Лекции 18, 19. Мониторинг качества школьного образования.

 

1.      Мониторинг в образовании, его достоинства и недостатки.

2.      Виды мониторинга.

3.      Модели проведения мониторинга.

4.      Этапы и уровни  проведения мониторинга качества образования, пользователи и исполнители, доступ к информации.

5.      Показатели качества образования и эффективности образовательной деятельности школ.

 

 

1. Мониторинг в образовании, его достоинства и недостатки

 

Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует по­нимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образо­вания достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процес­сов и результатов образования нормативным требованиям, про­исходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе гово­ря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования [20].

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связан­ных с недостатками в методах преподавания, искажениями в про­порциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебни­ков и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в обра­зовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внут­ри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют руководство школ и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебно­го процесса.

Достоинства и недостатки мониторинга. Совокупность показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тен­денциями в образовании, выработанными правительством стра­ны и другими органами управления образованием. Сбор обшир­ного количества данных и накопление описательной (дескрип­тивной) статистики не только важны для образования, но и име­ют политический смысл.

Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образова­тельных реформах, служить доказательством плохой работы пре­дыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ. Некоторые кри­тики систем мониторинга утверждают, что аналитики специаль­но выбирают для сообщения нужную информацию, которая за­висит от политических целей в образовании и способствует уси­лению централизованного контроля со стороны органов управле­ния образованием за результатами обучения.

Манипулирование данными мониторинга становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на уровне школы, района или региона. Подоб­ное сопоставление будет давать обоснованные результаты при ус­ловии статистической коррекции данных мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой школы относительно средних показателей по району.

Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера. Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать при­чины неудач отдельных учащихся, обоснованно связав их с предметными, социально-экономическими или другими факто­рами. В целом школьная система мониторинга обеспечивает об­ратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах системы обучения.

Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

- использование системного подхода, обеспечивающего слажен­ную работу механизма по сбору; обработке, анализу и интерпре­таций -информации;

- сочетание количественных и качественных методов измере­ния в мониторинге;                       - репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

- корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

-  репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

- привлечение к проведению, мониторинга квалифицирован­ных специалистов и преподавателей школ;

-  использование качественного инструментария и современ­ного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;    

- методическая и финансовая помощь со стороны органов уп­равления образованием разного уровня. 

 

2. Виды мониторинга

 

Классификация видов мониторинга. В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его ос­новные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг. Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структури­зацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличитель­ной чертой информационного, мониторинга является отсутствие анализа эффектов связи и взаимного влияния показателей, сопо­ставления результатов мониторинга на различных уровнях управ­ления качеством образования, выявления тенденций в образова­нии и прогнозирования их влияния на качество образования.

В рамках информационного мониторинга анализ направлен, на выявление степени согласованности данных с некоторыми нор­мами и стандартами. Например, анализ данных мониторинга ат­тестационного тестирования выпускников школ нацелен на уста­новление соответствия учебных достижений выпускников требо­ваниям ГОС [36; 50]. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер биб­лиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д. Эти и другие данные в усредненном виде могут быть отнесены к некото­рым районным или областным стандартам школьного образова­ния.                                                                           

Диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различ­ными темами или разделами учебного плана большинство уча­щихся. Диагностический мониторинг может проводиться на раз­личных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учеб­ного материала и осуществляют деятельность по диагностическо­му мониторингу на уровне класса. В районе диагностические сис­темы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо ус­военных умений и навыков;

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно про­водится с помощью педагогических измерений. В качестве основ­ного инструментария используются корректирующие критериаль­но-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагности­ческими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.

В диагностическом мониторинге не учитываются входные ха­рактеристики учащихся, поскольку главная его цель состоит в том, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны в учебных достижениях и образовательной деятельности независимо от ха­рактеристик учащихся и их возможностей усвоения материала. По­этому данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.

Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вер­тикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым пока­зателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.

При проведении сравнений особое значение имеет анализ свя­зей между показателями и их взаимного влияния. Необходимы до­казательства достаточной полноты совокупности показателей, ис­пользуемой в сравнительном мониторинге, и репрезентативности выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в проведении мониторинга. Специфика анализа данных в сравни­тельном мониторинге и особая ответственность за его результаты вынуждают предъявлять повышенные требования к качеству инструментария, его надежности и валидности. В сравнительном мо­ниторинге обычно используют количественные шкалы, стандар­тизированные тесты учебных достижений и профессионально раз­работанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.

Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, по­скольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные дос­тижения учащихся. Хотя возможности мониторинга этого вида у многих учителей вызывают сомнения и часто являются предме­том критики, мировой опыт свидетельствует о том, что сравни­тельный мониторинг приводит к явным позитивным следствиям. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.

В сравнительном мониторинге обычно используют норматив­но-ориентированные тесты учебных достижений, стандартизиро­ванные на представительных выборках в масштабах всей страны или региона. Таким образом, средние оценки по школам или рай­онам могут быть сопоставлены с региональными и национальны­ми нормами. Наибольшие трудности при проведении сравнитель­ного мониторинга связаны со сбором дополнительной информа­ции по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайон­ных и других сравнений. Выбор этих показателей должен учиты­вать социальные и экономические особенности региона или рай­она, организационные механизмы формирования состава школ и другие факторы, влияющие на качество образования.

Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и нега­тивных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связан­ных с формированием социального заказа и соответствующих по­тенциалу системы образования. Роль прогностического монито­ринга в условиях реформирования российского образования не­уклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии [5]. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим ре­шениям, направленным на текущее функционирование образо­вательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на развитие системы обра­зования.

Опыт реформирования в образовании показал, что стратеги­ческие решения зачастую приходится принимать в условиях от­сутствия необходимой информации, в результате не учитываются все возможные последствия проводимых нововведений и преоб­разований. Примером тому может служить предоставление обра­зовательным учреждениям права на оказание платных (услуг, которое, с одной стороны, сыграло положительную  роль а с дру­гой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, рас­ширению практики использования денежных, средств родителей.

При наличии необходимых информационных условий для раз­работки стратегии на основе анализа внутрисистемных и межсис­темных противоречий можно предвидеть многие негативные последствия реформаторства и принять упреждающие меры на мо­мент осуществления нововведений. Стратегические управленчес­кие решения, направленные на развитие системы образования, должны основываться на вероятностной оценке тенденций в об­разовании, которые следует получать с помощью прогностичес­кого мониторинга. Для прогноза обычно широко используются методы регрессионного анализа и другие математико-статистические методы.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в прак­тике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих корректность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.

 

3. Модели проведения мониторинга

 

Модель соответствия нормам и стандартам. Наиболее простая модель мониторинга нацелена на сбор данных о процессе и ре­зультатах образовательной деятельности, включая их анализ пу­тем сопоставления с установленными нормами и стандартами. До­стоинство модели соответствия нормам и стандартам — в просто­те и оперативности реализации. Недостатки модели — ограничен­ные возможности интерпретации результатов мониторинга, свя­занные с отсутствием достаточного числа характеристик образо­вательной деятельности школ, процессов ее протекания и вход­ных данных об учащихся. В силу отсутствия важной информации модель соответствия нормам и стандартам не позволяет коррект­но сопоставить результаты обучения и сделать обоснованные вы­воды для управления качеством образования.

Модель «вход—выход». Классическая модель «вход—выход», используемая в большинстве стран в системах информационного и сравнительного мониторинга, основана на предположении о том, что входные данные учащихся существенно влияют на ре­зультаты их обучения в школе. К входным данным относят совокупность показателей, характеризующую начальные способности учащегося, социально-экономический статус семей учащихся, ресурсы школы (профессиональный уровень преподавателей школ, размеры финансирования на одного учащегося и т.д.). Выходные данные включают экзаменационные оценки учебных достижений учащихся и выпускников школ и полный перечень освоенных ими знаний и умений.

Учет входных данных позволяет выделить однородные группы школ, начинающих работу в одинаковых условиях, что гаранти­рует корректность внутригрупповых сравнений по конечным ре­зультатам образовательной деятельности. Сравнение, школ с раз­личными входными данными проводится с помощью уравнений множественной регрессии. Таким образом, модель «вход—выход» расширяет возможности мониторинга и позволяет проводить внутригрупповые и межгрупповые сравнения образовательных учреж­дений.

Модель «вход—процесс— выход». В настоящее время большое распространение получила так называемая модель с пятью факто­рами (модель «вход — процесс—выход»). Она включает в себя ком­бинацию характеристик не только результатов, но и процесса обу­чения. К факторам этой модели относятся:

1)  сильное административное руководство;

2)  наличие стабильного и хорошо организованного внутрен­него микроклимата в классе и в школе;

3) .преимущественная ориентация в обучении на формирова­ние у учащихся базовых академических навыков;

4) повышенные требования к учащимся со стороны препода­вателей, ориентирующие учащихся на постоянный прирост учеб­ных достижений;

5)  наличие системы внутришкольного мониторинга, обеспе­чивающей достоверную информацию о качестве образования.

Таким, образом, улучшенная модель системы мониторинга обра­зовательной деятельности — модель «вход—процесс—выход» — включает информацию относительно процессов, протекающих в школе при обучении и воспитании учащихся. В основе расширен­ной модели лежит предположение о том, что совершенствование процесса обучения запланированным образом неизбежно должно привести к более высоким учебным достижениям, что вполне отвечает реалиям в практике образования.

Динамическая модель мониторинга. Большинство сравнитель­ных оценок деятельности школ основывается на межгрупповом анализе и сопоставлении средних оценок учебных достижений, существенно зависящих от контингента учащихся школы и соци­ально-экономической характеристики района, в котором распо­ложена школа. В силу социальной неоднородности заселения раз­личных, районов некоторые школы из года в год получают значительную долю неблагополучного контингента учащихся. Поэтому достижения таких школ при сравнении по конечным результатам обучения могут оставаться незамеченными годами,  несмотря на эффективную образовательную деятельность и усилия педагоги­ческого коллектива. Преодолеть этот недостаток можно, исполь­зуя динамическую модель мониторинга, основанную на анализе динамики изменений в образовательной деятельности школы, вы­явлении их позитивного или негативного характера и степени вли­яния школы на происходящие изменения.

Наиболее эффективная динамическая модель мониторинга стро­ится на измерениях скорости прироста учебных достижений уча­щихся в течение некоторого временного периода. Поскольку на темп развития учащихся существенно влияют начальные способности и характеристики семьи, то учет этих показателей обеспе­чивается без дополнительных усилий при измерениях скорости прироста учебных достижений. В этой связи многие специалисты настоятельно советуют использовать динамическую модель мони­торинга, основанную на измерениях изменений в учебных дости­жениях.

Наработки в статистике, теории педагогических измерений и дизайне тестов в последние десятилетия значительно усиливают преимущества динамического мониторинга. Благодаря теории IRT у создателей тестов появилась возможность построения батарей тестов учебных достижений, включающих отдельные субтесты для учащихся на различных образовательных уровнях без потери со­поставимости результатов тестирования. С этой целью в тесты для двух смежных классов обычно включают блок якорных заданий, одинаковых для обоих тестов. Таким образом достигается связка при построении шкал учебных достижений предыдущих и после­дующих образовательных уровней. Благодаря этой связке резуль­таты мониторинга размещаются на одной непрерывной шкале, которая охватывает длительный период обучения в школе.

 

4. Этапы а уровни проведения мониторинга качества образования, пользователи и исполнители, доступ к информации

Основные этапы мониторинга. При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:

- подготовка исследования;

 -сбор информации-

- обработка информации, ее анализ и интерпретация.

 Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели про­ведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, феде­ральный). По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама систе­ма мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер.

Этапы мониторинга для областного уровня управления. Конкре­тизация этапов мониторинга для регионального или областного уровней управления включает следующие этапы.

I. Подготовка исследования:

- выбор целей создания системы мониторинга, круга пользо­вателей и вида мониторинга;

- подготовка программы работ и плана их проведения, выбор исполнителей;

- определение модели мониторинга;

- формирование совокупности показателей, их операционали-зация, распределение по количественным и качественным уров­ням;

-  выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации;

- разработка инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.);

- формирование репрезентативных выборочных совокупностей учащихся для участия в мониторинговых исследованиях;

-  проведение пилотных исследований качества инструмента­рия (его надежности и вал ид ности), коррекция инструментария,

его стандартизация;

-  выбор шкал и методов шкалирования и интеграции данных мониторинга;

- разработка программного обеспечения для обработки данных мониторинга;

- разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;

- разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.

2. Сбор информации:

-  проведение тестирования и анкетирования;

- проведение собеседований;

- работа с документами;

- организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;

- организация процедур соблюдения конфиденциальности ин­формации.

3.  Обработка информации, ее анализ, интерпретация:

- анализ и чистка сырых данных, обработка данных монито­ринга;

 - оценивание надежности и валидности данных, анализ гене­рализуемости;                                                   

- коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоставимости по группам сравнения;                               

- шкалирование данных мониторинга;

- анализ данных;

- интерпретации результатов анализа;

-  подготовка заключительного отчета по использованию ре­зультатов мониторинга в соответствии с целями его проведения.

Для проведения мониторинга внутри школ перечень этапов должен быть существенно сокращен. В частности должна исчез­нуть разработка инструментария, поскольку делать его имеет смысл лишь профессионалам в городе или области и стандартизовать на таких же выборках для обеспечения корректности межшкольных сравнений. Не нужны также процедуры обработки, анализа и ин­терпретации данных, которые следует проводить в специальных информационно-диагностических центрах, и т.д.

Представление данных. При использовании результатов мони­торинга на каждом уровне (например, при формировании обще­ственного мнения относительно ЕГЭ) необходимо согласовать формат и перечень предоставляемых данных с возможностями восприятия той группой пользователей, для которой эта инфор­мация предназначена. Под согласованием понимается выбор фор­мата представления данных мониторинга, их объема, языка изло­жения и необходимых поясняющих материалов для интерпрета­ции.

Информационная безопасность. Для обеспечения информаци­онной безопасности данных мониторинга следует учитывать раз­личные аспекты использования информации в районе или в регионе. К ним относятся:

- хранение информации в виде баз данных и на бумажных но­сителях;

- систематизация информация, ее структурирование;   

- статистическая обработка информации; 

- анализ результатов обработки;

- интерпретация данных анализа;

- принятие управленческих решений.

 

5. Показатели качества образования и эффективности образовательной деятельности школ 

 

Выбор показателей качества образования. Для реализации вы­бранной модели мониторинга необходимо составить достаточно полный набор показателей, характеризующих качество образова­ния и эффективность -деятельности образовательных учреждений.

Основания по выбору и структурированию совокупности показа­телей могут быть самыми разными, но в целом совокупность по­казателей должна:  

- обладать достаточной полнотой;

- быть  в основной своей части операционализируемой;

- быть признанной и полезной на различных уровнях управле­ния;

 - обеспечивать сбор и сообщение информации относительно образовательной деятельности в соответствии с задачами, решае­мыми в управлении качеством образования;

- быть нацеленной на ту информацию, которая обладает про­гностическими возможностями и является значимой на протяже­нии нескольких лет;

- обеспечивать надежность, простоту, экономическую целесо­образность сбора информации.

В мониторинге качества образования общую совокупность по­казателей можно разделить на следующие подгруппы:

- показатели качества функционирования образовательных си-.стем;

- показатели качества учебного процесса;

- показатели качества результатов обучения;

- показатели качества инновационной деятельности (исполь­зование информационных технологий, передового опыта педаго­гической науки и практики) при обучении;

-  показатели качества, характеризующие материальные вло­жения в образование;

- показатели качества управления образовательными учрежде­ниями.

Первая группа показателей. Показатели первой группы харак­теризуют: качество содержания образования, структуры, образо­вательных программ и форм организации учебного процесса; эф­фективность реализации целей обучения и воспитания; наличие развитых педагогических технологий, качество работы системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и др.

Необходимо также принимать во внимание группу обобщен­ных показателей качества образовательных систем, к которым можно отнести характеристики оперативности принятия управ­ленческих решений, наличие информационных возможностей, эф­фективность прямой и обратной связи в системах, прогнозируемость тенденций развития образовательной системы и т.д.

Вторая группа показателей. Показатели второй группы характе­ризуют уровень доступности и индивидуализации обучения; каче­ство организации образовательного процесса, условия и атмо­сферу преподавания; вариативность учебных программ; соотно­шение традиционных и инновационных технологий обучения и контроля; соответствие структуры и содержания обучения актуальным тенденциям теории и практики образования; степень вне­дрения компьютерных методов в обучение, характеристики дея­тельности образовательного учреждения в основное '(урочное) и не основное (внеурочное) время и т.д.                         

Третья группа показателей. Третью группу составляют показате­ли, характеризующие результаты контроля и оценки учебных дос­тижений учащихся (внутренние и внешние, полученные в процес­се аттестации); качество учебных достижений обучаемых; уровень развития общеучебных и коммуникативных умений; подготовку выпускника школы к жизни в современном обществе высоких тех­нологий; наличие сформированной базы для продолжения образо­вания, умения решать проблемы жизненного характера и т.д.

К остальным группам показателей качества образования отно­сятся характеристики использования передового опыта педагоги­ческой науки и практики при обучении, размеры финансирова­ния образования, кадровое, информационное, материально-тех­ническое и методическое обеспечение.

Дополнительные показатели. При оценке качества образования для принятия управленческих решений необходимо уделять вни­мание дополнительным показателям, характеризующим социаль­но-экономическое развитие страны, региона, области, района, являющимся следствием национальных процессов и связанным с качеством образования.

К ним можно отнести: индекс развития человеческого потен­циала (процент грамотного взрослого населения, количество обя­зательных лет обучения в школе основной доли взрослого населе­ния, количество людей с высшим образованием на 1000 человек); обобщенную характеристику экономической динамики в регио­не; характеристику криминогенной обстановки в районе и мно­гие другие.

Структурирование показателей, влияющих на качество образо­вания. Все показатели, влияющие на качество образования, по разным основаниям можно разделить на группы. В частности вы­деляются не изменяющиеся или слабо изменяющиеся со време­нем факторы (географическое положение школы, ее расположе­ние в городе или в селе, определенном районе города, социаль­но-экономическое окружение образовательного учреждения или социально-экономические характеристики региона и др.) и фак­торы, подверженные динамичным изменениям (педагогический состав, формы и методы дополнительного образования, уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный статус, миг­рационные процессы среди населения России и др.).

Показатели подразделяются на поддающиеся влиянию со сто­роны органов управления образованием, изменение которых можно вести целенаправленно для повышения качества образования, и инвариантные, не зависящие от управленческих воздействий. В первую группу, например, входят: использование передо­вого опыта педагогической науки и практики, размеры финанси­рования образования, кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение. Ко второй группе можно отнести: уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный ста­тус, миграционные процессы среди населения России.