Варвар и женщина
В систему означенных смысловых понятий органично вписывается и отношение
варваров к женщинам, любви, браку. С одной стороны, чувственная сторона любви не
могла не доминировать в мироощущении варвара. Самому сильному воину доставалась
не только лучшая часть "неживой" добычи, но и "живой". С другой стороны,
чувственный аспект отношения к женщине был тесно взаимосвязан со знаковым.
Обладание самой красивой, а тем более, знатной женщиной, поднимало престиж воина
в его собственных глазах и, главным образом, в глазах окружающих.
Неудивительно поэтому, что нередко варварские вожди поступали так, как,
например, Гейзерих, конунг вандалов, захвативший Рим в 455 г. Вместе с огромной
добычей он уводит с собой вдову Валентиниана III Евдоксию и его дочерей Евдокию
и Галлу Плацидию.
Тацит сообщает, что германцы до такой степени ценят своих женщин, что крепче
бывают связаны своими обязательствами те племена, которые вынуждены в числе
заложников отдавать также и знатных женщин.
Характерна история сватовства Меровинга Хильперика к вестготской принцессе
Галсвинте, рассказанная Григорием Турским. Соперничество с братом, конунгом
Сигибертом, имевшим, в отличие от него, женой не простолюдинку, а «девушку
тонкого воспитания, красивую, хорошего нрава, благородную…», побудило Хильперика
посвататься ко второй дочери вестготского короля. Сватовство и последующая
женитьба Хильперика на Галсвинте завершились тем, что в конечном итоге
чувственность победила ценности социокультурного порядка: конунг вернулся к
бывшей своей наложнице Фредегонде, тайно приказав удушить опостылевшую жену.
Случай, нередкий в варварском мире. Однако следует подчеркнуть, что
прямолинейная чувственность перестала быть единственной определяющей компонентой
отношения варвара к женщине. Знатность рода, династические связи, верность
слову, все то, что цементировало социокультурный каркас отношений, постепенно
теснило природную данность и оцивилизовывало германское общество.
Сплав мотивов воинского могущества, удачливости, проявляющейся на поле брани и в
добыче, богатстве, с мотивами любовного поведения особенно ярко проявляется в
древнегерманском обычае «утреннего дара». После первой брачной ночи муж
преподносил новобрачной при пробуждении какое-нибудь приношение. Подарки эти
могли быть весьма различными по своему характеру и ценности. Иногда это были
деньги, иногда - какая-либо ценная вещь, иногда - упряжка быков или лошадей. В
качестве дара могла быть пожалована и земля. Например, уже упоминавшийся
Хильперик пообещал в качестве утреннего дара невесте города Лимож, Кагор, Бордо,
Беарн и Бигорр с их территориями. Чем могущественнее был варвар, тем
значительнее был его утренний дар жене, тем сильнее этот дар сигнализировал о
знаковой стороне любовных отношений.
Как и всякое богатство, утренний дар мог явиться и причиной распри, а то и
войны, как это случилось в истории с даром Хильперика Галсвинте. Вообще
источником борьбы, причиной вражды культурные тексты эпохи нередко называют
богатство и женщин.