Геронимус Т.М. «Школа мастеров»

 

      Цель программы не сводится к  усвоению отдельных трудовых умений (клеить, вырезать), а подразумевает формирование у ребенка позиции: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться» [1]. Для этого нужно учить детей ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет не созерцателем, а преобразователем. Главная задача учителя – забота о развивающем характере обучения. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно меньше объяснять самим, а больше вовлекать в обсуждение детей.

      Содержание программы разделено не по видам обрабатываемых материалов (работа с бумагой, тканью и т.д.), а по компонентам деятельности: на уроках есть теоретическая работа (интеллектуальная деятельность) и практическая (моторная деятельность). Обе эти части одинаково важны, и поэтому учителю необходимо четко представлять себе содержание каждой.

      Разделы программы:

      Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности. Это:  анализ конструкции изделия,  анализ технологии его изготовления,  сведения об устройстве, назначении, правилах безопасной работы с инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Уровень самостоятельности в мыслительных действиях от класса к классу изменяется. Включены вопросы материаловедения. Они предусматривают опытное исследование некоторых свойств бумаги, ткани и др.материалов. В 3-4 классах изучаются  происхождение и основные этапы промышленного производства материалов.

      Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективный действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала, чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

      Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» представляет перечень операций для каждого класса.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

12

22

14

16

Итого 64 операции

Технология их изготовления описана в методическом пособии «150 уроков труда». Более половины всех операций детям известна с детского сада, новые осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где они используются небольшими фрагментами.

      Четвертый раздел «У нас получаются красивые изделия» представляет перечень изделий для каждого класса. Перечень изделий рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов и др., но этот перечень может быть расширен по усмотрению учителя. Условие: соответственно будут изменены первые 3 раздела.

      Пятый раздел «За год мы узнали новые слова»  является справочником-контролером для учителя, организующего на уроке усвоение терминов. Причем слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу (не Что такое фальцовка?, - а  Что это за инструмент, для чего он нужен?).

      Использование комплекта учебников-тетрадей по труду.

Когда ученик приступает к изготовлению изделия, ему сначала нужно понять, как она устроена, выяснить, для чего нужно такое изделие, из скольких деталей оно сделано, какой формы и размера каждая деталь, как детали соединены друг с другом. Затем возникает вопрос выбора материала, сколько материала понадобится. Чтобы перейти к изготовлению, нужен план – цепочка технологических операций, сопровождаемая информацией о конструкции инструментов, правилах безопасного их использования и, возможно, сути новой, ранее не встречавшейся операции. С целью обеспечения каждого ребенка наглядной информацией и для теоретической, и для практической частей урока  Т.М.Геронимус были разработаны учебники-тетради.

 

      Комплект учебников-тетрадей включает:

1.Три неразъемные тетрадки.

2.Три тетрадки полуфабриката (их разрезают на карточки).

3.Три альбома полуфабриката (с них снимают обложку и каждую страничку складывают «гармошкой»).

 «Учимся мастерить» Тетрадь разбирается на отдельные листы, которые разрезаются на 4 карточки-операции. Всего их 56 штук. На лицевой, цветной стороне карточки написано имя операции и ее порядковый номер в комплекте, на обратной стороне нарисовано,  как эту операцию выполнять.

Карточки разделены по цветам на группы:

10 зеленых – разные виды разметки;

7  красных – операции отделения заготовки от куска материала (отрежем, отпилим);

20 голубых – отделка деталей перед сборкой (надрежем, сложим);

15 желтых – операции сборки (сошьем, склеим);

4 оранжевых – отделка готового изделия (высушим под прессом);

3 пустые карточки белого цвета – для самостоятельного заполнения, если появилась операция, не вошедшая в комплект.

Разбираясь в конструкции изделия, устно план дети не составляют, они выкладывают его из карточек. При этом в работе участвуют абсолютно все. Плюсы: мыслительные операции подкрепляются моторными, называем операцию и можем ее прочесть, следовательно, даже самый слабый ученик не отстает от сильного, чувствует себя уверенно, ни одна операция не будет забыта. Чтобы цепочка из карточек не занимала много места, после того, как план утвержден, карточки складываются стопкой, картинкой вверх. Как только операция выполнена, карточку перекладываем вниз. Т.о, учителю видно, какой объем работы выполнен. Карточки можно применять с первого класса. Карточки можно использовать еще на  этапе подведения итогов.

«Мои помощники инструменты». Тетрадь разрезается на карточки. С лицевой стороны нарисован инструмент и стрелками показаны конструктивные особенности (например, названия частей). Имени инструмента с этой стороны нет, ребенок должен назвать его сам. На уроке ребенок берет инструментальную карточку и вставляет ее в технологическую цепочку карточек. На  обратной стороне карточки дано название инструмента, информация о разновидностях и применении. Но просто прочесть эту информацию нельзя, т.к. она «спрятана» в вопросах: что делают? Чем делают? Все ли инструменты одинаковые? То есть по этим вопросам учитель организует беседу в конце урока при подведении итогов и ставит за ответы отметку.

Кроме карточек, в тетради есть маленькая вступительная статья, по которой удобно познакомить детей с классификацией инструментов по назначению, и кроссворд. Кроссворд состоит из нумерованных картинок. На каждой картинке нарисован человек, выполняющий какую-нибудь работу. Кроссворд нужно отгадывать постепенно, по мере знакомства с инструментами.

Самым тесным образом с этими тетрадями-комплектами карточек связаны неразрезные тетради «Справочник маленького мастера» и «Правила безопасной работы на уроках труда». В них говорится о технологических тонкостях трудовых операций и о безопасном использовании инструментов.

Тетрадь «Бумажкино царство». На уроках дети работают с разными материалами, но чаще всего с бумагой. Тетрадь предназначена для оперативной (не занимающей много времени) теоретической работы на уроках-практикумах, когда изделие делают из бумаги. Тетрадь разрезается на складные двустворчатые карточки. Каждая посвящена какой-нибудь из разновидностей бумаги, используемых на уроке. На обложке каждой складной карточки имеется рамка, в которую нужно вклеить образец бумаги в соответствии с написанным названием. Раскрыв карточку, учащиеся под заголовком «Что можно делать с этой бумагой» увидят ряд картинок-операций и кроссвордные дорожки рядом с каждой. Нужно проанализировать картинку, разгадать название операции и вписать его на место. Третья страничка «Отчего она делается некрасивой» посвящена размышлениям о необходимости предвидеть ситуации, в которых изделие может быть испорчено. Последняя страничка делится на две части. Вверху несколько картинок показывают, как можно использовать эту бумагу (например, для изготовления альбомов). Эти картинки дают почву для размышлений: а почему именно эти изделия? Помогает в размышлениях вторая часть информации под заголовком «Какая она?». Эта часть карточки – ядро всего содержания, потому что здесь перечислены свойства бумаги. Перечень свойств только начат, чаще всего это общие свойства, которые можно определить на глаз. Остальные специфические свойства будут выясняться и записываться постепенно, в ходе изготовления изделий. Таким образом, обеспечивается интеллектуальная деятельность на уроках. Практическая проводится под руководством учителя.

      Для обеспечения самостоятельной практической работы предназначены тетради «Серебряная паутинка» и альбомы инструкционных карточек «Я все умею делать сам».

      Тетрадь «Серебряная паутинка» неразъемная. Она посвящена технологии изготовления ажурного нитяного кокона и превращения его в игрушку. Все содержание тетради разделено на две части: для 3 и 4 классов. Поскольку эта технология совершенно новая для ребенка, первые уроки лучше провести под руководством учителя. Для развития творческого подхода к использованию новых знаний и умений в конце тетради помещены фотографии изделий, конструкция которых предусматривает использование сразу нескольких материалов. Т.о. учащиеся научатся не только делать необычные игрушки, но на практике освоят изменение свойств хорошо известных материалов: нитка, смоченная в клее, становится блестящей, жесткой, почти совсем не горит.

       Альбомы инструкционных карточек «Я все умею делать сам» для 2,3,4 классов. Разбираются на отдельные листы. Из каждого листа образуется инструкционная карточка-гармошка. В ней описан порядок изготовления одного изделия. Все карточки устроены одинаково. На первой странице нарисован портрет изделия, под ним –имя. По содержанию они делятся на несколько рубрик:

            - «Рассмотрим картинку». Ученик самостоятельно разбирается в конструкции изделия. Краткий пояснительный текст делает иллюстрацию более понятной.

            - «Нам понадобятся». Перечислены материалы, инструменты и приспособления для работы.

            - «Приготовим рабочее место». Текст чаще всего отсутствует. Нарисована крышка парты с разложенным на ней оборудованием.

            - «Сборка».

            - «Не забывай правила безопасной работы». Здесь помещены от двух до четырех правил, соблюдение которых важно для изготовления этого конкретного изделия.

            - «Творческая страничка». Поскольку карточка предназначена для индивидуальной работы без помощи учителя и поэтому снабжена подробной инструкцией, роль ученика – исполнитель. Изготовив изделие, он приобретает определенные знания и умения, которые нужно реализовать в творческом плане, т.е. перенести на другой объект. Для этого и сформулировано текстовое, сопровождающееся иллюстрациями-подсказками задание. Уровень сложности таких заданий разный.

            - «Выкройки для шаблонов». Пользуясь этой рубрикой, нужно самостоятельно изготовить шаблоны или перевести их контуры на кальку, чтобы потом разметить все детали на просвет. На каждой выкройке написано название детали и нужное их количество.

Девиз комплекта «Я САМ!»

      К достоинствам программы можно отнести ее полную обеспеченность и продуманность в организации практической самостоятельной деятельности детей, богатый материал по выполнению различных изделий,  четкая организация работы над каждым изделием. Причем, освоив те или иные операции, учащийся в дальнейшем может выполнять их самостоятельно при работе над другим изделием. Важным моментом является направленность на развитие учащихся – не просто выполнить изделие, а продумать весь ход работы от анализа конструкции до оформления готового изделия. К недостаткам программы можно отнести ее некоторую перегруженность материальным обеспечением  и отсутствием, с другой стороны, материалов, связанных с вовлечением детей в процесс наблюдения за природой, миром вещей, ознакомлением с ремеслами, видами искусств, развитие у них эстетических вкусов и чувств. Тем не мене, данная программа является одной из наиболее используемых в начальной школе и вызывает заслуженный интерес педагогов-практиков.