2. Содержание СРС и методические указания для студентов

 

Тема 1: Сравнительный анализ психологических концепций обучения

(решение психологических задач)

 

  Методические указания: изучите психологические концепции обучения, используя рекомендуемую литературу. Выявите психологический аспект обучения и его связь с воспитанием и развитием. Рассмотрите внешнюю и внутреннюю стороны обучения и связь между ними.

 

Решите следующие психологические задачи:

1.    Докажите, что психологический смысл процессов обучения, воспитания и развития состоит во внутреннем психологическом преобразовании личности обучаемого. В чем различие двустороннего, педагогического представления об обучении и воспитании от двустороннего психолого-педагогического?

2.    Исходя из возрастных психологических особенностей школьников, объясните, как учитель должен учитывать в обучении и воспитании ведущие типы деятельности, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)?

3.    В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим (из существующей практики обучения)?

4.    В чем принципиальное отличие психологической концепции поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина от  других концепций учения  (как отечественных, так и зарубежных)?

5.    В теории традиционного обучения, как в психологии, так и в педагогике принято считать, что ошибки при обучении неизбежны. Как психологически объясняется принципиальная возможность безошибочного обучения (с позиций теории П.Я. Гальперина)?

6.    Как учитывать в процессе обучения и воспитания «противоречивое единство» в развитии мотивационно-потребностной сферы и интеллектуально-познавательных сил ребенка, его операционально-технические возможности?

 

Литература:

1.    Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.

2.    Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.,1868.

3.    Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 1. С. 36.

4.    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

5.    Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

6.    Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998.

7.    Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1980 (1 том); М., 1981 (2 том).

Тема 2:   Проблемное обучение и развитие учебно- познавательной мотивов

 

  Методические указания: обоснуйте необходимость развития проблемного обучения в нашей стране в 80 гг. (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцева). Проведите аналогию с происхождением трех фаз мыслительного акта (согласно С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Покажите связь проблемного характера обучения с познавательной  мотивацией школьника.

 

Контрольные вопросы:

1.    Психологическая сущность проблемного обучения

2.    Проблемные ситуации (А.М. Матюшкин)

3.    Развитие рассуждающего теоретического мышления школьников как основа проблемного обучения

4.    Пути создания проблемных ситуаций в обучении

5.    Роль проблемного характера обучения в повышении познавательной мотивации школьника.

 

Литература:

1.    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1972.

2.    Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения. Хрестоматия по психологии: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

3.    Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982. № 4.

4.    Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии, 1984. № 5.

5.    Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности учащихся // Вопросы психологии, 1984. № 5.

 

Тема 3:  Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторы обучения.

(просмотр видеоматериалов « Урок в школе»)

 

Методические указания: проанализируйте оценивающую деятельность учителя на уроке.  Раскройте психологическую сущность отметки и оценки. В чем состоит воспитательная и образовательная функции оценки учении школьников. Подчеркните роль содержательной оценки учения школьника в регуляции отношений школьников в микросоциальной среде и формировании самооценки личности школьника.

 

Литература:

1.    Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.,  1980.

2.    Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.

3.    Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация опроса на уроке. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.М. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980. С. 155-161.

4.    Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. № 5.

 

Тема 4: Психологические основы компьютеризации и информатизации учебного процесса

 

Методические указания: дайте характеристику психологическим аспектам теории программированного обучения. Подчеркните, что использование интерактивных технологий обучения основывается на активном участии школьников.  Выделите достоинства и недостатки информатизации образования и проблемы учителя в ее реализации.

 

Контрольные вопросы:

1.    Психологические основы использования интерактивных технологий в образовании (ИТО).

2.    Формы предъявления информации в ИТО.

3.    Способы организации деятельности учащихся при использовании ИТО.

4.    Преимущества ИТО в сравнении с традиционными формами обучения.

5.    Специфика реализации функций учителя при использовании  ИТО в обучении.

 

Литература:

1.    Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.

2.    Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. Т.6. № 6. 1985. С. 8-28.

3.    Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

4.    Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

 

Тема 5: Психологические основы направленного воспитания

 

Методические указания:  раскройте психологическую сущность процесса воспитания, его внутреннюю сторону как путь к сознанию и смыслу через обращение к психологическим теориям личности (отечественным и зарубежным).

 

Контрольные вопросы:

1.    Стадии морального воспитания по Колбергу.

2.    Реализация принципа гуманизма в процессе воспитания школьников.

3.    Основные условия морально- нравственного развития учащихся.

4.    Формирование потребностей как главный источник мотивов и поступков школьников.

 

Литература:

1.    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.

2.    Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

3.    Давлетшин Г. Психолого-педагогические основы нравственного поведения и сознания подростков // Сов. Педагогика, 1976, № 9.

4.     Дружинин. Психология.

 

Тема 6: Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения знаний

 

Методические указания: Проанализируйте теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Покажите связь между процессом формирования умственных действий и развитием личности школьника. Обоснуйте необходимость руководства умственной деятельностью учащихся как условия формирования у них готовности  к усвоению знаний (Н.Ф. Талызина).

 

Контрольные вопросы:

1.    Умственные действия в процессе обучения.

2.    Поэтапное формирование умственных действий.

3.    Проблема содержательного обобщения в обучении.

4.    Проблема управления процессом усвоения знаний.

 

 

Литература:

1.    Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

2.    Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Хрестоматия по психологии.    1977.- с.417.

3.    Психолого-педагогическая характеристика формирования личности  в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. М., 1981.

 

 

Тема 7: Психологический анализ урока

 

Методические указания: Студенты анализируют урок во время просмотра видеофильма «Урок в школе».

 

Контрольные вопросы:

  1. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

  2. Уровни психологического анализа урока.

  3. Схема психологического анализа урока.

 

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч. пос. М., 1999. Ч. 5. Гл.4.
  2. Иванов С.В. Анализ урока. Воронеж . 1975.
  3. Львова Ю.Л. Как рождается урок.  М., 1976.

4.      Схема психологического анализа урока / Бостанджиева Т.М. Методические рекомендации по выполнению заданий в период прохождения психологической практики. Тобольск, 2000 (кафедра психологии).

5.      Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. Раздел 3.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и предварительно рассмотреть предлагаемые в плане вопросы. После просмотра видеофильма «Урок в школе», проанализировать урок, опираясь на основные теоретические положения темы. Анализ урока выполнить в письменном виде. Анализируя урок, следует выделить следующие моменты:

1. Какие цели поставил учитель?

2. Какая форма изложения материала была избрана учителем?

3. В какой степени материал соответствует этой форме (наличие проблемы, возможность членения на части, потребность в об­разном описании)?

4. Как метод изложения соответствовал целям урока?

5. Какие виды обратной связи использованы учителем?

6. В чем проявился учет возрастных особенностей учащихся и инди­видуальный подход к их учебной работе?

7. Достиг ли урок цели?

8. Какие психические состояния учителя и учащихся на уроке? По каким внешним признакам их можно определить?

9. Как учитель создает положительную мотивацию к уроку?

 

Тема 8:  Личностное и профессиональное развитие личности педагога

 

Методические указания: раскройте сущность концепции профессионального становления личности (Т.В. Кудрявцев). Дайте характеристику конструктивного пути развития педагога как личности и профессионала (Л.М. Митина). Назовите причины возникновения и виды профессиональных деструкций (Э.Ф. Зеер). Подчеркните роль внутреннего локуса контроля в профессиональном развитии педагога. 

 

Контрольные вопросы:

1.    Концепция профессионального становления.

2.    Личностное и профессиональное становление педагога.

3.    Внутриличностный конфликт учителя.

4.    Синдром эмоционального сгорания учителя.

5.    Профессиональные деструкции и деформации педагога.

6.    Психологические условия успешного профессионального развития и личностного роста учителя.

 

Литература:

1.    Аминов Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 145.

2.    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Гл. 9. Я-концепция  учителя. с. 302; Гл. 10. Подготовка учителей. с. 333.

3.    Выготский Л.С. Психологическая природа труда учителя / Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.

4.    Кожевникова Э.П. Психологические особенности возникновения педагогической индифферентности. Тобольск, 1999.

5.    Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

6.    Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3.

7.    Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.

8.    Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя // Народное образование. 1998. № 9/10. С.166-170.