6.2. Формирование категорий имен существительных
Имя существительное обладало категориями рода, числа и
падежа.
Категория числа отличалась от современной: кроме
единственного
Категория падежа древнерусского языка также отличалась
от современной: кроме основных 6 падежей был еще 7-й, звательный.
Система склонения имен сложилась еще в индоевропейскую эпоху,
Также праславянский язык унаследовал от индоевропейского
многотипность склонения имен: все имена делились на 5 (6)
классов, 1 – сущ. с основой на -ā- 2 – сущ. с основой на -ŏ- 3 – сущ. с основой на -ŭ- 4 – сущ. с основой на -ῐ- 5 – сущ. с основой на согласный
Некоторые исследователи выделяют еще 6-й тип – с основой на -ū-,
К 1-му типу относились существительные и краткие
прилагательные ж. р.
Ко 2 –му типу относились существительные и краткие
прилагательные м. р.
Это были основные типы склонения, по которым изменялась большая
часть слов. Они претерпели некоторые изменения, но в целом система
сохранилась в виде первых двух типов склонения существительных
К 3-му типу относилось небольшое количество существительных,
имеющих этимологическое окончание основы на -ŭ-
: домъ, сынъ, вьрхъ, волъ, илъ, ледъ, медъ, полъ (= половина)
и некоторые другие. Образовались эти существительные так : *s
ū
n - ŭ -
s – сынъ, *o l
-ŭ- s
– олъ «пиво» К 4-му типу относились существительные ж. р. с окончанием –ь: соль, ночь, мышь, ръжь, а также ограниченная группа существительных м. р. с таким же окончанием: тьсть, зѧть, гѫсь, огнь, гость, голѫбь, пѧть и др.(эти слова перед -ь имели полумягкий согласный, и никогда – мягкий). Впоследствии эта группа оформилась в современный 3-й тип склонения существительных.
5-й тип – склонение слов с основой на согласный –
подразделяется 1) слова с суффиксом *(t)ĕ r. Ныне к этой группе относятся только 2 слова – мать и дочь, а когда-то к ней относились и другие термины родства: сестра, брат (ср. с.-с. братръ) Особенностью этих слов является «наращение» -ер-, появляющееся в косвенных падежах: мать – матери, дочь – дочери и т.д. ; в индоевропейском языке этот суффикс присутствовал и в им. п., но по закону открытого слога в праславянском с формами этих слов произошли фонетические изменения: им. п. *m a t - ĕ r -s – м а т и (конечные согласные отпали); дат. п. * m a t - ĕ r -ī – м а т е р и;
2) слова с суффиксом *m
ĕ n-:
имѧ, врѣмѧ,
сѣмѧ,
знамѧ и
пр. В этой группе в косвенных падежах появляется «наращение» -ен-:
имѧ –
имени, знамѧ –
знамени и пр. С формами этих слов произошли такие же
изменения: 3) слова с суффиксом *-e n тесно примыкают к предыдущей группе: пламы (пламя), камы (камень), ячьмы (ячмень), *ремы (ремень), *коры (корень), дьнь (день). Как видим, в им. п. эти слова имели окончание -ы (только для слова день им. п. не восстанавливается);
4) небольшая группа слов с суффиксом *-ĕ
s - : слово, небо, тело,
чудо, дерево, ухо, око, коло (колесо). «Наращение» -ес-
в современном языке
5) слова с суффиксом *-e n t-
обозначали детенышей человека и животных: рѣбѧ,
дѣтѧ,
телѧ, котѧ,
гѫсѧ
и под. Фонетические преобразования форм этих слов также
обусловлены действием закона открытого слога: 6) небольшая группа слов на ū- основу оканчивалась на –ы ( из -ū-): любы (любовь) , цьркы (церковь) , кры (кровь), мъркы (морковь), тыкы (тыква), смокы (смоква), бѹкы (буква), свекры (свекровь), золы (золовь, золовка), ятры (ятровь, ятровка), *бры (бровь), *Москы (Москва). Как видим, эти слова изменились, приобретя наращение -ов- или -ва-. Эти слова претерпели следующие изменения: им. пад. *m ъ r k - ū - s - м ъ р к ы (конечный согласный отпадает, ū переходит в [ы]); дат. п. * m ъ r k - ū - ī -мъркови (ū расщепляется на [ов] перед гласным). Однако в более поздние времена одни слова этой группы восстановили основу на –овь в им. п., другие приняли окончание -а.
Ученые обратили внимание на то, что распределение слов по этим типам
склонения не было связано с их родовой отнесенностью. Считается, что
С течением времени в индоевропейском языке развилась
категория рода. Предполагают, что это относительно новая,
позже появившаяся категория. Все существительные принадлежали к
одному из трех родов – мужскому, женскому или среднему (в том числе
и существительные Pluralia tantum –
сани, ворота и под., у которых в современном языке род не
определяется). Мышление древнего человека одушевляло окружающие его
предметы а продуктивные типы пополнялись словами из других групп.
Одним из первых исчез тип склонения на
ŭ-основу. Он был
непродуктивен, по нему изменялось небольшое количество слов, а по
внешнему виду эти слова совпадали с твердой разновидностью
ŏ- основ:
медъ, сынъ – столъ, градъ. Слова на
ῐ-основы совпали с мягкой
разновидностью ŏ-
основ: конь, кънязь – тьсть, гоусь, голоубь. В результате мы
получили большую группу слов, которые изменяются по 2 типу
склонения в современном языке. Однако часть слов с
ῐ-основами изменила
категорию рода (печать, степень, ступень) и примкнула к
словам типа печь, мышь, кость. Так же очень рано началось разрушение склонения существительных
с основой на согласный. Такие слова, как котенокъ, щенокъ,
камень, огнь, ремень, небо, слово, стали склоняться, как
слова с ŏ-
основами. Слова мать, дочь, цьрковь, морковь, свекровь и
под. примкнули к склонению на ῐ-основу,
а слова буква, тыква, свекла и под. перешли в систему
склонения слов к разносклоняемым. Таким образом, в результате унификации 5 (6) типов склонений образовались 3 продуктивных типа и группа разносклоняемых существительных. Также следует отметить, что уже в историческую эпоху был утрачен звательный падеж (он совпал с именительным), хотя рефлексы звательного сохранились до сих пор: боже мой!, господи!, отче наш, «Чего тебе надобно, старче?» и пр. Надо сказать, что язык почувствовал недостаток звательного падежа и в устной речи стали образовываться особые звательные формы: мам!, Саш!, Вась, а Вась! (усеченные формы) или мáмá, Сáшá (равноударные формы).
В современном языке мы выделяем лексико-грамматический разряд одушевленности/неодушевленности[2] у имен существительных. И мы также не можем сейчас логично объяснить, почему слова мертвец, покойник, кукла являются одушевленными, а трава, дерево, дуб – неодушевленными. Вероятно, менталитет древнего человека по-иному категоризировал предметы и явления окружающего его мира. Формальное различие существительных одушевленных /неодушевленных проходило уже в письменный период (хотя зачатки противопоставления относят еще
к праславянскому периоду). Тем не менее, судя по древнерусским
памятникам письменности, сначала форма соотношения род. – вин. п.
установилась для имен собственных: и посла къ нимъ сынъ свои
Свѧтослава
– нарицательное сынъ стоит в вин. пад., совпадающем с
им., [1] [u] расщепилось на [ов] по закону открытого слога. [2] Некоторые лингвисты считают одушевленность/неодушевленность грамматической категорией.
|