксация устной речи путем средств графики – не есть письменная речь.
Теория Л.С. Выготского послужила основой для появления нетрадиционных (альтернативных) методик формирования и развития письменно-речевых способностей, целью которых является формирование представления о письменной речи как средстве активной познавательной и творческой деятельности человека путем использования новых методик и активизации поиска эффективных педагогических решений.
На появление современных обучающих жанров повлияли высокие требования современной жизни к личности. Развитие связной письменной речи на уроках словесности в школе должно способствовать воспитанию коммуникабельной личности, востребованной в социуме.
Активно в последнее время стали использоваться такие жанры письменных творческих работ, как: сочинения-этюды, сочинения-сказки, эссе, рецензии, аннотации – функционально-типологические разновидности письменной речи, обладающие различными обучающими возможностями, обусловленными авторскими коммуникативными установками; структурно-композиционными особенностями; специфичными способами прагматического воздействия на адресата; определенной системой речевых средств. Использование новых обучающих жанров способствует повышению образовательного уровня и в целом – культурной компетенции учащихся.
Тематика сочинений-этюдов разнообразна (описания живой и неживой природы, предметов искусства, собственных психо-эмоциональных состояний и пр.), что делает возможным широкое привлечение познавательного материала на уроке русского языка.
В.А. Сухомлинский не представлял себе обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Такой жанр письменной творческой работы, как сочинение-сказка выступает мощным средством развития речи и литературно-творческих способностей.
Интересными жанрами письменной творческой работы видятся специфичные виды сочинения – сочинения-эссе, характеризующееся свободной композицией, нацеленностью на воссоздание школьником собственных субъективных впечатлений и раздумий, вызванных художественным произведением, и сочинения-экспромты, содержащие непосредственный, свежий взгляд-суждение автора, ярко выраженный индивидуальный подход в осмыслении темы.
Такие виды творческой письменной деятельности, как создание рецензий и аннотаций на определенный текст, отличаются сочетанием целей восприятия и интерпретации «чужого» текста и создания своего, авторского, выполняющего одновременно информативную и оценочную функции.
Во многом повышают уровень мотивации при овладении письменной речью ситуативные упражнения, ориентированные на использование специфичных черт ситуации общения (в частности, параметров «адресат» и «цель» коммуникации).
Серьезной формой работы в рамках инновационных технологий можно считать проведение разного рода речевых тренингов. По подсчетам ученых, одна из разновидностей тренинга – аутотренинг – повышает эффективность речевого обучения на 30 %. Его целью выступает внушение определенных установок и правил, необходимых для успешного решения задач конкретного занятия.
Актуальной в практике современного школьного преподавания является идея использования межпредметных связей на уроках словесности. Уроки интегрированного типа по развитию связной письменной речи необходимы в современной школе. Цель таких уроков – установление связи между понятиями, являющимися общими для различных дисциплин, с учетом личностных возможностей преподавателей и реального учебного потенциала школьников. Межпредметные связи способствуют глубине и прочности знаний, гибкости их применения, расширяют умственный кругозор учащихся, содействуют развитию у них устойчивых познавательных интересов.
В числе нетрадиционных приемов развития письменно-речевых способностей современная методология предлагает идею комплексного обучения различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, письму, слушанию в их взаимосвязи. Заявленная методика носит инновационный характер, поскольку долгое время в обучении языку и в вузе, и в школе господствовал традиционный подход: в центре внимания педагога находилась в первую очередь содержательно-нормативная сторона письма. Методика комплексного развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязанности предполагает сосредоточение внимания, во-первых, на изучении особенностей речевого поведения отдельной языковой личности и, во-вторых, на анализе текстовой деятельности как специфичной формы коммуникации.

Литература:
Алексеева Т.А. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.
Беньковская Т.Е. Русский язык и литература в школе – межпредметные связи или интеграция // Русская словесность, 2002, № 3.
Бурина М. Пишем мини-сочинение // Учитель, 1995, № 6.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 5. Экспериментальное исследование понятий. М., 1963.
Гулина Л.Е. Учимся сочинять сказки // Русский язык в школе, 1994, № 2.
Гулина Л.Е. Сочинения-этюды // Русский язык в школе, 1990, № 6.
Ж. Пиаже. Речь и мышление ребенка. Спб., 1997.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 1997.
Колесникова Н.И. От конспекта до диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2003.
Котельникова А. Творческие работы нетрадиционных жанров // Русский язык в школе, 1997, № 1.
Котельникова А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе, 1997, № 4.
Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка // Русская словесность, 2002, № 7.
Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: Пособие для подготовки ЕГЭ. М., 2004.
Семенюк А.А. Новые виды диктанта // Русский язык в школе, 1990, № 4.
Трашина Р.Б. Сочинение как вид учебной работы и его оценка в современной системе школьного филологического образования // Русская словесность, 2000, № 1.
Тумина Л.Е. Из опыта работы кружка по развитию связной речи // Русский язык в школе, 1987, № 6.

Вопросы для самопроверки:
1. В рамках методики комплексного обучения различным видам речевой деятельности разрабатываются принципы взаимосвязи письма и чтения, письма и слушания, письма и говорения. Приведите примеры. Почему именно текст выступает при этом объектом пристального внимания?
2. Расскажите о различных методиках работы с текстом (чтение, пересказ, ответы на вопросы, постановка вопросов к тексту, разбивка текста на логические отрывки, составление плана, филологический анализ текста, конспектирование, составление аннотации, моделирование ситуации на основе текста с последующим психолингвистическим комментарием и пр.). Дайте характеристику традиционных приемов и новых технологий работы с текстовым материалом.
3. Расскажите о возможностях сказовой речи с точки зрения ее участия в процессе формирования письменно-речевых способностей.
4. Каким образом «вторичные» жанры письменных творческих текстов (рецензия, аннотация, тезисы) влияют на становление индивидуального речевого стиля конкретной языковой личности?
5. Расскажите об отличиях инновационных (сочинения-эссе, сочинения-экспромты) видов сочинений и традиционных? Установите также сходные черты (особенное внимание уделите здесь рассмотрению фактора «целевое предназначение этих видов работ»).
6. Рецензия – небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем. Эссе – в большей степени лирическое размышление автора, навеянное скорее чтением произведения, чем его истолкованием. Как отличие данных жанров в аспекте авторского целеполагания сказывается на их композиционном и речевом оформлении?

§ 4. Рекомендации известных педагогов относительно вопросов развития письменной речи.
Проблема формирования письменно-речевых способностей всегда волновала учителей-практиков. Вопросы развития речи поднимались ими в контексте реформирования общей системы школьного образования, в частности, с точки зрения вопросов построения субъект-субъектных отношений в классе, включения ребенка в проблемную, учебно-познавательную деятельность, безотметочное обучение, коллективные формы и т.д.
В рамках образовательной системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова письмо с самого начала существует не как инструмент переписывания чужого содержания, а исключительно в форме авторской литературы, создаваемой учащимися класса, т.е. в форме записи своего собственного, внутреннего содержания, причем содержания поэтизированного.
Проблема овладения письменной речью, по мысли Д.Б. Эльконина, – это проблема формирования потребности в письменной речи (в существующих технологиях «научения» письму как раз проблема потребности – формирования мотивации – в письменной речи никак не представлена).
Стоит ребенку почувствовать и осознать, что письменная речь – это уникальная возможность фиксации и архивирования своих собственных душевных состояний и переживаний, как потребность в письменной речи становится для него абсолютно естественной и безусловной. Как пишет Д.Б. Эльконин, «ведь до сих пор у них (детей) было только одно культурное средство освобождения от подавленных страхов: рисунок. Тут выяснилось, что письменная речь может выступать даже более эффективным средством такого рода. Они бросились выписывать в своих текстах самые глубокие, самые тайные свои страхи и переживания - но облекать их при этом в форму литературы. Это, конечно же, давало им огромное облегчение. Можно сказать с большой долей уверенности: озвучивая в своих текстах свои глубинные страхи и тревоги, дети экспериментального класса тем самым постепенно избавляются от этих тревог, а значит, у них происходит своеобразная терапия текстами».
П.П. Блонский говорил о том, что для более успешного овладения речью необходимо учить детей трансформации образов перцептивных (зрительных) в вербальные (словесные). В его статье «Как воспитать в ребенке писателя» предлагается такой метод развития письменной речи, как написание «коротеньких произведений эгоцентрического содержания», т.е. небольших зарисовок из жизни самого ребенка. Более сложным видом деятельности будет, по мысли автора методики, создание текстов описательного характера (так как категория признаковости, свойственная описанию, наиболее трудна для освоения детьми).
Ш.А. Амонашвили выступал за то, чтобы все этапы работы с письменным текстом, включая программирование высказывания, реализацию замысла, контроль, коррекцию (редактирование), оценивание, выполняли сами ученики. В своей книге «Размышления о гуманной педагогике» учитель-новатор положительно высказывается также о безотметочной системе оценивания.
В.А. Сухомлинский в работе своей «Школы радости» осуществлял установку на развитие письменной речи как творческого процесса: «…как наглядный образ передать словами, при этом возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему». Приемы автор данной методики предлагал следующие:
1. Использовать опыт ребенка (писать о вещах, отвечающих потребностям и интересам ребенка).
2. Развивать восприимчивость детей к слову, вырабатывать в детях «чувство слова».
3. Стимулировать во взрослых личную заинтересованность, участие, внимание к процессу создания ребенком письменного текста.
4. Осуществлять принцип практической направленности деятельности ребенка (дать возможность коллективного признания труда ребенка).
5. Стараться убирать «культ чистой тетради», разрешать писать на листе все, что придет на ум. Само понятие «черновика» искоренить.
6. Способствовать развитию фантазии посредством приемов «брошенного камня» (прием, основанный на выстраивании ассоциативной цепи: сказка о радости, о книге, о счастье); «фантастического бинома» (прием, основанный на описании истории, обозначенной двумя, не связанными в обыденном сознании, словами (цель – вывести слова из привычного для них семантического окружения): собака и гардероб); «магического если бы» (прием, основанный на переводе реальной ситуации в воображаемую плоскость и ее описание: например, «примерить» на себя оболочку и сознание таракана или: «Что случилось бы, если бы какой-нибудь крокодил вздумал постучать в дверь и попросить несколько роз?»; переделки известной сказки с введением нового элемента по опорным словам (например, волк, лес, цветы, бабушка, вертолет); моделирования сказки по набору функций (например, испытание, волшебное средство, встреча и т.д.).
Таким образом, работа над письменной речью и продуцирование оригинальных письменных текстов – не самоцель, а способ развития умственных, речевых, коммуникативных возможностей учащихся, а также способ их самовыражения и самореализации.

Литература:
Артеньев А.Р. Игровые задания на уроках русского языка. М., 1984.
Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамматеев Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы Книга для учителя. М.,1995.
Гуржаков В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Эльконина – Давыдова. М., 2000.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку книга для учителя Из опыта работы. М., 1994.
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский язык для школьников 5–9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. М., 1995.
Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.
Стрелкова Е. А. Развитие речи учащихся 5–7 классов в процессе игры // Русский язык в школе, 1995, № 4.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. М., 1985.
Шикачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность, 2000, № 3.
Эльконин Д.Б. Подростковая школа развивающего обучения: Цель, задачи, оргформы. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998.

Вопросы для самопроверки:
1. Ш.А. Амонашвили писал о том, что главная проблема отметочного обучения заключается в акценте на недостатках ученика, тогда как при безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика. Выскажите свои идеи относительно безотметочного оценивания. Каковы могут быть его формы применительно к письменным работам? Каким образом должна проявляться контролирующая функция педагога в системе нетрадиционных подходов к овладению основами связной письменной речи?
2. Расскажите о способах формирования в школьниках и роли в процессе овладения успешной письменной речью основ самоанализа и саморефлексии по поводу создаваемых ими письменных творческих работ.
3. Какова роль фактора «психологический комфорт участников коммуникации» в процессе успешного овладения основами связной письменной речи? Какими способами можно обеспечить позитивный психологический настрой на успех у коммуникантов? Раскройте значимость фактора «позитивные ожидания учителя».
4. Расскажите о роли письменных творческих работах интегрированного характера в процессе становления и развития основ письменно-речевых способностей.
5. Расскажите об урочных и внеурочных формах письменных работ обучающего характера.
6. Методисты отмечают, что освоение мыслительных операций и их речевое оформление должно стать основой обучения на уроках любого школьного предмета. Все учителя-предметники должны выступать как универсалы не только в содержательном плане своего предмета, но и в технологическом, обучая различным приемам работы с текстом. Каковы конкретные формы обучающей деятельности других учителей-предметников в процессе формирования основ письменно-речевых способностей?
7. Каким образом можно использовать возможности риторики, логики, информатики как своеобразной базы межпредметных технологий (по освоению учебного инструментария: как читать, как писать, как анализировать текст, как создавать свой текст) с целью наиболее эффективного овладения основами письменной речи?