3. ЗАКОН ОТКРЫТОГО СЛОГА И ЗАКОН СИНГАРМОНИЗМА
В индоевропейском языке и древнем праславянском существовали слоги
различного типа: *tat , *sta
, *tr̥
*at , *ta, *a
и пр. 1) отпали конечные согласные в слоге, например, в этимологически родственных словах:
*p l
ŏ // d-
ŏ
-
* p l
ĕ 2) произошла монофтонгизация дифтонгов:
*p o n // t
- ῐ 3) произошло расщепление начального [*ū] на [во], [вы]: * ūd - ā – вода ( ср. родств. англ. water, греч. udor «вода»); * ūd - r- ā – выдра; 4) произошло расщепление срединного [*ū] перед гласным на [ов], [эв], [ав], [ыв], ср. распадение гнезда родственных слов: *s l ū - t i – с л ы т и; * s l ū - ch- ŏ –s – с л ѹ х ъ; * s l ū – ā – с л а в а; * s l ū - ŏ – с л о в о.
Это явление закрепилось в современном русском языке в глагольных
основах и вызывает некоторые затруднения учащихся: кую – ковать,
жую – жевать, обосную - обосновать (в этих словах [*ū]
относится к корню), верую – веровать, воюю – воевать (
здесь [*ū]
является суффиксом); Расщепление [u]
мы наблюдаем даже в поздних заимствованиях, когда действие
закона открытого слога закончилось: по аналогии изменяются формы
глаголов командую – командовать, танцую – танцевать,
стартую – стартовать и пр.; обращаем внимание школьников на
то, 5) упрощаются группы согласных на стыке морфем (недопустимые сочетания превращаются в допустимые при помощи ассимилятивно-диссимилятивных изменений): *m ĕ t - t ῑ – мести (ср.: мету); *g r ĕ b - t ῑ – грести (ср.: гребу); в просторечной форме гребсти произошло выравнивание основы.
В результате действия закона открытого слога существенно изменилась морфемная структура многих слов, распались гнезда родственных слов, разрушились мотивационные словообразовательные связи; изменилась система окончаний всех частей речи, славянские языки по морфологической и фонетической структуре стали сильно отличаться от других индоевропейских языков.
Способствовал этим изменениям и другой закон, действовавший еще
Вопросы для повторения и закрепления изученного
1. Каковы результаты действия закона открытого слова? 2. Какие из перечисленных результатов можно использовать для исторического комментария в начальной школе? 3. В чем суть закона сингармонизма?
|