Богатство в варварском сознании
Последствием этого стала и некоторая
переоценка ценностей - престиж военной добычи, почетность ратного дела стали
усиливаться. Все чаще в культурных текстах мы сталкиваемся с темой добычи
сокровища и раздоров, порожденных им.
Богатство, в разных его обличиях – дорогое оружие, кольца, хорошие кони – один
из постоянных мотивов, определяющих поведение варвара и его систему ценностей.
Богатство – это знак силы, могущества, удачи. Его сакральный характер особенно
рельефно высвечивается в тех «захороненных» сокровищах и кладах, которые
археологи до сих пор находят на дне озер, торфяных болот и тому подобных мест.
Нередко способ, которым были запрятаны подобные клады, исключает возможность
воспользоваться ими в будущем даже для самого хозяина. Яркий тому пример в
литературной традиции – клад Нибелунгов, схороненный владыками бургундов на дне
Рейна.
Вместе с тем, богатство имело не только знаковый смысл, связанный с
самоутверждением человека. Оно было и вполне реальным средством привлечения
союзников, членов комитата. Недаром устойчивым клише германского эпоса является
термин «кольцедаритель», используемый в качестве эпитета для конунга.
В поэме "Беовульф", после гибели главного героя в битве с драконом, его соратник,
упрекая предавшую своего вождя дружину, говорит, что Беовульф напрасно одаривал
их мечами и доспехами - в сражении они не пришли ему на выручку. Отныне,
предрекает он, воинам не будет ни даров, ни пиров, и наследные наделы будут ими
утрачены.
Однако оценки добытого богатства в текстах эпохи амбивалентны. С одной стороны,
приобретенное в результате воинских подвигов золото - символ мощи и
значительности его обладателя. С другой стороны сокровища - источник
нескончаемого зла и бедствий. Мотив "проклятого клада", губительного для всех,
кто его добудет - один из самых ярких в германской поэзии. Таково золото дракона
Фафнира, убитого Сигурдом, таков клад, который ценой своей жизни добывает
Беовульф.
Варварское сознание фиксирует в культурных текстах причины родовой вражды,
которая, как правило, оборачивается трагедией, и источник борьбы - нередко
золото.
Снорри в "Саге об Инглингах" рассказывает, как при одном из потомков Одина,
конунге Висбуре, начались распри в роду Инглингов. Висбур оставил свою жену с
двумя сыновьями и взял себе другую. Когда его сыновья выросли, они потребовали
возвратить ожерелье, которое он при женитьбе на их матери дал ей в качестве
брачного дара. Получив отказ, братья пригрозили Висбуру, что это ожерелье будет
причиной смерти "лучшего человека в его роду". Задумав отцеубийство, они
обратились за помощью к вёльве (пророчице) Хульд. Она ответила им, что может
наколдовать гибель Висбура, однако предостерегла: впредь убийство будет
постоянно совершаться в роду Инглингов. Братья согласились на это. Собрав войско,
они ночью напали на ничего не подозревающего отца и сожгли его в собственном
доме.
Распадение родовых связей переживается очень тяжело, оно окрашивает и космогонию.
В "Прорицании вёльвы", где излагается миф о создании мира и его гибели, одна из
основных причин зла - братоубийственная вражда.
Вёльва предрекает:
… все я провижу
судьбы могучих павших богов.
Братья начнут биться друг с другом
Родичи близкие в распрях погибнут
Тягостно в мире, великий блуд,
Век мечей и секир, треснут щиты,
Век бурь и волков до гибели мира,
Щадить человек человека не станет.
Итак, стремление к богатству, к могуществу и, вследствие этого, нарушение
запрета на вражду с сородичами - зло, которое подрывает мир.