1. Содержание семинарских занятий и  методические рекомендации  для студентов

 

 

Семинар 1.  Предмет и методы педагогической психологии

 

  1. Предмет педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии
  2. Наблюдение. Внешнее и включенное наблюдение

3.      Психолого-педагогический эксперимент

4.      Формирующий эксперимент. Этапы  формирующего эксперимента

5.      Беседа и её возможности в психолого-педагогической практике

 

Литература:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256с.
  2. Гальперин П.Я. «Метод срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч. пособие. М., 1999. Ч.1.  Гл.2. § 2.
  4. Зинченко В.П. К проблеме объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.
  5. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1918-1945). М., 1980.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.  Т.1.

7.      Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544с.

  1. Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. – 2006. - №6. – С.3-13.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Зинченко В.П. «К проблеме объективного метода в психологии»; Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология»; Якиманская И.С. «Предмет и методы современной педагогической психологии»):

·        предмет педагогической психологии;

·        методы психологии в изучении субъективных характеристик;

·        основные направления исследований в области педагогической психологии.

По 2-му  вопросу  (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»):

·        внешнее наблюдение, его задачи и основные требования к проведению;

·        самонаблюдение, его задачи и значение;

·        использование наблюдения в педагогической деятельности.

По 3-му  вопросу  (Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»; Лазурский А.Ф. «О естественном эксперименте»):

·        основные особенности эксперимента;

·        естественный эксперимент, его достоинства;

·        психолого-педагогический эксперимент.

По 4-му  вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гальперин П.Я. «Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления»):

·   сущность формирующего эксперимента;

·        этапы формирующего эксперимента.

По 5-му  вопросу  (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология: Логические схемы»):

·        сущность метода беседы;

·        применение беседы в педагогической практике.

 

Семинар 2. Проблема соотношения обучения и развития. Психологическое обоснование теорий обучения

 

  1. Проблема обучения и развития в психологии
  2. Теория поэтапного формирования умственных действий
  3. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении
  4. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразовательной школе
  5. Основы развивающего обучения

 

Литература:

  1. Бабанский Ю.К.Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. - 1981. -  № 1. 
  2. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. - С. 93-97. 
  3. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 377-383.
  4. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. с. 97-101. 
  5. Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 401-408.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. пособие. -  М.,  2005. - 384с.

7.      Матюшкин А.А. Теоретические вопросы проблемного обучения / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 395-401.

  1. Назаретова А.В. Что такое креативность и как её развивать на уроках // Образование. 2001. - № 6. -  С. 72-78. 
  2. Роджерс К. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. – 2007. - № 6.

10.  Талызина Н.Ф. Закономерности процесса усвоения / Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.

  1. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с.
  2. Хасан Б. И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. -  № 3. - С. 79-86.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу (Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте»):

·      соотношение процессов обучения и развития;

·      понятие «зоны ближайшего развития» по Л.С. Выготскому.

По 2-му  вопросу (Гальперин П.Я. «Теория поэтапного формирования умственных действий»; Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»)

  • закономерности и этапы усвоения знаний;
  • основные положения теории поэтапного формирования умственных действий;
  • особенности обучения, основанного на теории поэтапного формирования умственных действий;
  • этапы формирования умственных действий.

По 3-му  вопросу  (Матюшкин А.А. «Теоретические вопросы проблемного обучения»; Назаретова А.В. «Что такое креативность и как её развивать на уроках»; Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя»; Роджерс К. «Фасилитация творчества»):

·      сущность проблемного обучения;

·      понятие проблемной ситуации в обучении;

·      типы проблемных ситуаций;

·      пути постановки проблемы учителем  на уроке.

По 4-му  вопросу  (Бабанский Ю.К. «Личностный фактор оптимизации обучения»; Хасан Б.И, Сергоманов П.А. «Ситуация обучения как продуктивный конфликт»; Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»):

·      проблема управления процессом обучения;

·      условия оптимизации процесса обучения;

·      ситуация успеха учащихся и учителя в совместной деятельности.

По 5-му  вопросу (Давыдов В.В. «Особенности реализации содержательного обобщения в обучении»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»):

  • сущность развивающего обучения;
  • принципы развивающего обучения;
  • содержание процессов развития мышления в развивающем обучении.

 

Семинар   3 − 4.   Психологическая сущность и структура учебной деятельности

 

1.  Характеристика учебной деятельности.

2. Структура учебной деятельности:

2.1 Системная организация учебной мотивации

2.2 Общедеятельностные и специфические учебные действия

2.3 Учебная задача

2.4 Функции контроля в обучении

2.5 Роль оценки в учебной деятельности

3. Психологические механизмы формирования личности школьника.

4. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

Литература:

1.      Ананьев В.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: «Академия», 1998. – С. 68-80.

2.      Божович Л.И. О мотивации учения / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998.  С. 88- 91.

3.      Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998.  С. 56- 59.

4.      Давыдов В.В., Слободчиков В.К., Цукерман Г.А.  Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4.

5.      Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая  психология. – М., 2004. – 512с.

6.      Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н /Д, 1997.

7.      Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998.  С. 91- 93.

8.      Менчинская Н.Л. Проблемы учения и развития / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. с. 253-269.

9.      Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. – С. 120-150, 165-175.

10.  Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с.

11.  Чистяков Г.Д. Понимание и усвоение знаний / Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. – С.93-105.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу (Гамезо М.В. и др. «Возрастная и педагогическая  психология»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»; Менчинская Н.Л. «Проблемы учения и развития»; Чистяков Г.Д. «Понимание и усвоение знаний»;  Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. «Психология усвоения знаний в школе»):

  • общая характеристика учебной деятельности, ее содержание;
  • закономерности усвоения знаний.

По 2-му  вопросу (Ананьев Б.Г. «Психологическая ситуация оценки на уроке в классе»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»; Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя»; Давыдов В.В. «Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности»):

·         системная организация учебной мотивации;

·         учебные действия, их виды;

·         учебная задача, её виды, требования к учебной задаче;

·         контроль в обучении; 

·         оценка и её роль в учебной деятельности.

По 3-му  вопросу (Божович Л.И. «О мотивации учения»; Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»):

·        формирование «внутренней позиции школьника» в процессе учебной деятельности;

·        изменения учебной мотивации в процессе учебной деятельности.

По 4-му  вопросу  (Давыдов В.В.,  Слободчиков В.К., Цукерман Г.А.  «Младший школьник как субъект учебной деятельности»):

  • субъектные качества младшего школьника;
  • формирование самостоятельности в учебной деятельности.

 

Семинар 5.  Психологическая сущность воспитания и самовоспитания

 

  1. Значение психологических знаний и психических качеств учителя для реализации теории воспита­ния.
  2. Психологический смысл воспитания.
  3. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа.
  4. Самооценка школьника и её воспитательное значение.
  5. Личностно-ориентированный подход в обучении.

 

Литература:

1.      Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 1.  – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – 233с.

2.      Вербова К.В., Кондратьева С.В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции //  Вопросы психологии.  № 2. 1990. с.43-50.

3.      Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 87-93.

4.      Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности // Вопросы  психологии. 2000. № 4. с. 148-155.

5.      Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998.  С. 272- 278.

6.      Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. – С.69-75.

7.      Психология воспитания / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1995. – 152с.

8.      Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3. 

9.      Рубинштейн С. Л. Психологическая наука и дело воспитания / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.  – С.340-345.

10.  Селиванов В.И., Гаврилова С.А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности // Психологический журнал. 1991. № 5. т. 12. с. 44-51.

11.  Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153.

12.  Якиманская  И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995 - №2. – С.31-41.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу (Рубинштейн С.Л. «Психологическая наука и дело воспитания»;  Вербова К.В., Кондратьева С.В. «Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции»):

·        педагогическая фасилитация;

·        перцептивные способности учителя;

·        психологическая культура учителя.

По 2-му  вопросу  (Иващенко Ф.И. «Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности»; «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности»;  Надирашвили Ш.А. «Психолого-педагогические вопросы воспитания»; Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя»):

·        воспитание и его закономерности;

·        переход «внешнего во внутреннее» в процессе воспитания;

·        сущность индивидуального подхода к учащимся;

·        пути повышения ответственности учащихся.

По 3-му  вопросу  (Селиванов В.И., Гаврилова С.А. «Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности»; Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности»; Маркова А.К. «Психология труда учителя»):

·        воспитанность и воспитуемость школьников;

·        развитие воли у учащихся в процессе воспитания;

·        самоконтроль, пути его повышения у школьников;

·        рефлексия школьника как основа самовоспитания и саморазвития;

По 4-му  вопросу  (Резниченко М.А. «Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы»):

·        понятие самооценки;

·        виды самооценки;

·        значение самооценки в формировании личности школьника.

По 5-му вопросу (Якиманская  И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»; «Психология воспитания» / Под ред. А.В. Петровского):

  • краткая характеристика личностно-ориентированного обучения;
  • отличия личностно-ориентированного обучения от традиционного.

 

Семинар 6. Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения

 

1.    Психологическая готовность к школьному обучению. Объективные и субъективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника.

2.    Система мотивов учебной деятельности.

3.    Роль социальных мотивов в познавательной деятельности школьника.

4.    Интеллектуальная пассивность учащихся. Помощь школьникам при трудностях в учении.

5.    Повышение интереса к учению через понимание смысла учения.

 

 

Литература:

1.   Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка  Хрестоматия по психологии. Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

2.    Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4.

3.    Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998.  С. 272- 278.

4.   Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

5.   Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

6.   Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 45-52.

7.   Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997

8.      Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153.

9.   Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практ. пособие. – М.:Айрис-пресс,2006. – 256с.

10.    Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 320с.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу (Сидоров К.Р. «Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников»; Липкина А.И. «Как формировать и изменять самооценку»; Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности»; Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. / Под ред. И.В. Дубровиной):

·             понятие психологической готовности к обучению, виды и критерии готовности;

·             субъективные и объективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника;

·             роль самооценки в формировании отношения к учению;

По 2, 3-му  вопросам (Орлова Л.В. «Интеллектуально пассивные учащиеся»; Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»; Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка; психологическая помощь при трудностях в учении / Практическая психология в образовании. / Под ред. И.В. Дубровиной ):

·             условия, необходимые для поддержания и дальнейшего развития познавательной мотивации школьника;

·              интеллектуальная пассивность учащихся, ее проявления.

По 4, 5-му  вопросам (Маркова А.К. «Формирование мотивации учения»; Маркова А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»):

·           основные  направления деятельности учителя по формированию положительной мотивации к учению.

 

Семинар   7.   Педагогическое общение

 

1.    Общение учителя с учащимися на уроке как составная часть педагогической деятельности.

2.    Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе.

3.    Основные области затруднения в педагогическом взаимодейст­вии.

4.    Гуманизация отношений в развивающем обучении.

 

 

Методические рекомендации:

 

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу  (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Кан-Калик В.А. «Психологические аспекты педагогического общения», Бостанджиева Т.М. «Психология педагогической продуктивности», Митина Л.М. «Психология труда и профессионального развития учителя»):

·        понятие педагогического общения;

·        общая характеристика процесса взаимодействия учителя с учащимися;

·        учитель как субъект педагогического общения;

·        педагогическая фасилитация.

По 2-му  вопросу  (Каратаев А.А.,  Тамбовцева. «Индивидуальный стиль педагогическо­го общения»; Маркова А.К. «Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя»; Рюмшина Л.И. «Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов», Мальковская Т.Н. «Учитель- ученик»):

·        понятие индивидуального стиля;

·        классификации стилей педагогического общения и деятельности;

·        основные черты различных индивидуальных стилей педагогического общения.

По 3-му  вопросу  (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя с подростками»; Степанов В.Г. «Психология трудных школьников»):

·        общая характеристика затруднений в педагогическом общении;

·        основные области затруднений в педагогическом общении;

·        ошибки учителя  в педагогическом общении;

·        понятие смыслового барьера между учителем и учеником.

По 4-му  вопросу  (Амонашвили Л.И. «Установление гуманных отношений в процессе обучения»; Бодалев А.А. «Психологические условия гуманизации педагогического общения»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»):

·        общая характеристика учебного сотрудничества;

·        влияние сотрудничества на учебную деятельность.

 

 

 

Семинар  8. Учитель как субъект педагогической деятельности

 

1.    Место и функции учителя в современном обществе.

2.    Педагогические способности учителя и их развитие.

3.    Психологическая культура учителя.

4.  Личностные качества учителя. Самообразование и самовоспита­ние как условие успеха деятельности учителя.

5.  Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

 

Литература:

1.    Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. 2002. № 6. с.  66-71.

2.    Выготский Л.С. Психология и учитель / Хрестоматия по педагогической психологии. Уч. пос. для студ.: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой.- М., 1995.- С.253-258.

3.    Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в струк­туре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.  

4.    Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах учителя / Хрестоматия по психологии. 1977. с. 487-493. 

5.    Горелова. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. - 2002.  - № 6. - С. 20-29.

6.    Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001. Ч.3. Гл.2.                       

7.    Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего учителя // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 57-67.

8.    Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.

9.    Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400с.

10.    Шакуров Р.  Психологическая перестройка трудного учителя // Народное образование. 1993. № 7-8.