1. Модальные и формальные типы простого предложения

Модальные показатели характеризуют предложение как высказывание, а формальные демонстрируют, как это высказывание оформлено.[1]

Модальные виды предложения

Модальными значениями предложения являются целеустановка, эмоциональная окраска и наличие/отсутствие связи между понятиями в предложении.

1. По целеустановке (или по цели высказывания) выделяют предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо факте, явлении, событии и утверждение о наличии/отсутствии у предмета (в широком смысле) того или иного признака (действия). Напр.: День был теплый; Скоро рассвет; Осень наступила.

Для повествовательных предложений характерна интонация сообщения (логическое ударение на определенном слове или группе слов) и интонация завершения, то есть понижение тона голоса в конце предложения.

Вопросительные предложения служат для выражения содержащихся в них вопросов. Для вопросительных предложений характерна особая интонация вопроса: интонационно выделяется именно то слово, на которое ориентирован вопрос.

Вопросительное предложение можно построить только при помощи интонации (напр.: Мы сегодня дежурим?) или при помощи вопросительных частиц разве, неужели, ли (напр.: Разве мы сегодня дежурим? Я ль на свете всех белее, всех румяней и милее?). На такие вопросы можно ответить односложно — ДА или НЕТ. Развернутого ответа требуют вопросы, построенные при помощи вопросительных местоимений и наречий кто, что, какой, который, где, куда, когда и пр.

Напр.: Который час? — Без четверти шесть;

   Когда приедет сестра? — Завтра утром.

Все приведенные примеры — это собственно-вопросительные предложения, то есть вопросы, требующие ответа. Существуют также несобственно-вопросительные предложения, вопросительные только по форме, а по целеустановке иные:

1) вопросительно-побудительные — предложения, содержащие побуждение к действию в форме вопроса.

Напр.: Не сходить ли тебе к врачу? (пожелание, совет);

Не поможешь ли ты мне? (просьба);

Зачем ты открыл окно?! (требование прекратить действие).

2) вопросительно-повествовательные — предложения, которые в форме вопроса содержат скрытое утверждение или скрытое отрицание.

Напр.: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (П.) (скрытое утверждение);

В корыте много ли корысти? (П.) (скрытое отрицание).

Такие предложения традиционно называют риторическими вопросами.

Побудительные (повелительные) предложения выражают различные оттенки волеизъявления — от приказа до просьбы. Для них характерна особая интонация повелительности.

Основные формы повелительности:

1. Повелительное наклонение глагола.

Напр.: Молчи!; Сидите смирно; Пусть он позвонит мне; Давай пойдем в кино.

2. Сослагательное наклонение глагола с особой интонацией, выражающей просьбу, совет.

Напр.: Вы бы здесь не курили; Сходил бы ты к врачу.

3. Инфинитив с особой интонацией приказа.

Напр.: Не шуметь!; Стоять!; Это напечатать к вечеру.

4. Будущее простое глагола с интонацией приказа.

Напр.: Вы все прихîдите на субботник к 4-м часам!;

Принесете реферат завтра.

5. Вопросительно-побудительные предложения выражают деликатную или нерешительную просьбу.

Напр.: Вы не поможете мне открыть этот замок?;

Не взять ли тебе отпуск?

6. Различные односоставные и неполные предложения с интонацией повелительности.

Напр.: Вперед!; Врача!; Прочь!; Тишина!; В атаку!

2. По эмоциональной окрашенности предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные предложения выражают повышенную экспрессию: радость, огорчение, ужас, восторг, удивление и пр. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Для таких предложений характерна особая интонация: тон голоса высокий и напряженный. Помимо интонации, для восклицательных предложений характерно употребление специальных восклицательных слов:

1) восклицательные местоимения и наречия какой, каков, сколько, насколько, как, куда и под. Напр.: Какой воздух!; Как хорошо!; Куда нам по-английски разоряться! (П.).

2) восклицательные частицы и междометия ну, ох, уж, что за, до чего, ба, увы, ах и под. Напр.: Что за уха!; Ох уж, эта Настя!; До чего хорошо кругом!

Невосклицательные предложения являются эмоционально нейтральными.

3. По наличию или отсутствию связи между понятиями выделяют предложения утвердительные и отрицательные.

При наличии связи между понятиями происходит утверждение, напр.: Сирень цветет; Он был молод и красив. При отсутствии такой связи высказывание называют отрицательным: Сирень не цветет; Он не был ни молод, ни красив. Формальным показателем отрицания является наличие отрицательных частиц НЕ и НИ. Однако эти частицы могут употребляться и в утвердительных предложениях:

1) при наличии двух отрицаний. Напр.: Нельзя не похвалить за прилежание; Я не мог не признать его правоты;

2) в вопросительно-повествовательных предложениях НЕ — показатель утверждения, а ее отсутствие — показатель скрытого отрицания. Напр.: Какой учитель не мечтал об этом? (предложение утвердительное); Разве такое забудешь? (предложение отрицательное).

Формальные типы простого предложения

1. По наличию одного или двух главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных присутствуют оба главных члена — подлежащее и сказуемое, а в односоставных — один главный член. Напр.: Наконец пошел дождь; Мы решили отдохнуть у бабушки в деревне — двусоставные; Звонят; Не хлопать дверью!; Вот и дождь; Тихо!; Можно войти? — односоставные.

2. По наличию или отсутствию в предложении главных и второстепенных членов предложения выделяют предложения распространенные и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из грамматической основы: Лето; Светит солнце; Тепло. В распространенных предложениях наличествует хотя бы один второстепенный член: Ласково светит солнце; Очень тепло.

3. По полноте словесного выражения мысли выделяют предложения полные и неполные.

Полными считаются предложения, в которых все синтаксические позиции замещены и для понимания смысла не требуются дополнительные языковые или внеязыковые средства.

Напр.: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

Сильвио стал в него прицеливаться;

Вот хороший выстрел (П.).

Эти предложения выражают законченную мысль и не требуют никаких дополнений для понимания смысла.

Неполные предложения — это синтаксические конструкции с незамещенными позициями: в них опущены значимые для понимания смысла высказывания члены предложения. Изолированно, вне контекста, такие предложения непонятны и служат для выражения мысли только в конкретном речевом акте. Восстановить опущенные члены предложения можно,   опираясь либо на предшествующий контекст, либо на ситуацию речи, знакомую всем ее участникам, либо на внутренний контекст, мысль, выраженную в самом предложении. Соответственно выделяют 3 основных типа неполных предложений:

1) контекстуальные — неполные предложения, для понимания которых требуется внешний контекст, на основе которого восстанавливаются опущенные члены предложения. Контекстуально неполные предложения встречаются в художественных произведениях, чаще всего в диалогах.

Напр.: «Неужто ты влюблен в меньшую?» — «А что?» (неполн.) — «Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт...»;

«Так ты женат! Не знал я ране. (неполн.) Давно ли? (неполн.)» — «Около двух лет. (неполн.)» — «На ком?» (неполн.) — «На Лариной». (неполн.) (П.) и т.д.

2) конситуативные — неполные предложения, для понимания которых требуется знание ситуации, в которой осуществляется речевой акт: где происходит общение, в окружении каких предметов и т.п. Конситуативно неполные предложения — принадлежность устной речи, поэтому большую роль в понимании смысла высказывания играют невербальные средства общения (жесты, мимика), интонация, общий опыт говорящих.

Напр.: (в магазине:) — Покажите мне ту! (книгу);

(разговор друзей): — Ну что? Получил? — Нет еще. Что-то тянут (речь идет о получении водительских прав; без знания ситуации речи диалог понять трудно);

3) эллиптические — условно можно отнести к неполным предложениям, так как, хотя один из членов предложения опущен, смысл высказывания понятен за счет внутреннего контекста: опущенный член предложения восстанавливается на основе самого же предложения. Напр.: Пятый «А» мыл окна, а «Б» — лестницу. Чаще всего опускаются глаголы движения или говорения: А он в дверь, и нет его!; И ни слова в ответ. Эллиптические предложения распространены, в основном, в разговорной речи.

Следует отметить, что односоставные предложения традиционно считаются полными.

4. По возможности определения членов предложения выделяют предложения членимые и нечленимые.

Членимые — это несущие определенную информацию предложения, в которых можно выделить предикативную основу и второстепенные члены.

В нечленимых конструкциях предикативной основы нет, и поэтому предложениями их называют условно. Невозможно отнести к разряду каких-либо членов предложения компоненты высказываний типа Спасибо; Да ну?!; Нет; Батюшки мои!; Ах! и т.п. Нечленимые предложения представляют собой нерасчлененные высказывания, выражающие в целом волеизъявление говорящего, его эмоции, отношение к действительности, оценку событий.

Выделяют 4 типа нечленимых предложений:

1) междометные предложения выражаются разного рода междометиями: Ай!; Ну и ну!; Ура!

Такие конструкции отражают различные эмоции или побуждают к выполнению определенных действий: Увы!; Ба!; Неужели?!; На! (=возьми!); Брысь!; Но!; Кис-кис;

2) предложения согласия/несогласия. Основные формы «ДА», «НЕТ» и их модификации: Так точно; Ага; Никак нет; Конечно; Никогда! (в значении отказа) и т.д.;

3) этикетные предложения выражают приветствия,     прощание, благодарность и пр.: Спасибо; Благодарю вас; Здравствуйте!; До свидания; Извините; Пожалуйста! и под.;

4) вокативные предложения — это имена собственные, произносимые с особой интонацией, передающей эмоции говорящего: радость, укор, восхищение, удивление и пр. Кроме того, вокативные предложения могут побуждать собеседника к действию.         Смысл предложения определяется ситуацией речи. Например, коту, запустившему когти в диван, строго говорят: «Вася!», — что является отнюдь не обращением, в требованием прекратить начатые действия. Или на дне рождения, получив подарок, именинник восклицает: «Сергей Иваныч, друг ты мой!» — что является выражением самых добрых дружеских чувств.

Кроме того,   к нечленимым примыкают предложения, превратившиеся в застывшие фразеологизмы: Какой ужас!; То-то и оно!; А то как же!; Боже мой! и под.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1.Определите модальные характеристики предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию связи между понятиями.

Пример:         Увы, на разные забавы я много жизни погубил! — предложение повествовательное, восклицательное, утвердительное.

                        Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? — предложение вопросительное, невосклицательное, утвердительное.

 

1.В то время воспитывались мы не по-нонешнему.

2. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.

3. Петруша в Петербург не поедет.

4. Чему научится он, служа в Петербурге?

5.Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.

6. Записан в гвардии!

7.Где его пашпорт?

8.Подай его сюда.

9. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув на меня.

10.«Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его...»

11. Я не мог не подивиться странному стечению обстоятельств...

12. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.

 

2. Определите формальные типы предложений: односоставные/двусоставные, распространенные/нераспространенные, полные/неполные, членимые/нечленимые.

Пример:         «Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху. — Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой.

1) Прощай, прощай, матушка! — предложение нечленимое.

2) Сказал комендант, обняв свою старуху — предложение двусоставное, распространенное (распространено обособленным обстоятельством), неполное («сказал» — информативно недостаточный глагол, требующий распространения: сказал что? о чем?), членимое.

3) Ну, довольно! — предложение односоставное (главный член — сказуемое), нераспространенное, неполное (для понимания смысла высказывания необходимо знать ситуацию речи), членимое.

4) Ступайте, ступайте домой — предложение односоставное, распространенное, полное, членимое.

1.«Да! — сказал он с веселым видом. — Я воюю хоть куда; Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?»

2. Хвастливость разбойника показалась мне забавна...

3. ...Ребята мои умничают.

4.Они воры.

5.Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

6. «То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?»

7. Пугачев горько усмехнулся.

8. «Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться...»

9. Авось и удастся!

10. Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

 

3.Из текста выпишите все простые предложения (разбивая сложные на простые) и проведите их полный синтаксический анализ по схеме: I. Модальные характеристики: 1) по цели высказывания, 2) по эмоциональной окраске, 3) по наличию связи между понятиями; II. Формальные характеристики: 1) по количеству главных членов, 2) по наличию второстепенных членов, 3) по полноте словесного выражения мысли, 4) по возможности выделить члены предложения, 5) по наличию осложняющих элементов (осложняющими элементами предложения считаем конструкции, не входящие в синтаксическую структуру, т.е. не являющиеся членами предложения: обращения, вводные и вставные компоненты, междометия).

ПРИМЕР:      Товарищ, верь: взойдет она, / звезда пленительного счастья, / Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовластья / Напишут наши имена! (П.)

1) Товарищ, верь! — предложение простое: I.1) побудительное, 2) восклицательное, 3) утвердительное; II. 1) односоставное (определенно-личное), 2) нераспространенное, 3) неполное, 4) членимое, 5) осложнено обращением;

2) Взойдет она, звезда пленительного счастья! — предложение простое: I. 1) повествовательное, 2) восклицательное, 3) утвердительное; II. 1) двусоставное, 2) распространенное (распространено обособленным приложением), 3) полное 4) членимое, 5) не осложнено;

3) Россия вспрянет ото сна! — предложение простое: I. 1) повествовательное, 2) восклицательное, 3) утвердительное; II. 1) двусоставное, 2) распространенное, 3) полное, 4) членимое, 5) не осложнено.

4) И на обломках самовластья напишут наши имена! — предложение простое: I. 1) повествовательное, 2) восклицательное, 3) утвердительное; II. 1) односоставное (неопределенно-личное), 2) распространенное, 3) полное, 4) членимое, 5) не осложнено.

 

1. Зачем он в то же утро не сказал мне о том ни слова?

2. «Француз застращал его, ваше превосходительство, — отвечал исправник, — и взял с него клятву молчать...»

3. «Вранье, — решил Кирила Петрович. — Сейчас я все выведу на чистую воду».

4. «Где же учитель?» — спросил он у вошедшего слуги.

5. «Нигде не найдут-с», — отвечал слуга.

6. «Так сыскать его! — закричал Троекуров, начинающий сумневаться.

7. Покажи мне твои хваленые приметы.

8. Марья Кирилловна была ни жива ни мертва.

9. «Ты бледна, Маша, — заметил ей отец, — тебя перепугали».

10. «Нет, папенька, — ответила Маша. — У меня голова болит».

11. Поди, Маша, в свою комнату и не беспокойся.

12. Между тем француза не находили.

13. Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале, грозно насвистывая «Гром победы раздавайся»[2]

 


 

[1]     На этом основании термины «предложение» и «высказывание» используются как синонимы, особенно в школьной практике.

 

[2]      Все тексты раздела взяты из произведений А.С.Пушкина.