Заключение

    Матрица культурных установок того или иного социума всегда представляет собой систему неких артикулируемых и скрытых, не явленных смыслов, формирующихся в контексте исторического бытия того или иного социума и одновременно трансформирующих его. Процесс изменений культурного кода, трансформации культурных установок социальных страт, составляющих общество, включая воинские сословия, всегда изоморфен его исторической динамике. Анализируя культурный комплекс воинского сословия западноевропейской средневековой цивилизации, авторы пособия стремились отследить общие векторы его изменений в органичной взаимосвязи с менявшимися реалиями социальной жизни. Подобно тому, как динамичен был процесс обновления системы общественного разделения труда на латинском Западе, динамично менялась и картина культурных установок. Ее опорными линиями, как сказал бы Ж. Ле Гофф, являлись нарастающий быстрыми (относительно других традиционных обществ) индивидуализм, десакрализация мировидения, рационализация, подавление аффективной сферы или процесс оцивилизовывания индивида и общества. При этом надо учитывать специфику данных процессов в средневековую эпоху. Процесс обретения индивидом свободы, приращения рациональной оснастки, овладения своими аффектами настолько сложен, многолик и относителен, что точнее будет говорить, как это делал С.С. Аверинцев, о переходе «от некоторой несвободы к некоторой свободе», с соответствующими поправками и на другие процессы, чтобы не впасть в модернизацию.
Отдавая отчет, что каждая культура любого общества самоценна, не разделяя европоцентристских установок, авторы полагают, что опорные динамические линии картины культуры воинских сословий средневекового Запада в формате «большого времени» вполне коррелируются с тем, что Западная Европа не случайно стала колыбелью гуманизма, родиной Просвещения и научной революции. Именно она вплоть до новейшего времени являла собой и эталон цивилизованности для других стран. Культурная прививка этого феномена для многих других стран явилась значимым фактором их последующего развития, следы ее в опосредованном выражении обнаруживаются и в современном культурном фонде.