1. Содержание семинарских занятий и методические рекомендации для студентов
Семинар 1. Предмет и методы педагогической психологии
3. Психолого-педагогический эксперимент 4. Формирующий эксперимент. Этапы формирующего эксперимента 5. Беседа и её возможности в психолого-педагогической практике
Литература:
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544с.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Зинченко В.П. «К проблеме объективного метода в психологии»; Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология»; Якиманская И.С. «Предмет и методы современной педагогической психологии»): · предмет педагогической психологии; · методы психологии в изучении субъективных характеристик; · основные направления исследований в области педагогической психологии. По 2-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»): · внешнее наблюдение, его задачи и основные требования к проведению; · самонаблюдение, его задачи и значение; · использование наблюдения в педагогической деятельности. По 3-му вопросу (Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»; Лазурский А.Ф. «О естественном эксперименте»): · основные особенности эксперимента; · естественный эксперимент, его достоинства; · психолого-педагогический эксперимент. По 4-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гальперин П.Я. «Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления»): · сущность формирующего эксперимента; · этапы формирующего эксперимента. По 5-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология: Логические схемы»): · сущность метода беседы; · применение беседы в педагогической практике.
Семинар 2. Проблема соотношения обучения и развития. Психологическое обоснование теорий обучения
Литература:
7. Матюшкин А.А. Теоретические вопросы проблемного обучения / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 395-401.
10. Талызина Н.Ф. Закономерности процесса усвоения / Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте»): · соотношение процессов обучения и развития; · понятие «зоны ближайшего развития» по Л.С. Выготскому. По 2-му вопросу (Гальперин П.Я. «Теория поэтапного формирования умственных действий»; Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»)
По 3-му вопросу (Матюшкин А.А. «Теоретические вопросы проблемного обучения»; Назаретова А.В. «Что такое креативность и как её развивать на уроках»; Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя»; Роджерс К. «Фасилитация творчества»): · сущность проблемного обучения; · понятие проблемной ситуации в обучении; · типы проблемных ситуаций; · пути постановки проблемы учителем на уроке. По 4-му вопросу (Бабанский Ю.К. «Личностный фактор оптимизации обучения»; Хасан Б.И, Сергоманов П.А. «Ситуация обучения как продуктивный конфликт»; Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»): · проблема управления процессом обучения; · условия оптимизации процесса обучения; · ситуация успеха учащихся и учителя в совместной деятельности. По 5-му вопросу (Давыдов В.В. «Особенности реализации содержательного обобщения в обучении»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»):
Семинар 3 − 4. Психологическая сущность и структура учебной деятельности
1. Характеристика учебной деятельности. 2. Структура учебной деятельности: 2.1 Системная организация учебной мотивации 2.2 Общедеятельностные и специфические учебные действия 2.3 Учебная задача 2.4 Функции контроля в обучении 2.5 Роль оценки в учебной деятельности 3. Психологические механизмы формирования личности школьника. 4. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Литература: 1. Ананьев В.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: «Академия», 1998. – С. 68-80. 2. Божович Л.И. О мотивации учения / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 88- 91. 3. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 56- 59. 4. Давыдов В.В., Слободчиков В.К., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4. 5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – 512с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н /Д, 1997. 7. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 91- 93. 8. Менчинская Н.Л. Проблемы учения и развития / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. с. 253-269. 9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. – С. 120-150, 165-175. 10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с. 11. Чистяков Г.Д. Понимание и усвоение знаний / Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. – С.93-105.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Гамезо М.В. и др. «Возрастная и педагогическая психология»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»; Менчинская Н.Л. «Проблемы учения и развития»; Чистяков Г.Д. «Понимание и усвоение знаний»; Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. «Психология усвоения знаний в школе»):
По 2-му вопросу (Ананьев Б.Г. «Психологическая ситуация оценки на уроке в классе»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»; Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя»; Давыдов В.В. «Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности»): · системная организация учебной мотивации; · учебные действия, их виды; · учебная задача, её виды, требования к учебной задаче; · контроль в обучении; · оценка и её роль в учебной деятельности. По 3-му вопросу (Божович Л.И. «О мотивации учения»; Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»): · формирование «внутренней позиции школьника» в процессе учебной деятельности; · изменения учебной мотивации в процессе учебной деятельности. По 4-му вопросу (Давыдов В.В., Слободчиков В.К., Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности»):
Семинар 5. Психологическая сущность воспитания и самовоспитания
Литература: 1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – 233с. 2. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции // Вопросы психологии. № 2. 1990. с.43-50. 3. Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 87-93. 4. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. с. 148-155. 5. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 272- 278. 6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. – С.69-75. 7. Психология воспитания / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1995. – 152с. 8. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3. 9. Рубинштейн С. Л. Психологическая наука и дело воспитания / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. – С.340-345. 10. Селиванов В.И., Гаврилова С.А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности // Психологический журнал. 1991. № 5. т. 12. с. 44-51. 11. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153. 12. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995 - №2. – С.31-41.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Рубинштейн С.Л. «Психологическая наука и дело воспитания»; Вербова К.В., Кондратьева С.В. «Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции»): · педагогическая фасилитация; · перцептивные способности учителя; · психологическая культура учителя. По 2-му вопросу (Иващенко Ф.И. «Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности»; «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности»; Надирашвили Ш.А. «Психолого-педагогические вопросы воспитания»; Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя»): · воспитание и его закономерности; · переход «внешнего во внутреннее» в процессе воспитания; · сущность индивидуального подхода к учащимся; · пути повышения ответственности учащихся. По 3-му вопросу (Селиванов В.И., Гаврилова С.А. «Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности»; Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности»; Маркова А.К. «Психология труда учителя»): · воспитанность и воспитуемость школьников; · развитие воли у учащихся в процессе воспитания; · самоконтроль, пути его повышения у школьников; · рефлексия школьника как основа самовоспитания и саморазвития; По 4-му вопросу (Резниченко М.А. «Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы»): · понятие самооценки; · виды самооценки; · значение самооценки в формировании личности школьника. По 5-му вопросу (Якиманская И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»; «Психология воспитания» / Под ред. А.В. Петровского):
Семинар 6. Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения
1. Психологическая готовность к школьному обучению. Объективные и субъективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника. 2. Система мотивов учебной деятельности. 3. Роль социальных мотивов в познавательной деятельности школьника. 4. Интеллектуальная пассивность учащихся. Помощь школьникам при трудностях в учении. 5. Повышение интереса к учению через понимание смысла учения.
Литература: 1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка Хрестоматия по психологии. Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4. 3. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 272- 278. 4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. 5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990. 6. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 45-52. 7. Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997 8. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153. 9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практ. пособие. – М.:Айрис-пресс,2006. – 256с. 10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 320с.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Сидоров К.Р. «Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников»; Липкина А.И. «Как формировать и изменять самооценку»; Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности»; Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. / Под ред. И.В. Дубровиной): · понятие психологической готовности к обучению, виды и критерии готовности; · субъективные и объективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника; · роль самооценки в формировании отношения к учению; По 2, 3-му вопросам (Орлова Л.В. «Интеллектуально пассивные учащиеся»; Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»; Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка; психологическая помощь при трудностях в учении / Практическая психология в образовании. / Под ред. И.В. Дубровиной ): · условия, необходимые для поддержания и дальнейшего развития познавательной мотивации школьника; · интеллектуальная пассивность учащихся, ее проявления. По 4, 5-му вопросам (Маркова А.К. «Формирование мотивации учения»; Маркова А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»): · основные направления деятельности учителя по формированию положительной мотивации к учению.
Семинар 7. Педагогическое общение
1. Общение учителя с учащимися на уроке как составная часть педагогической деятельности. 2. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе. 3. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии. 4. Гуманизация отношений в развивающем обучении.
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Кан-Калик В.А. «Психологические аспекты педагогического общения», Бостанджиева Т.М. «Психология педагогической продуктивности», Митина Л.М. «Психология труда и профессионального развития учителя»): · понятие педагогического общения; · общая характеристика процесса взаимодействия учителя с учащимися; · учитель как субъект педагогического общения; · педагогическая фасилитация. По 2-му вопросу (Каратаев А.А., Тамбовцева. «Индивидуальный стиль педагогического общения»; Маркова А.К. «Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя»; Рюмшина Л.И. «Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов», Мальковская Т.Н. «Учитель- ученик»): · понятие индивидуального стиля; · классификации стилей педагогического общения и деятельности; · основные черты различных индивидуальных стилей педагогического общения. По 3-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя с подростками»; Степанов В.Г. «Психология трудных школьников»): · общая характеристика затруднений в педагогическом общении; · основные области затруднений в педагогическом общении; · ошибки учителя в педагогическом общении; · понятие смыслового барьера между учителем и учеником. По 4-му вопросу (Амонашвили Л.И. «Установление гуманных отношений в процессе обучения»; Бодалев А.А. «Психологические условия гуманизации педагогического общения»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»): · общая характеристика учебного сотрудничества; · влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Семинар 8. Учитель как субъект педагогической деятельности
1. Место и функции учителя в современном обществе. 2. Педагогические способности учителя и их развитие. 3. Психологическая культура учителя. 4. Личностные качества учителя. Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя. 5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Литература: 1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. 2002. № 6. с. 66-71. 2. Выготский Л.С. Психология и учитель / Хрестоматия по педагогической психологии. Уч. пос. для студ.: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой.- М., 1995.- С.253-258. 3. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4. 4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах учителя / Хрестоматия по психологии. 1977. с. 487-493. 5. Горелова. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 20-29. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001. Ч.3. Гл.2. 7. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего учителя // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 57-67. 8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. 9. Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400с. 10. Шакуров Р. Психологическая перестройка трудного учителя // Народное образование. 1993. № 7-8.
|