Внеклассная и внеурочная работа по технологии
Внеклассные занятия по окружающему миру выступают в качестве дополнительной.
формы учебно-воспитательной работы с детьми. Внеклассная работа – это форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности. Внеклассная работа учащихся отличается тем, что:
-отсутствует обязательная программа;
-педагог осуществляет консультативную помощь;
-работа строится на инициативности детей;
-деятельность имеет творческий, исследовательский характер;
-работа не регламентирована жесткими временными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем;
-в работе могут принимать участие как одновозрастные, так и разновозрастные дети.
К внеклассной работе по технологии можно отнести:
- классные часы, эстетические беседы о профессиях, промыслах, искусствах, ремеслах, технических достижениях, беседы – игра («Путь батона хлеба», «Путь письма»);
- диспуты («Самые популярные профессии», «Профессия и риск»);
- конкурсы, соревнования (украшение класса к Новому году);
- поручения;
- наблюдения;
- трудовые проекты;
- праздники (урожая, деревьев, цветов, птиц, хлеба), дни профессий;
- кружковая работа.
Внеурочная работа включает работу над домашним заданием, которое может включать наблюдения, исследования, поиск информации, практическую работу.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Многие методисты, разрабатывающие проблемы организации обучения технологии, рассматривают исследовательскую и проектную деятельность учащихся как наиболее продуктивные способы развития учащихся средствами материала учебной дисциплины «Технология».
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Можно указать на следующие виды исследовательской работы, проводимой в рамках технологии:
1)по сложности:
- исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание), что позволят описать явные свойства материалов, используемых в работе, а также определить, основываясь на знании его свойств, на что нужно обратить внимание при работе с данным материалом;
- вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождении ответов на них;
- собственно исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение темы, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.
Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойствен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, учащиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования;
2)по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс). На уроках технологии, как правило, реализуются коллективные либо групповые исследования. Индивидуальные исследования могут быть предложены педагогом с учетом готовности учащихся конкретного класса к подобному виду деятельности;
3) по месту проведения: урочные, внеурочные. На уроке, как правило, проводятся кратковременные исследования, направленные на выявление различных свойств материалов, на выдвижение и проверку конструкторских идей и проч. Вне урока возможно проведение более глубокого исследования. К примеру, найти информацию о технологии, историю ее происхождения, разработать и представить изделие в данной технике.
- по времени: кратковременные или долговременные.
Проект (от лат. –«брошенный вперед») - метод обучения (может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе). Проектная форма деятельности – система учебно-познавательных действий ребёнка, направленных на самостоятельный поиск и решение различных задач с обязательным представлением результатов своих действий.
Наибольшее влияние проектная деятельность оказывает на следующие группы умений: исследовательские (генерировать идеи и выбирать самое лучшее); социального взаимодействия (сотрудничать, организовывать взаимодействие, направлять совместную деятельность на достижение результата); оценочные (ход, результат деятельности); информационные (самостоятельный поиск информации, оценка ее достаточности); презентационные (выступать, отвечать на вопросы, использовать наглядность).
По мнению Н.М.Конышевой, проектная деятельность младшего школьника имеет следующие особенности:
- проектная деятельность младших школьников направлена на формирование способов познавательной и творческой деятельности;
- проектная деятельность детей нацелена на «открытие для себя»;
- главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;
- проектная деятельность младших школьников должна быть направлена на углубление общеобразовательной подготовки и развитие творческих способностей.
Разумеется, проекты младших школьников не могут быть абсолютно самостоятельными и требуют координации деятельности со стороны учителя и максимальной направляющей помощи родителей, особенно в случаях выполнения внеурочных проектов.
По мнению Е.А. Лутцевой, творческий проект в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения выполненная под руководством учителя. Творческие проекты по технологии могут быть коллективными или индивидуальными. Она определяет следующий порядок работы над проектами по технологии:
1 этап. Разработка проекта
1. Целеполагаение. Осознание назначения.
2. Определение объекта и направлений деятельности:
- изделие или информация;
- какова конструкция изделия или форма подачи информации;
- какие материалы использовать;
- зарисовки, схемы, эскизы, чертежи объекта;
- выбор лучшего варианта.
3. Осмысление технологии изготовления:
- технологическая последовательность выполнения;
- возможные конструкторско-технологические проблемы;
- как решить эти проблемы;
- инструменты.
2 этап. Выполнение проекта
1. Воплощение замысла:
- изготовление изделия или подготовка информации;
- дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию).
3этап. Защита проекта
При защите важны ответы на следующие вопросы:
1. Что решили делать и для чего.
2. Как рождался образ объекта.
3. Какие проблемы возникали.
4. Как решались проблемы.
5. Что получилось.