2.7. Влияние наследственности и среды На рост и развитие ребенка оказывают влияние как наследственные факторы, так и окружающая среда. Наследственность—свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом.
Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи
наследственной информации от родителей детям, закономерности
формирования наследственно обусловленных признаков Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении.
Внехромосомная наследственность заключается в наследовании
признаков, которые контролируются факторами, локализованными
Углубленное изучение наследственности началось в XIX веке, В становлении представлений о природе наследственности большое значение имело создание Т. Морганом (Th. Morgan) и его школой хромосомной теории наследственности, было выявлено, что ген представляет собой материальную структуру в хромосомах ядра клетки.
Наследственная информация, заключенная в генах каждой особи,
является итогом исторического развития данного вида и материальной
основой будущей эволюции. Наследственность обеспечивает хранение и
реализацию информации, в соответствии с которой осуществляются жизнь
клетки, развитие особи и ее жизнедеятельность. Ребенок получает от родителей по наследству: внешние признаки (форма отдельных частей тела, цвет глаз, тип конституции и др.), группу крови, свойства нервной системы, определенные задатки (мыслительную способность одаренность, память и т. д.), наследственные болезни.
В ходе развития генотип постоянно взаимодействует со средой.
Совокупность всех свойств и признаков особи, сформировавшаяся Материальные носители наследственности содержат информацию не только о нормальных, но и о патологических признаках. Так, различного рода мутации – генетический груз, накапливаемый в генофонде человека, являются причиной возникновения большого числа наследственных аномалий, от которых страдают сотни миллионов людей нашей планеты. Мутации в половых клетках могут быть связаны с изменением числа хромосом (увеличением или уменьшением) или с изменением их генного состава, поэтому различают хромосомные и генные болезни. К генным болезням относятся врожденная глухота, некоторые формы шизофрении, альбинизм, дальтонизм, гемофилия и другие. Для гемофилии характерно то, что болеют ею только мужчины, хотя ген этого заболевания связан с женской половой хромосомой. Вторая половая хромосома в этой паре у женщин содержит «здоровый» ген, который доминирует над «больным» геном, а у мужчин оказывается только «больной» ген. К числу хромосомных болезней относятся болезнь Дауна (умственная отсталость, связанная с появлением третьей лишней хромосомы в 21 паре), волчья пасть, шестипалость, аномалии глазного яблока (связаны с трисомией в 13–15 парах). Часто лишняя хромосома наблюдается у детей пожилых родителей.
Болезни с доминантным типом наследования или сцепленные
Раннее патогенное влияние на плод не является неизбежным, так как в
процессе последующего развития может произойти компенсация
нарушений. Зародыши отличаются не только высокой чувствительностью к
повреждающим воздействиям, но и весьма большой К факторам, нарушающим нормальный ход зародышевого развития, могут быть отнесены следующие: 1) местные патологические процессы в слизистой оболочке матки, 2) недостаток снабжения зародыша кислородом и питательными веществами, 3) поступление в кровь плода тех или иных вредных для него веществ (лекарственные препараты, алкоголь, никотин, наркотические препараты и др.).
Голод или недостаток в пище матери витаминов, белков приводят к
гибели зародыша или к аномалии его развития. Одним из отрицательных
факторов воздействия на развитие организма является
Большую опасность для плода представляют инфекционные заболевания
матери. Вирусные заболевания, такие как корь, краснуха, оспа, грипп,
гепатит, свинка оказывают негативное влияние на развивающийся плод
преимущественно в первые месяцы беременности, дизентерия,
туберкулез, сифилис, токсоплазмоз – в основном
Факторы, нарушающие нормальное развитие, воздействуют не только
через организм матери, но через отцовский организм. В настоящее время известны более 2000 наследственных болезней, из каждых 100 новорожденных 4–7 детей имеют генетические дефекты. В последние годы большое значение приобретают медико-генетические консультации, где врачи-генетики проводят точный научный расчет возможности проявления того или иного наследственного заболевания.
Таким образом, исходным
условием развития человека являются наследственные факторы,
заложенные в генах. О значении наследственных задатков
говорят факты раннего проявления особой одаренности у детей,
например, музыкального дара, когда о музыкальном воспитании
не могло быть речи. Например, Моцарт, будучи четырехлетним ребенком,
написал свое первое, очень сложное произведение. Известны
исторические факты родовых генных богатств, когда, например, Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки, но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения. Поэтому задача родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни, систематические занятия с ребенком, физические упражнения способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей. Ребенок должен чувствовать любовь со стороны самых близких людей, для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и «заброшенность». При отсутствии заботы дети растут ослабленными, часто болеют, отстают в умственном развитии.
Воспитание и обучение в значительной мере обусловливают те
изменения, которые претерпевает человек с момента рождения и до
наступления зрелости, его мировоззрение, взгляды, мораль,
поступки |