Восприятие

Базовый психический процесс отбора, систематизации и интерпретации ощущений называется восприятием. Способность к восприятию формируется у человека и совершенствуется в процессе его жизненного опыта. Воспри­ятие человека представляет собой процесс активного отражения чувственно данного предмета или явления как целостного образа на основе синтеза раз­нообразных ощущений. Активность восприятия выражается в деятельности сознания, направленного на исследование, построение и уточнение образа. Образ как результат восприятия предполагает скоординированную работу нескольких анализаторов, один из которых становится ведущим и проявляет­ся в значимых признаках, свидетельствующих о свойствах воспринимаемого объекта.

Физиологической основой восприятия являются условно-рефлекторные процессы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полу­шарий мозга при воздействии предметов окружающего мира на органы чувств. В корковых отделах анализаторов осуществляется анализ и синтез комплексных раздражений. Анализ выделяет объект восприятия из фона, на его основе все свойства объекта объединяются в целостный образ.

Процесс восприятия включает в себя ряд стадий:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и
принятие решения об отнесении их к одному и тому же объекту.

2.  Поиск в памяти аналогичного  комплекса признаков, позволяющих
судить о характере воспринимаемого объекта.

3.     Поиск характерных для воспринятого объекта дополнительных при­
знаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

4.     Окончательный вывод о виде объекта, приписывание объекту еще не
воспринятых свойств, присущих объекту данного вида.

Схематично структуру приема и обработки информации в процессе восприятия можно выразить следующим образом: раздражитель - органы чувств - нервные импульсы - головной мозг - отдельные ощущения - це­лостное восприятие - эталоны памяти - опознание предмета – мыслительная деятельность - осмысление предмета - внимание. Таким образом, восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых для формирования образа и его осмысле­ния.

Основными свойствами восприятия являются: предметность, констант­ность и категориальность (осмысленность и означенность).

Предметность выражается в способности воспринимать окружающую действительность в форме отдельных предметов, свойства которых вызы­вают определенные ощущения. Предметность восприятия выражается в акте объективации, суть которого И. М. Сеченов пояснил так: "Предметность формируется на основе процессов внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом".

Целостность восприятия состоит в том, что образ чувственно вос­принимаемого предмета не дан полностью, а мысленно достраивается до оп­ределенной формы на основе небольшого набора элементов.

Константность восприятия заключается в способности человека вос­принимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от изменяющихся условий восприятия.

Категориальность восприятия состоит в обобщении признаков пред­мета посредством понятия. У человека восприятие связано с мышлением. Осознанно воспринять предает - значит, мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе объектов. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся найти в нем сходство со знакомыми.

Рассмотренные свойства восприятия не присущи человеку от рож­дения, они формируются в процессе жизненного опыта, опирающегося на синтетическую деятельность мозга.

Основные виды и законы восприятия

В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в процессе восприятия. В зависимости от преобладающего анализатора выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестетиче­ские (мышечные) восприятия. Указанные виды восприятий редко встречают­ся в чистом виде, обычно мы воспринимаем их комбинацию. К сложным формам восприятия относят восприятие пространства, времени, движения.

В связи с тем, что зрение является ведущим органом чувств у человека, исследование свойств восприятия чаще всего изучалось на примере зрения. Большой вклад в исследование факторов, влияющих на организацию зри­тельных образов, внесли представители гештальтпсихологии. С точки зрения М. Вертгеймера, зрительное восприятие подчиняется следующим законам:

1.     Чем ближе друг к другу элементы зрительного поля, тем с большей
вероятностью они объединятся в единый образ.

2.     Похожие элементы проявляют тенденцию к объединению.

3.   Сознание объединяет отдельные элементы, схожие со знакомыми
нам фигурами и формами, в эти фигуры и формы.

4.  Замкнутость восприятия выражается в тенденции отдельных элементов зрительного поля объединяться в целостные образы.

Восприятие пространства включает оценки формы, величины, рассто­яния до предметов и между предметами. Восприятие формы предметов осуществляется на основе взаимодействия следующих факторов: а) врожден­ной способности нервных клеток коры головного мозга (клеток-детекторов новизны) избирательно реагировать на элементы информационной новизны -выделять в зрительном поле световые линии, контрасты, изломы и т. п.; б) законов структурного восприятия, выявленных гештальтпсихологами; в) влияния жизненного опыта, связанного с перемещением человека в про­странстве, движением руки по поверхности объекта.

Восприятие величины предметов зависит от параметров их изображе­ния на сетчатке глаза, участия мышц глаз и руки, от жизненного опыта. Не­подвижные объекты, изображения которых на сетчатке глаза невелики, вос­принимаются как маленькие, напротив, объекты, изображения которых зани­мают значительное место на сетчатке глаза, воспринимаются как большие. При многократном опыте восприятия объектов вступает в силу закон кон­стантности, в соответствии с которым человек способен правильно оценивать форму предметов и расстояние до них.

Глубины (удаленность) предметов человек оценивает при помощи ак­комодации (фокусировки изображения на сетчатке глаза) и конвергенции (из­менения угла зрения между зрительными осями при восприятии удаляющих­ся и приближающихся предметов). Действие аккомодации ограничено 5 м, конвергенции - 450 м. При восприятии объектов, удаленных на расстояние, превышающее 2,5 км, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз. Отсутствие опыта в восприятии удаленных объектов может искажать восприятие. При исследовании воспри­ятия людей, постоянно живущих в густом лесу и никогда прежде не видев­ших предметов на большом расстоянии, обнаружилось, что они воспринима­ли их как маленькие, а не как удаленные.

При восприятии движения учитывается информация из нескольких ис­точников: о наличии движения сообщают нейроны-детекторы новизны, гене­рирующие импульсы при возникновении объекта в поле зрения; скорость движения оценивается по быстроте сокращения мышц, осуществляющих сле­дящие движения, и по быстроте перемещения изображения на сетчатке.

В основе восприятия времени лежат своеобразные "биологические ча­сы": обменные процессы организма и ритмический характер деятельности сердца. Субъективное восприятие времени может замедляться под воз­действием хинина или алкоголя или ускоряться при использовании кофеина. Осмысленная и интересная деятельность ускоряет время, а монотонная, на­против, замедляет. На восприятие времени влияют индивидуальные и возрас­тные особенности. С возрастом замедляются обменные процессы в организме и, соответственно, время для человека течет медленнее.

Экспериментально были выявлены и другие законы восприятия. В их числе закон фигуры и фона. Все, что человек видит и слышит, он восп­ринимает как фигуру на фоне. Фигура - это все, что человек воспринимает отчетливо: значимая информация, связанная с прошлым опытом, потребно­стями, ожиданиями. Под фоном понимается нечто нечеткое, неструктуриро­ванное. Из множества стимулов, воздействующих через анализаторы на мозг, выделится осознаваемая фигура. Находясь в шумной компании, чело­век обязательно среагирует на произнесение своего имени, оно выделится как фигура на звуковом фоне.

Закон константности состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, особенно если восприятие связано с мышлени­ем. То, что однажды было воспринято в качестве фигуры, будет восприни­маться фигурой; то, что было воспринято как фон, и впоследствии будет вос­приниматься аналогичным образом. В соответствии с этим законом мы вос­принимаем предметы при удалении от них и приближении к ним как неиз­менные (если расстояние до предмета не слишком велико). Если смотреть на колесо велосипеда под углом, глаз видит эллипс, но мы осознаем его как круглое. На восприятии сказывается влияние прошлого опыта. И все же мир в нашем восприятии более устойчив, чем реально существующий.

На восприятие влияют ожидания. Люди значительно чаще, чем могут себе представить, слышат и видят то, что ожидают увидеть и услышать. Если человеку на доли секунды предъявить изображение лица без глаз, он "уви­дит" его с глазами. Если к списку слов, написанных по-английски, добавить русское буквосочетание, не имеющее смысла, человек "прочтет" его по-английски.

Важную роль при восприятии играет осмысление. Когда люди сталки­ваются с непонятными явлениями, они пытаются найти им рациональное объяснение, придать смысл. В основном человек воспринимает то, что осоз­нает. Осмысление же зависит от употребляющегося языка. А поскольку каж­дый язык описывает мир в соответствии с традиционно сложившимися в сре­де его носителей представлениями, то и восприятие людей разных культур имеет некоторое различие. Так, например, русскоговорящие различают голу­бой и синий цвета, тогда как англичане воспринимают их как один цвет, "blue". В силу того, что одни и те же понятия в разных языках выражаются разными категориями рода, то и восприятие их различается у представителей разных культур. К примеру, весну русские художники изображали в образе прекрасной девушки (существительное "весна" в русском языке женского рода), а немецкие художники - в образе прекрасного юноши (так как "весна" в немецком языке - мужского рода).

Один из законов восприятия связан с тем, что человек не в состоянии воспринимать и долго удерживать в сознании неизменную информацию. По­стоянный раздражитель умеренной интенсивности перестает восприниматься (например, одежда, наручные часы), монотонное повторение одной и той же фразы ведет к утрате ее смысла и так называемому состоянию пустоты соз­нания. На этом законе основаны магические и мистические техники. Именно поэтому следует особо остановиться на таком психическом феномене как внимание.