Лекция 2

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

2.1. Принцип развития в психологии

В психологии существует несколько методологических принци­пов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них яв­ляются принципы детерминизма, системности и развития. Прин­цип развития - ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратить­ся к анализу роли и способов влияния принципа развития, необхо­димо кратко остановиться на описании двух других методологи­ческих принципов и их места в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв­ления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, кото­рая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существо­вало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер­минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ческой природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основа­теля ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ас­социации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах фор­мируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголос­ки механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую признавали многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкреп­ление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биоло­гический детерминизм, который возник с появлением теории эво­люции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем ус­ловиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления при­нимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психо­логическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понима­ния цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща само­му содержанию души, психики конкретного живого существа и оп­ределяет его стремление к самовыражению и самореализации - в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие про­цесс становления личности. Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психи­ки, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духов­ных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологи­ческий детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, про­исходящие в душе, могут быть направлены не только на приспо­собление к среде, но и на противостояние ей - в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благода­ря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерми­низма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет дли­тельную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов - ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), по­явился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части слож­ной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяс­нял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отде­лов могут компенсироваться нормальной работой других (напри­мер, плохой слух - развитием тактильных или вибрационных ощу­щений).

Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психи­ки предполагает ее активность, так как только в этом случае воз­можна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понима­нии психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хо­лизма», так как каждая психическая система (прежде всего, есте­ственно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития, который утвержает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­более распространенных психологических методов относится имен­но генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо­логию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяет­ся вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Анг­лийский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития пси­хики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика чело­века есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни - ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание <->  поведение,

ощущение <->  рефлекс,

чувства <->  инстинкт,

память<->  навык,

разум <->  волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное зна­чение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низ­шим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­гии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики - филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие пси­хики в процессе становления человеческого рода и в процессе жиз­ни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име­ют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сход­ство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории река­питуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ществует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще про­падать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживае­мое при сравнительном анализе процессов познавательного разви­тия, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких де­тей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э.Клапаред, П.П.Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления пси­хики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческо­го рода и развитии отдельного человека.